Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ONLINE-УРОКОВ НА ПЛАТФОРМЕ TEAMS

Рытикова Анастасия Сергеевна,
учитель информатики,
Константинова Екатерина Олеговна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ г. Иркутска СОШ №77,
г. Иркутск
Аннотация: В сложившейся ситуации пандемии Covid-19 многие педагоги столкнулись с рядом проблем, которые затрагивают организацию учебного процесса. Данный пример доказал, что цифровые образовательные ресурсы имеют место быть и выигрывает не тот педагог, у которого колоссальный опыт за спиной обучения в классе, а тот, который успешно адаптируется к ситуации и использует современные цифровые технологии в обычной жизни. Важно видеть положительные моменты в дистанционном обучении.
Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он делает процесс обучения более наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого ученика темпе, а также позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например, бесконечных записей на доске, отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний.
Такие платформы, как Учи.ру или Zoom, с одной стороны, оказывают огромную поддержку педагогу, с другой – имеют ряд недостатков. В современном быстро меняющемся мире нам уже вряд ли можно обойтись без использования ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Понимая это в период дистанционного обучения, мы пыталась выбрать нужный ресурс. Наш выбор остановился на платформе Microsoft Teams. В данной статье мы рассмотрим все положительные стороны данной платформы.
Ключевые слова: дистанционное обучение, online-урок, педагогические компетенции, виртуальный класс (команда).

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Н. Рыленков


Применение цифровых технологий в учебном процессе, в XXI веке можно рассматривать как гибкую модель организации учебного материала, которая ориентируется на включение школьников в самостоятельную деятельность. В основе такой деятельности лежит личностный опыт учащихся, обогащенный рефлексивным анализом и проблемным диалогом. На наш взгляд, овладение цифровыми технологиями в будущем, позволит учителям более эффективно развивать профессиональные компетенции, в условиях образовательной организации, участвовать в создании и реализации профессионально-значимых проектов, повышающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность.
Организованный переход школ на дистанционный формат обучения поставил перед учителями ряд сложных задач. Педагогические работники оказались в необычной реальности, когда необходимо было быстро приобретать новые компетенции, учиться работать на разных онлайн платформах, переходить из класса в учебном кабинете в виртуальный класс. В бесконечном поиске, той самой платформы, которая будет интуитивна понятна и ученикам, и учителям, наш выбор остановился на платформе от Microsoft Teams.
К преимуществам платформы Teams можно отнести:
-           возможность участия в online мероприятии с любых устройств (мобильный телефон, планшет, компьютер);
-           управляемость пользователями со стороны организатора собрания (урока) (включать/выключать звук, поднимать/опускать руку);
-           бесплатная возможность проведения онлайн мероприятия без ограничения по времени;
-           бесперебойность работы при стабильном интернете у пользователей;
-           наличие виртуальной доски и функции демонстрации экрана, позволяющей показывать презентации, заходить на обучающие сайты на online уроке, просматривать видео совместно с участниками мероприятия;
-           возможность записи online урока.
Указанные выше преимущества позволяют организовать проведение online урока в понятной и доступной форме. Обучающиеся с удовольствием посещают такие собрания (уроки).
Базовой версией Microsoft Teams можно пользоваться бесплатно. В нее входят: чат, разделение работы и задач по командам, возможность добавлять неограниченное количество пользователей, хранилище на 10 ГБ на всю команду и 2 ГБ на пользователя, возможность делиться файлами, более 250 интегрированных приложений, звонки и онлайн-встречи, возможность делиться экраном.
Главный раздел Microsoft Teams – Команды (классы). Здесь можно объединять рабочие группы, создавать каналы, делать объявления, публиковать новости из приложений и планеров, делиться файлами и сайтами, вместе работать над документами и анонсировать online-уроки.
Команда (класс) – это пользователи, которые объединены общей целью или характеристикой. Это может быть класс из вашей школы. Ученики, которые попадают в команду, видят все ее каналы.
Сильное отличие чата Microsoft Teams от других платформ – возможность развернутого форматирования текста. В окне можно делать текст жирным и зачеркивать, создавать нумерованные списки, вставлять ссылки и цитаты.
С целью поддержания стойкой мотивации на online уроках через платформу Teams. Мы используем приём «проблемный вопрос». На каждом уроке, обучающимся предлагается проблема, которую они решают совместно с учителем, используя учебник. Таким образом, на уроке педагог ориентируется не только на предметные результаты, но и на метапредметные.
Если вы хотите связаться с конкретным учеником через чат в разделе «Команды», укажите его имя через знак @, например, @имя_фамилия.
Собрания в Microsoft Teams – это взаимодействие с командой через видео-звонки. Вы можете общаться в формате совещания, выступать в роли докладчика, делиться экраном и пользоваться чатом.
Присоединяться к собраниям (урокам) Teams можно с любого устройства. Всем участникам запланированных собраний автоматически приходят оповещения. Есть возможность сделать видеозапись собрания.
Для того чтобы заинтересовывать учеников в Teams мы используем средства наглядности – презентации, видеоролики, интерактивные карты и т.д..,
Для организации контрольного тестирования, фронтальных опросов используем Microsoft Forms, очень удобно использовать по ходу урока при объяснении нового материала, когда ограничен во времени, для этого создаешь форму с опросом и сразу получаешь результаты. Также для обратной связи на уроке используем задания, в которых на слайде предоставляется несколько вариантов ответа. Обучающиеся должны написать свой правильный, по их мнению, ответ в чат, поставив число 1 или 2, что позволяет «включить» всех участников онлайн урока в работу.
Для работы со старшеклассниками в режиме групповой работы применяем следующее, копируем ссылку презентации из облачного хранилища One Drive, над которой им предстоит работать, отправляем ее в беседу класса для выполнения задания, после выполнения ученики в онлайн режиме проводят защиту выполненной работы, по ходу остальные ученики в комментариях могут задавать вопросы. Данная форма работы требует предварительной подготовки (создания каналов, т.е. подгрупп).
Также на своих уроках применяем инструмент доска для совместной работы, удобно использовать, когда ребятам необходимо отмечать что-то на картах по истории, решать задачи на информатике. В данном приложении все участники разу видят вводимую информацию.
Подводя итог, важно представить рекомендации по использованию платформы Teams для проведения online уроков. В первую очередь не надо бояться учить детей в online. Профессионалы в офлайн смогут легко стать профессионалами и в online формате. Благодаря инструкциям разработчиков платформы Teams, а также различным видеоматериалам на YouTube с пошаговой демонстрацией работы на платформе, учитель может в короткие сроки освоить использование Teams.
Список литературы:
1.Блинов В.И., Сергеев И.С. Четыре года открытий: Проектная неделя глазами практика // Лицейское и гимназическое образование. – 2002, -№9.- С.29-35.
2.Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000, - № 7. - С.151-157.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров. – М.: Академия, 2003 – 224 с.
4.Как обеспечить удаленное и дистанционное обучение. [Сайт Microsoft/ образование]. URL: https://www.microsoft.com/ru-ru/education/remote-learning (дата обращения: 13.10.2020).
Сентябрь 2021