Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Авдеева Л.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авдеева Лариса Викторовна
учитель-логопед, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Росток» г. Ульяновска, г. Ульяновск

Библиографическое описание: Авдеева Л.В. Использование инновационных технологий на логопедических занятиях по формированию словообразования у младших школьников // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.

Овладение словообразованием подчиняется тем же закономерностям, что развитие речи ребенка в целом. Формирование словообразования в онтогенезе очень тесто связано со становлением и развитием познавательной деятельности ребенка, процессов синтеза, анализа, обобщения, сравнения, определения различия и сходства в семантике и формально – языковых признаках родственных слов, функционированием механизмов, обеспечивающих усвоение речи в целом. Многие исследователи рассматривали проблемы формирования и развития словообразования и словоизменения детей с нормой речевого развития. К ним можно отнести Яшину В.И., Алексееву М.М., Лепскую Н.И. и Фомичеву М.Ф. Однако вопрос об особенностях словообразования и словоизменения детей до настоящего времени остается одним из недостаточно изученных в логопедии, а, следовательно, актуальных для исследования.

По мнению Арушановой А.Г. основным источником развития навыков словоизменения и словообразования детей является постоянное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с их участием. В младшем дошкольном возрасте, это ситуативно-деловое общение, в старшем - внеситуативное. В семье такое общение появляется и разворачивается непреднамеренно и спонтанно. В своих трудах Тамбовцев А.Г. пишет, что наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3,5 – 6 лет. В этот период формируется словопроизводство, обобщенные представления о правилах и нормах словообразования. К концу дошкольного возраста детское словообразование приближается к норме. Но по вышеописанному сценарию происходит процесс становления словообразования у детей без отклонений в речевом развитии. Учителям-логопедам, чаще всего, приходится иметь дело с детьми, имеющими ОНР. С точки зрения уровня несформированности грамматического строя речи данная категория детей характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи.

У детей с нарушенным речевым развитием формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.

Так как к школьному периоду у детей с ОНР обнаруживается несформированность навыков практического словообразования, они испытывают большие трудности при прохождении и освоении многих тем по русскому языку: глухие и звонки согласные, однокоренные слова, безударные гласные. Например, при прохождении темы звонкие и глухие согласные ребенок должен быстро подобрать однокоренное проверочное слово. Дети с ОНР механически усваивают алгоритмы образования проверочного слова: множественное число, существительные с суффиксом –ИЩ, уменьшительно – ласкательная форма, образование прилагательного или глагола. Чаще всего они применяют первые три алгоритма и проводят проверку по аналогии. (Друг – дружок, дружище; гладкий – гладенький, глады, гладище) Большие трудности дети испытывают при прохождении темы безударные гласные. Учителя русского языка порой встают в тупик, так как для детей с ОНР слова море, морской, морилка являются однокоренными или однозначными. Они упускают семантику слова. Однако благодаря использованию инновационных компьютерных технологий учитель-логопед может помочь ребенку освоить данную тему. Для примера приведем использование общедоступных программ Microsoft Office в процессе проведения логопедического занятия при прохождении тем однокоренные слова; безударные гласные; согласование существительного с прилагательным; развитие фразовой речи. Компьютерные упражнения в этом случае позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с партнером необходимое для ребенка число раз, что в реальной жизни затруднено.



Рисунок 1. Фрагмент урока с использованием инновационных технологий

Данный рисунок можно вывести на интерактивную доску и вместе с обучающимися разобрать, какие однокоренные слова можно подобрать к слову «море», затем проработать проверку безударной гласной в корне в подобранных однокоренных словах, как прилагательное «морской» согласуется с существительными разных родов. Таким образом, мы задействуем не только слуховую, но и зрительную память. Яркие картинки воздействуют на эмоции детей, тем самым способствуя лучшему усвоению материала.



Список литературы:

1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника / А.Г. Арушанова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.

2. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы / О.И. Кукушкина //Дефектология. - 1994. - № 5. – С. 21-25.

3. Репина 3. А. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения / З.А. Репина, Л.Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. – 2004. - № 5. – С.283-285.

4. Тамбовцева А.Г. К проблеме онтогенеза правил словообразования / А.Г. Тамбовцева, Ф.А, Сохин // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку. – М.: АН СССР, Ин-т языкознания, 1978. – С. 35-52.