Библиографическое описание:
Нестругина И.В. Межличностные отношения в коллективе младших школьников // Современная начальная школа. 2021. № 22. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/22.pdf.
Что бы понять межличностные отношения в коллективе младших школьников, необходимо изучить понятие межличностных отношений в психологии. Сначала рассмотрим сущностную характеристику понятия «межличностные отношения», под которыми мы понимаем субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Необходимо проанализировать особенности личности младшего школьника. Ведущей деятельностью для младшего школьника является - учебная. Социальная ситуация развития связана с особенностями школьного обучения. У детей продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. Складывается новое представление о самом себе.
Выявить приемы, методы оптимизации межличностных отношений в коллективе младших школьников. Основными направлениями являются: организация общих коллективных дел, совместное посещение концертов, спектаклей; совместное проведение праздничных дней; использование на уроках игр, учебное сотрудничество и внеурочная деятельность. Программы по внеурочной деятельности создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Они способствуют более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Провести исследование межличностных отношений в коллективе младших школьников: социометрия Дж. Морено и анкетирование. Создатель социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж.Морено считал, что совокупность межличностных отношений в группе составляет ту первичную психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Результаты исследования должны показать, что класс является сплочённым или не сплоченным.
Разработать практические рекомендации по оптимизации межличностных отношений в коллективе младших школьников. Подобрать методическое обеспечение, в качестве игр и упражнений для организации работы учителя по формированию межличностных отношений в коллективе младших школьников. Одним необходимым игровым элементом является погружение или разминка. Поскольку любая учебная игра предполагает активное участие, то необходимость подготовки обучающихся к такому действию очевидна. Трудно ожидать от участников, которые еще не успели настроиться на активную деятельность, мысленно отбросить личные дела и проблемы, что они сразу включатся в работу. Поэтому начинать игровое занятие нужно с интеллектуальной разминки. Хотя это утверждение не исключает в определенных случаях применение физической разминки, как эго практикуется в социально-психо- логическом тренинге для повышения функционального состояния участников в начале рабочего дня или после обеда. Но для учебных игр более характерна интеллектуальная разминка.
При выполнении вышеуказанных рекомендаций можно понять особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте имеют свою возрастную специфику. Ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия с первых дней пребывания в школе. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определённую динамику и закономерности развития. Важнейшими факторами, обеспечивающими младшему школьнику благоприятное положение в системе личных взаимоотношений в классе, являются нравственные и эстетические стандарты: общительность, организаторские способности, общественная активность, положительные качества личности, такие как самостоятельность, уверенность в себе, честность, доброта.
Важнейшая роль по формированию оптимальных межличностных отношений младших школьников принадлежит педагогу.
Инна Васильевна Нестругина
Библиографический список
1. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА информ», 2003 – 312 с.
2. Грейс Крайг. Психология развития / Грейс Крайг. – Серия «Мастера психологии», 2002. – 992 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина [и др.], под общей ред.М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
Нестругина И.В. Межличностные отношения в коллективе младших школьников // Современная начальная школа. 2021. № 22. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/22.pdf.
Что бы понять межличностные отношения в коллективе младших школьников, необходимо изучить понятие межличностных отношений в психологии. Сначала рассмотрим сущностную характеристику понятия «межличностные отношения», под которыми мы понимаем субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Необходимо проанализировать особенности личности младшего школьника. Ведущей деятельностью для младшего школьника является - учебная. Социальная ситуация развития связана с особенностями школьного обучения. У детей продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. Складывается новое представление о самом себе.
Выявить приемы, методы оптимизации межличностных отношений в коллективе младших школьников. Основными направлениями являются: организация общих коллективных дел, совместное посещение концертов, спектаклей; совместное проведение праздничных дней; использование на уроках игр, учебное сотрудничество и внеурочная деятельность. Программы по внеурочной деятельности создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Они способствуют более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Провести исследование межличностных отношений в коллективе младших школьников: социометрия Дж. Морено и анкетирование. Создатель социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж.Морено считал, что совокупность межличностных отношений в группе составляет ту первичную психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Результаты исследования должны показать, что класс является сплочённым или не сплоченным.
Разработать практические рекомендации по оптимизации межличностных отношений в коллективе младших школьников. Подобрать методическое обеспечение, в качестве игр и упражнений для организации работы учителя по формированию межличностных отношений в коллективе младших школьников. Одним необходимым игровым элементом является погружение или разминка. Поскольку любая учебная игра предполагает активное участие, то необходимость подготовки обучающихся к такому действию очевидна. Трудно ожидать от участников, которые еще не успели настроиться на активную деятельность, мысленно отбросить личные дела и проблемы, что они сразу включатся в работу. Поэтому начинать игровое занятие нужно с интеллектуальной разминки. Хотя это утверждение не исключает в определенных случаях применение физической разминки, как эго практикуется в социально-психо- логическом тренинге для повышения функционального состояния участников в начале рабочего дня или после обеда. Но для учебных игр более характерна интеллектуальная разминка.
При выполнении вышеуказанных рекомендаций можно понять особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте имеют свою возрастную специфику. Ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия с первых дней пребывания в школе. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определённую динамику и закономерности развития. Важнейшими факторами, обеспечивающими младшему школьнику благоприятное положение в системе личных взаимоотношений в классе, являются нравственные и эстетические стандарты: общительность, организаторские способности, общественная активность, положительные качества личности, такие как самостоятельность, уверенность в себе, честность, доброта.
Важнейшая роль по формированию оптимальных межличностных отношений младших школьников принадлежит педагогу.
Инна Васильевна Нестругина
Библиографический список
1. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА информ», 2003 – 312 с.
2. Грейс Крайг. Психология развития / Грейс Крайг. – Серия «Мастера психологии», 2002. – 992 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина [и др.], под общей ред.М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.