Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Хорошавина О.В. СЦЕНАРИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ, ПРИУРОЧЕННОГО К 30-ЛЕТИЮ ПРИНЯТИЯ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Библиографическое описание:
Хорошавина О.В. Сценарий образовательного события, приуроченного к 30-летию принятия Конвенции о правах ребенка // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.

Направление: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Педагогическая технология: технология групповой деятельности.

Возрастная группа: 1-3 класс.

Цели:

- знакомство детей с международными документами о правах человека и закреплёнными в них правами детей;

- воспитание правовой культуры школьников, выработка ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения, прав человека, выполнения обязанностей;

- содействие личностному росту школьника, как гражданина своей страны, развитию умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека.

Задачи:

- организационные (сотрудничество и координация деятельности всех заинтересованных лиц на всех уровнях);

- содержательные (структурирование и адаптирование учебного материала по правовому образованию к задачам нравственного, патриотического воспитания и воспитания правовой культуры).

Подготовительная работа: перед занятием организовать конкурс рисунков по материалам Конвенции о правах ребенка; подготовить презентацию, отражающую ход мероприятия; провести предварительную работу с группой обучающихся для выступления (3 человека); пригласить сотрудника прокуратуры, отвечающего за направление работы с несовершеннолетними детьми и подростками.

Сценарий внеклассного занятие в начальной школе "Час правовой ответственности"

1. Орг. момент.- Здравствуйте. Я рада Вас приветствовать на нашей встрече. Сегодня к нам пришел очень важный гость (представить сотрудника прокуратуры).

2. Беседа. Подводящий к теме диалог.

- Сегодня у нас состоится разговор о правах человека, а конкретно о ваших правах, правах детей.

Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними пришли и главные вопросы.

Что люди могут делать и что не могут?

Что они обязаны делать и что не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

- А что такое право?

- Я попросила Ковалеву Настю найти толкование этого понятия в словаре Ожегова.

Отвечает ученица (заранее подготовленный материал).

3. Воспитатель

Право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

- Где записаны права человека? (Во " Всеобщей декларации прав человека".)

- А конкретно права детей? (В "Конвенции о правах детей".)

4. Демонстрация книжных изданий документа.

- Вот как выглядят эти документы.

Декларация прав человека. Конвенция.

- Сегодня на нашей встрече мы будем говорить о документе "Конвенция о правах детей", т.к. именно 20 ноября исполнилось уже 30 лет со дня выхода этого документа.

5. Выступление ученика (заранее подготовленный материал)

- С кратким рассказом об этом приглашаем Сорокина Андрея.

Конвенция — это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на правовых нормах, в основе которых лежит уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам, а также утверждает необходимость формирования у детей осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения. В Конвенции содержаться 54 статьи.

6. Путешествие по сказкам (сопровождается показом слайдов)

- Все из вас знают сказку «Три поросенка». Кто нарушал права других в этой сказке? Что хотел сделать волк с поросятами? (он хотел их съесть). А какое право нарушил волк? (право на жизнь)

- И у нас с вами, ребята, тоже есть право на жизнь, и никто не имеет права лишить вас жизни. А кто защищает наше право на жизнь? (Полиция). А какой номер телефона полиции в экстренных случаях?

- Вот еще помню сказку. «Маша и медведь».

Маша: Отпусти меня, медведь,

К дедушке, к бабушке.

Медведь: Нет! Будешь у меня жить,

Будешь печку топить,

Будешь кашу варить,

Меня кашей кормить.

- Напомните, пожалуйста, имел ли право медведь удерживать Машу?

- Какое право он нарушил? (Право на свободу.)

7. Разбор ситуаций.

- Скажите, пожалуйста, какие права одноклассников, друзей, а значит и свои, вы уважаете и стараетесь не нарушать.

(- Я, уважаю, твоё право на учёбу и не стану отвлекать тебя на уроках.

- Я, уважаю, твоё право на владение личным имуществом и не буду без разрешения брать линейку:т.д.)

- Очень хорошо, что вы знаете и стараетесь уважать права одноклассников.

8. Обсуждение плакатов и рисунков, подготовленных детьми (рисунков и плакатов размещены на слайдах в презентации)

- Продолжая нашу беседу, хочется обратить внимание на выставку. Ребята изготовили плакаты на тему «Нарисуй свои права». Внимательно рассмотрите их.

- А сейчас задание. Я порошу выйти к экрану и пояснить, какое право изображено на рисунке (дети выходят к экрану и определяют по рисункам товарищей какое из прав изображено)

- Молодцы. Мне нравится тот факт, что многие из вас знают свои права.

- К сожалению, в жизни бывают неприятные ситуации. Человек, нарушая права другого, забывая свои обязанности, совершает насилие над другим человеком.

- Скажите, пожалуйста, когда в коллективе, обществе всем жить хорошо?

(Когда все выполняют свои обязанности и не нарушают права.)

9. Разговор об обязанностях. Выступление представителя прокуратуры.

- Каждому праву соответствует обязанность. Например, ваше право на свободу высказывания, ограничено обязанностью, не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека.

- Это ваша обязанность. А что такое обязанность?

- Мы попросили Савельеву Кристину найти в словаре Ожегова толкование этого понятия.

10. Выступление ученицы. Обязанность – Круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

- Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду: в школе, дома, в общественных местах. Главное о них помнить и выполнять.

11. Гость:- Вернемся к разговору об обязанностях. Какие обязанности школьника вы знаете?

1. Прилежно учиться.

2. Выполнять требования педагогов.

3. Соблюдать технику безопасности.

4. Беречь школьное имущество.

5. Выполнять распорядок дня.

6. Придерживаться правил культурного поведения.

7. Уважать права других.

- Мы говорили об обязанностях, а вернулись к правам.

- Почему? (Нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав)

12. Итог. Рефлексия

- Какое право детей, вы считаете самым важным? (право на жизнь) Почему? (выслушиваются все мнения детей)

- А как вы понимаете фразу "я уважаю, твоё право на личную неприкосновенность? (значит не бить, не толкать другого человека, не обижать словом, т. е. беречь его жизнь, как свою)

- Мне бы очень хотелось, чтобы вы знали права и обязанности, уважали их, а значит, соблюдали.

- Спасибо всем за эту встречу. Наш разговор закончен, но разговор о правах и обязанностях еще не раз состоится у вас в группах.

13. Награждение участников конкурса рисунков и плакатов дипломами и грамотами.

Литература: Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева. Права ребёнка. Пособие для начальной школы. Издательство: Вита Пресс, 2018 г.