Высшая школа делового администрирования
Конференции
Февраль 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Заяц Галина Константиновна
учитель
Зиновьева Галина Ивановна
учитель
Костюкова Ирина Ивановна
учитель
МКОУ ОШ № 30 города Белгорода

В концепции модернизации Российского образования одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями для обучения и развития. Для социализации ребёнка в современном мире, формирования жизненной компетенции особенно важно вовлечение ребенка с ОВЗ в социально значимую деятельность, которая бы активизировала процесс познания, стимулировала инициативу, повышая его социальный статус, и содействовала бы формированию и развитию коммуникативных навыков.

Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, по вовлечению обучающихся с РАС в совместную деятельность на основе эмоционального осмысления происходящих событий, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения [2].

Одним из перспективных методов, способствующих решению данных задач и проблемы социализации детей с ОВЗ, является технология проектной деятельности.

Технология проектирования является особой сферой межличностного взаимодействия, так как создает условия для развития жизненных компетенций обучающихся, интеграции в разнообразной деятельности школьников имеющихся у них способностей и сформированных навыков, обеспечивает практическую направленность обучения детей с ОВЗ.

Участвуя в проектной деятельности, учащиеся самостоятельно ставят цели, планируют и выполняют задания, оценивают и объясняют результаты своего проекта. Но координатором, консультантом, экспертом всего процесса является педагог.

Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает использование разнообразных методов, средств обучения и также предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей [2].

В учреждении разрабатываются и внедряются проекты разного вида и направления. Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта.

Исследовательский проект напоминает научное исследование. Информационный проект представляет собой сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации. Творческий проект - это максимально нетрадиционный подход к выполнению и презентации результатов.

Проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности. По содержанию отражают взаимоотношения: ребенок - семья; ребенок - природа; ребенок - рукотворный мир; ребенок - общество и его культурные ценности. Реализуются от 2 недель до 2 месяцев, ими можно заниматься и в свободное время. Любой проект состоит из четырёх этапов: подготовительный, конструкторский, технологический, заключительный.

Проект «Добрый ты и я» предполагает решение задач по вхождению в социум, освоению культуры, развитие умения самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими. Результатом, которого стала совместная фотовыставка, флешмоп.

Проект «Друг вокруг» воспитывать нравственные чувства, формировать нравственные представления, суждения, оценки.

Полюбившийся всем проект «ТВ» помог школьникам научиться детям общаться с незнакомыми людьми, задавать им грамотно вопросы и получать информацию.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности и развиваются, подчиняясь интересам участников и результату проекта.

Проект ««Мамы» интересен для любого возраста, для всех, кто любит собственноручно создавать руками поздравительные открытки, декоративные элементы для украшения помещений, кто хочет порадовать друзей или родных. При реализации проекта учитывается и эстетическая, и эмоциональная стороны трудовой деятельности. Ученики стремятся не только к количественным показателям, но и к качеству выполняемой работы. Эмоции, которые вызывают результаты (продукты) проектов создают положительный эмоциональный заряд, без которого невозможна положительная социализация.

Информационные и компьютерные технологии в настоящее время достаточно интенсивно применяются в любой деятельности. При знакомстве с творчеством поэтов, у школьников возникла идея создания видео-открытки для солдат. Для решения проблемы «Как создать ролик?» воспитанники погрузились в тонкости работы по видеомонтажу и озвучиванию, получили навыки работы в программе «Киностудия Windows Live». Продуктом проекта стал видеоролик «Открытка для солдата», по стихотворениям современных поэтов с собственными иллюстрациями.

Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты своих усилий, свой вклад в работу в творческих роликах «Без блинов –не Масленица», «Про витамины».

Систематическое участие в труде вместе со сверстниками и взрослыми дает школьникам бесценный позитивный социальный опыт созидательной, преобразующей деятельности, помогает ученику установить контакты с другими детьми, формирует навыки общения, так необходимые для детей с ОВЗ.

Список литературы

1. Костюкова И.И. Использование проектной деятельности в работе с детьми ОВЗ. // Интерактивные и мультимедийные средства в предметном обучении: сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции (г. Белгород, 27 апреля 2022 г.): в 2 ч. / ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования»; отв. ред. И. В. Трапезникова, И. С. Рощупкина, А. С. Пенченкова. – Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2022. – Ч. 2. – 242 с. – URL: https://beliro.ru/assets/resourcefile/5655/sbornik-interaktivnyie-i-multimedijnyiech-2.pdf

2. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. / И.С. Сергеев – М., 2006 г. – 80 с.

3. Организация проектной деятельности в школе в свете требований ФГОС: метод.пособие / А.В. Роговцева, Л.Н. Тарасова и др. - М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2015

4. Янушевский, В. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы: методическое пособие / В. Янушевский – URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018026866 5. https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2015/10/1-и-2-варианты-АООП-УО-11-декабря-2015.pdf