Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Белецкая Дарья Николаевна,
Учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Денисовская школа»
с. Денисовка
Использование информационно-коммуникационных технологий в современном образовании начальной школы
Информационно-коммуникационные технологии занимают сегодня центральное место в развитии ключевых сфер жизнедеятельности общества: государственного и муниципального управления, бизнеса, образования, здравоохранения, культуры, обеспечения безопасности, общественной жизни.Россия в настоящее время стоит перед вызовом активно включиться в глобальный процесс развития информационного общества и получить максимальную выгоду от вложений в ИКТ.
Одним из результатов обучения в начальной школе должна быть готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и умение использовать полученную информацию для дальнейшего самообразования. Информационные технологии в современной школе нужно рассматривать как один из методов обучения.
Использование ИКТ как на различных уроках, так и во внеурочной деятельности, позволяет нам создать условия для развития компьютерного творчества учащихся.
Учитывая специфику работы в начальной школе, считаем, что успех в развитии компьютерного творчества школьников напрямую зависит от компетентности и творческой активности преподавателя.
ИКТ можно использовать в следующих направлениях:
1. Ведение документации в электронном виде.
2. Использование мультимедиатехнологий для самоконтроля и контроля учащихся.
3. Создание и использование мультимедийных презентаций для уроков:
1.         математики;
2.         русского языка и литературного чтения;
3.         окружающего мира;
4.         технологии и изобразительного искусства.
4. Использование ИКТ в исследовательской работе учащихся.
5. Использование ИКТ во внеурочной работе.
6. Использование Интернет-ресурсов.
7. Создание портфолио.
1.         Ведение документации в электронном виде.
Ведение документации в электронном виде прочно вошло в повседневную жизнь учителя. Мы составляем календарно-тематическое планирование по предметам, создаем методические копилки: разработки классных часов, уроков, контрольно-измерительных материалов, дидактического материала и т.д. На сайте Dnevnik.ru. ведется электронный журнал. Большой популярностью пользуется созданный веб-сайт класса, где размещена информация о жизнедеятельности классного коллектива, его достижений, увлечений и т.п.
Без использования ИКТ уже сложно представить выступления на педагогических советах, родительских собраниях, когда наглядно можно преподнести материал, сопроводив его диаграммами, схемами, таблицами.
2. Использование мультимедиатехнологий для самоконтроля и контроля учащихся:
презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления;
презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).
Повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах.
3. Создание и использование мультимедийных презентаций для уроков.
Ученики начальных классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому качественныйиллюстративный материал играет ключевую роль в обучении младших школьников. В своей работе используем собственные презентации, а также презентации, найденные в Интернете, видео материалы, что позволяет заинтересовать обучающихся, создать условия для творческой активности.
Учим детей находить нужную информацию не только из традиционных источников (книг, справочников, словарей), но и из мультимедийных приложений, разработанных специально для младших школьников («Большая детская электронная энциклопедия», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» и др.), Интернет-ресурсов.
В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность. Начиная с первого класса, ребята учатся понимать задачу, поэтому к уроку необходимы иллюстрации, рисунки и чертежи. Раньше на это тратилось достаточно большое количество времени. Сейчас же эта проблема решена с помощью презентаций.
На уроках математики при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, решают комбинаторные задачи, задачи на движение, нахождение площади и объёма, работают с диаграммами (столбчатыми, линейными, круговыми), обобщают и классифицируют, развивая свою интеллектуальную сферу.
Не секрет, что для многих учащихся уроки русского языка и литературного чтенияявляются наиболее скучными, трудными, а значит и нелюбимыми. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительными эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.
Поэтому использование ИКТ именно на этих уроках наиболее остро встаёт перед учителем. Вспомните, с каким трудом приходилось раньше находить портреты писателей, поэтов, их биографические данные; картинки к словарным словам, репродукции картин известных художников и т.п. Вся наглядность занимала огромное место в шкафах, пылилась, быстро устаревала, изнашивалась и приходила в неподобающий вид.
Стараясь привлечь интерес детей к урокам филологической направленности, используем разнообразные видео- и аудио записи, шарады и ребусы.Составляем электронное портфолио (методическую копилку) при участии самих ребят. В этом случае всё становится для ребят интересным, а значит, самое главное, запоминающимся.
Трудно представить сейчас уроки окружающего мира без презентаций, видеороликов, фильмов. Всё это помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием. Ребята очень любят выполнять домашние задания творческого характера: составлятьвопросы к параграфам, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а значит, запоминающимся.
Изучение окружающего мира предполагает проведение наблюдений и опытов. Их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. (Напр.: плесень…).
Использование ИКТ на уроках технологии упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат, причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
4. Исследовательская работа учащихся.
Традиционным в нашей школе стало участие ребят в научно- исследовательскойработе, которая нацелена на развитие познавательной деятельности учащихся, их самостоятельной работы по поиску и отбору информации.Защита научно- исследовательской работыучащихся проходит в форме презентации.
К 4 классу учащиеся обучены коллективной работе по созданию собственных презентаций. Группа ребят, работающая над одной темой, сами распределяют между собой создание слайдов (титульного, с целями и задачами исследования, выводами и т. п.). В случае затруднения, они всегда могут обратиться за помощь к родителям, учителю, старшему товарищу.
В этом учебном году прошла V школьная научно-практическая конференция, где были представлены 4 работы: «Роль домашних животных в жизни человека», «Полезные и вредные продукты на прилавках нашего города», «Хлебная плесень», «Сизые голуби и их потомство». Первые две работы заняли 2 и 3 место на школьном уровне.
Учитывая возрастные особенности учащихся начальной школы, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована в соответствии с нормами СанПина. Мы уверены, что использование компьютерных технологий ставит преподавание учебных предметов на более высокий уровень, вызывает у обучающихся интерес к учебе и развивает их компьютерное творчество.
Развитие компьютерного творчества школьников будет наиболееуспешно, если разработана целостная система, включающая в себя творческие элементы. В основе такой системы заложена последовательно возрастающая степень трудности заданий и параллельно возрастающая степень самостоятельности при их выполнении.
Необходимо понимать, что у творчески работающегоучителя, создающего условия для развития компьютерного творчества, учащиеся в дальнейшем показывают более высокий уровень овладения знаниями, более высокий уровень умения применять эти знания в практической деятельности, что является социально значимым и актуальным в наше время.
Сентябрь 2021