учитель физической культуры
МОУ СОШ № 27, Московская область, г. Подольск
Введение. Здоровый образ жизни - это знание правил санитарии, гигиены и экологии, строгое соблюдение гигиены тела, приобщение к физкультуре и спорту, гигиена физического и умственного труда, гигиена личной жизни [1, с.23].
В процессе роста и развития дети и подростки подвергаются воздействию различных факторов среды обитания, многие из которых можно рассматривать в качестве факторов риска для здоровья. Одной из главных целей обучающихся по нашему мнению стоит получение знаний о своем здоровье. Учеников необходимо обеспечить возможностью сохранения своего здоровья на прежнем уровне, формирование у них необходимых знаний, для поддержания своего уровня здоровья.
Каждый должен сам в себе воспитывать культуру здорового образа жизни. Наше здоровье в наших руках и если мы не примем соответствующие меры по улучшению себя и своего здоровья, то последствия могут быть плачевными.
Цель: проанализировать причины ухудшения здоровья у обучающихся в образовательном учреждении.
Методы исследования
Анализ научной литературы, тестирование, эксперимент, методы математической статистики.
Результаты исследования
В анкетировании приняли участие ученики 8-х классов в количестве 60 человек. Для проведения анкетирования было разработано 12 вопросов, касающихся состояния здоровья обучающихся.
На вопрос, «Как часто в год вы болеете?», мнение учеников разделилось: не очень часто – по 14%, раз в месяц – 15%. Согласно проведенному опросу обучающихся, большинство опрошенных – 63% – отметили, что часто. Самая малая часть учеников– 8% – ответили, что очень редко.
Примерно поровну разделились голоса на вопрос: «Следите ли вы за своим самочувствием?» – 49% (да) и 51% (нет). Чуть больше половины
Анализируя вопрос «Как часто вы проходите обследования у врача?», мнение учеников разделилось: раз в неделю – 15%, раз в месяц – 24%, раз в год – 54% и только когда болею серьёзными болезнями – 7%. На вопрос «моете ли вы руки перед едой», ученики разделили свое мнение почти поровну – 49% и 51%. Соответственно, 49% отметили, что это –нет.
Нами был проведен сравнительный анализ, в котором принимали участие два класса 8Д и 8В, распределенные, условно, на экспериментальную и контрольную группы.
Несмотря на то, что в процентном соотношении экспериментальной группы значительно превышают контрольную группу, можно сказать о том, что эти различия достоверны, пока нет оснований.
Таблица 1.
Результаты исследования состояния здоровья у обучающихся
Вопросы, ответы
8В
8Д
1) Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
1. Отличное
3% (1)
5% (2)
2. Хорошее
9% (3)
15% (5)
3.Удовлетворительное
10% (3)
17% (6)
4. Плохое
65% (19)
23% (7)
5. Затрудняюсь ответить
13% (4)
40% (12)
2) Вы следите за своим здоровьем?
1. Да
87% (27)
92% (28)
2. Нет
13% (3)
8% (2)
3) Если “да” то, как часто?
- Каждый день
52% (16)
5% (2)
- 1 раз в неделю
13% (3)
0%
- 1 раз в месяц
15% (5)
0%
- 1 раз в полгода
20% (6)
95% (28)
4) С помощью чего Вы следите за своим здоровьем?
1. Приложения
76% (22)
86% (26)
2. Записей на бумажном носителе
16% (5)
12% (4)
3. Телефона
0%
0%
4. Смарт-часов
0%
0%
5. Фитнес браслета
8% (3)
0%
5) Как часто Вы бываете в поликлинике?
1. Каждую неделю
0%
0%
2. Один раз в месяц
80% (23)
76% (23)
3. Один раз в полгода
0%
5% (2)
4. Один раз в год
12% (4)
14% (3)
5. Не бываю
0%
5% (2)
6. Другое
8%(3)
0%
6) Наблюдаетесь ли Вы у врача?
1. Да
26% (8)
40% (12)
2. Нет
74% (21)
60% (18)
7) Знаете ли Вы причины своего заболевания?
1. Да
17% (5)
65% (20)
2. Нет
83% (24)
35% (10)
8) Достаточно ли у Вас информации о своей болезни?
1. Да
48% (14)
55% (17)
2. Нет
52% (14)
45% (13)
9) Из каких источников Вы получаете информацию, как заботиться о своем здоровье?
- Книг
52% (14)
30% (17)
- Интернета
48%(14)
65%(11)
- Учителей
35% (10)
0% (2)
- Родителей
17% (5)
5% (2)
- Друзей
13 (4)
0%
- ТВ
33 (10)
0%
10) Известно ли Вам как сохранить свое здоровье?
1.Да
4% (2)
50% (15)
2. Немного знаю
26% (8)
20% (5)
3. Нет
56% (16)
15% (5)
4. Затрудняюсь ответить
14% (4)
15% (5)
11) Известны ли Вам методы профилактики своего здоровья?
1. Да
52% (15)
45% (14)
2. Нет
48% (13)
55% (16)
3. Затрудняюсь ответить
0%
0%
12) Хотели бы Вы повысить свой уровень здоровья?
1. Да
95% (27)
87% (26)
2. Нет
55% (1)
10% (3)
3. Затрудняюсь ответить
0%
30% (9)
Вывод: Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что здоровье обучающихся ухудшается. Многие ученики не знают, как проводить профилактику своего здоровья, а также, как сохранять тот уровень здоровья, который они имеют на сегодняшний день. Обучающиеся не заинтересованы в профилактике и улучшения своего здоровья.
Список литературы
1. Гребнева, В.В., Винниченко, М.А. Педагогика и психология здоровья / В.В. Гребнева, М.А. Винниченко. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2019
2. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе /сост. С.А. Цабыбин. – Волгоград: Учитель, 2019
3. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М.Митяева. – М.: Академия, 2020