Высшая школа делового администрирования
Конференции

Использование игровых технологий в ранней профориентации дошкольников

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников.

Цель- развивать эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий.

Задачи:

- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

- учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

- развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней.

И тут на помощь к нам приходят сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребенка.

Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды. Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых.

Например, в сюжетно-ролевой игре«Повар готовит обед» у детей расширяется представление о кухонной посуде, способах обращения с ней. Развертывается ролевой диалог.

В эту игру любят играть все дети. Ребёнок принимает на себя роль повара, надевает форму. Спрашивает гостей – детей, играющих с ним, что им приготовить. Она идет на кухню и начинает готовить обед. Приготовив обед, он идет к гостям, угощает их обедом. Говорит: «Приятного аппетита!». Во время игры девочки мальчики меняются ролями.

Игра «Больница».

В ходе этой игры дети знакомятся с работой врача. Развивается интерес к игре, поощряется речевая активность, воспитывается сочувствие и сопереживание к больным.

В игре «Больница детям нравится лечить детей, они надевают форму врача, готовят рабочий стол: ставят перед собой телефон, лекарства, медицинские инструменты и принимаются за работу.

Игра «Магазин».

В игре «Магазин» у детей закрепляются знания о функционировании магазина, формируются навыки культурного поведения в общественных местах.). В игре «Магазин» детям нравится работа продавца-кассира. Они очень любят продавать товар, взвешивать его. В ходе игры у детей развертывается ролевой диалог

Игра «Парикмахерская».

В игре «Парикмахерская» дети знакомятся с профессией парикмахер. В ходе игры у детей воспитывается опрятность, и желание ухаживать за своими волосами детей.

Игра со строительным конструктором ЛЕГО.

В ходе игры у детей развиваются конструктивные способности, мелкая моторика рук и зрительно-моторная координация. Мальчикам очень нравится строить. Они строят дома, замки башни, мосты, дороги. Это будущие наши строители.

В ходе этой работы я сделала и подобрала дидактические настольно-печатные игры нескольких видов:

- Детское лото «Кем быть?». Профессии.

- Игра «Найди половинку» Профессии.

- Развивающее лото «Профессии».

- Картинки «Профессии».

- Изучаем профессии «Чего не хватает?».

- Так же я оформила картотеку сюжетно-ролевых игр, загадки о профессиях, стихи, пословицы, раскраски.

Словесные игры, например «Четвертый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребенка понятиями из профессиональной сферы. Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий.

В детской художественной литературе много произведений, посвященных труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринужденной форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.

Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно-игровые ситуации, например, «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Веселые поварята», «Поиграем в магазин».

Я стимулирую детей в ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр:

- воспроизвожу наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины; продавец взвешивает, отпускает товар);

- принимаю на себя игровую профессиональную роль, участвую в несложном ролевом диалоге;

- правильно называю себя в игровой роли («Я – водитель»), называю игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином»);

- передаю сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижет), даю оценку качества труда (работает быстро, аккуратно);

- учу самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса);

- учу договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я буду врачом, приводите мне своих детей»).

Именно в сюжетно-ролевых играх дети усваивают сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляют знания, полученные в ходе организованной образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:

В нашем детском саду имеется подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке.

Подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности.

Подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями; подбор демонстрационного материала по теме «Профессии».

Подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии».

Материалы для сюжетно-ролевых игр (Зоопарк, Театр, Аптека, Магазин, Больница, Парикмахерская, Повар, Гараж).

Перечень игрушек и ролевых атрибутов для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр:

- Крупный конструктор Лего.

- Куклы средние.

- Комплект постельного белья для кукол.

- Кукольные стол, стул, кровать, диванчик.

- Кукольные кухонный шкафчик и плита.

- Набор чайной посуды.

- Набор кухонной посуды.

- Набор продуктов (объемные муляжи).

- Весы. Касса. Игрушечные деньги. Сумки, корзины. Белая шапочка, белая косынка, белый халат.

- Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель).

- Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расческа, фен).

- Светофор. Гараж. Руль автомобильный. Грузовые машины.

Дидактические настольно-печатные игры

Детское лото «Кем быть». Профессии. Детям раздаются карточки с изображением людей, занимающихся какой-либо профессией.

- Игра «Найди половинку» Профессии.

- Развивающее лото «Профессии».

- Картинки «Профессии».

- Изучаем профессии «Чего не хватает?».

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет нам ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.