Библиографическое описание:
Аманжулова И.Ю. Формирование мотивации как средство повышения качества образования детей // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.
«Мотивация – это человеческое стремление… Проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным».
А. Маслоу
Важность данной темы в том, что в современном мире меняются не только стандарты и требования, но и сами дети - ребенок, идущий в первый класс, во многом отличается от своих сверстников каких-нибудь двадцать лет назад. В последние годы стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается у большинства учащихся.
В современной школе существует множество трудностей, среди которых можно выделить одну из важнейших проблем снижения мотивации к обучению у школьников.
Она затрагивает не только каждого учителя, но и учащихся и их родителей, так как является одним из главных условий успешного обучения.
Перед нами встают вопросы:
Почему ребенок не хочет учиться?
Как повысить интерес к своему предмету и повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Как построить урок, чтобы ученику знания были интересны, чтобы они были для него значимым?
При подготовке к уроку, выбирая методы и приемы мотивации, учителя учитывают специфику класса и индивидуальные возможности учащихся.
Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности.
Мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.)
Методы мотивации как средство повышения качества образования детей на уроке отмечу следующие:
Метод сравнения
Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.
Метод моделирования ситуаций
Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение, готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач.
Метод повторения
Важнейший дидактический принцип без применения, которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На непосредственно образовательной деятельности он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
Экспериментирование и опыты
Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно или с помощью учителя находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Игровые приемы
Игровая технология, которая обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, формулирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Метод активного диалога
Метод активного диалога - активное речевое взаимодействие детей в процессе обсуждения какой-либо темы.
Метод сотрудничества и взаимопомощи
Этот метод в основном проявляется при решении проблемных ситуаций, игры соревновательного характера.
Метод рефлексии – размышления о своем внутреннем состоянии (просмотр видео роликов, чтение и обсуждение художественной литературы, рассматривание иллюстративного и фотоматериалов)
Метод эмпатии – умение сопереживать чужой беде (театрально-игровая деятельность, проживание темы).
В ходе всего выше сказанного, я считаю, что для того, чтобы вызывать интерес к преподаваемому учебному материалу, задача преподавателя состоит в том:
- создать условия практического овладения предметом для каждого обучающего;
- выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому проявлять свою активность, свое творчество;
- активизировать познавательную деятельность, интерес у обучающегося в процессе обучения данному предмету.
- создать условия благоприятные для мотивации каждого учащегося.
Аманжулова И.Ю. Формирование мотивации как средство повышения качества образования детей // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.
«Мотивация – это человеческое стремление… Проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным».
А. Маслоу
Важность данной темы в том, что в современном мире меняются не только стандарты и требования, но и сами дети - ребенок, идущий в первый класс, во многом отличается от своих сверстников каких-нибудь двадцать лет назад. В последние годы стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается у большинства учащихся.
В современной школе существует множество трудностей, среди которых можно выделить одну из важнейших проблем снижения мотивации к обучению у школьников.
Она затрагивает не только каждого учителя, но и учащихся и их родителей, так как является одним из главных условий успешного обучения.
Перед нами встают вопросы:
Почему ребенок не хочет учиться?
Как повысить интерес к своему предмету и повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Как построить урок, чтобы ученику знания были интересны, чтобы они были для него значимым?
При подготовке к уроку, выбирая методы и приемы мотивации, учителя учитывают специфику класса и индивидуальные возможности учащихся.
Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности.
Мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.)
Методы мотивации как средство повышения качества образования детей на уроке отмечу следующие:
Метод сравнения
Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.
Метод моделирования ситуаций
Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение, готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач.
Метод повторения
Важнейший дидактический принцип без применения, которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На непосредственно образовательной деятельности он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
Экспериментирование и опыты
Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно или с помощью учителя находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Игровые приемы
Игровая технология, которая обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, формулирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Метод активного диалога
Метод активного диалога - активное речевое взаимодействие детей в процессе обсуждения какой-либо темы.
Метод сотрудничества и взаимопомощи
Этот метод в основном проявляется при решении проблемных ситуаций, игры соревновательного характера.
Метод рефлексии – размышления о своем внутреннем состоянии (просмотр видео роликов, чтение и обсуждение художественной литературы, рассматривание иллюстративного и фотоматериалов)
Метод эмпатии – умение сопереживать чужой беде (театрально-игровая деятельность, проживание темы).
В ходе всего выше сказанного, я считаю, что для того, чтобы вызывать интерес к преподаваемому учебному материалу, задача преподавателя состоит в том:
- создать условия практического овладения предметом для каждого обучающего;
- выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому проявлять свою активность, свое творчество;
- активизировать познавательную деятельность, интерес у обучающегося в процессе обучения данному предмету.
- создать условия благоприятные для мотивации каждого учащегося.