Высшая школа делового администрирования
Конференции
Январь 2024

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Хребтова Елена Владимировна
социальный педагог
МБОУ Платоновская СОШ

Ежегодно в общеобразовательных организациях проводится социально-психологическое тестирование, направленное на раннее выявление немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ.

Социально - психологическое тестирование проводится уже в течение нескольких лет по единой методике. Данная методика нацелена, прежде всего, на первичную профилактику асоциального поведения подростков, диагностику их психологической устойчивости и самоэффективности, как факторов личностного развития. В связи с этим она должна использоваться не только как инструмент для построения адресной профилактической работы, но и стать диагностическим компонентом планирования воспитательной работы в образовательной организации.

Цель социально – психологического тестирования – это выявление обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности. Но не нужно забывать о том, что данная методика СПТ не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости учащегося!

Прежде чем перейти к основному вопросу, немного хотелось сказать об организации СПТ. При проведении СПТ мы опираемся нормативно правовой базой, а это:

- Приказ Министерства образования и науки РФ №658 от 16.06.2014г. «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».

- Приказ Управления образования и науки области «О проведении социально - психологического тестирования обучающихся».

- Приказ образовательной организации о проведении тестирования.

- Положение «О защите конфиденциальной информации в образовательной организации».

Тестирование проводиться в нашем случае с учащимися 7 по 11 класс, достигших 13 лет с письменного согласия законного представителя, с 15 лет учащиеся данное согласие заполняет сам.

Тестирование составляет более 100 вопросов. Вопросы направлены на взаимоотношения в семье, в школе, в коллективе, а так же вопросы связаны с интересом к риску и поведением в той или иной ситуации.

И так, после проведения по результатам тестирования методика позволяет сделать выводы не только о повышенной вероятности вовлечения, но и определить построение профилактической работы с обучающимися по различным направлениям.

При определении методов профилактической работы, предпочтение следует отвести сочетанию индивидуальных и групповых методов работы, а также поддержки учащегося и оказании помощи ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Наряду с этим профилактические воздействия должны быть направлены на формирование личной ответственности за свое поведение, формирование психологического иммунитета к потреблению ПАВ у обучающихся и навыков здорового образа жизни.

Социально-психологическое тестирование обучающихся является условием формирования единого профилактического пространства в образовательных организациях. Во-первых, оно позволяет выявлять психологические «факторы риска» возможного вовлечения в зависимое поведение обучающихся и, во-вторых, повышает адресность профилактической деятельности посредством корректировки профилактических работы и планов воспитательной работы на основе данных, полученных по итогам тестирования по конкретному классу или ребенку. В профилактическом плане, который должен быть разработаны с учётом результатов СПТ, необходимо использовать психологические и педагогические технологии.

Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающие риск вовлечения в употребление ПАВ несовершеннолетних.

Психологические технологии реализуются в групповой работе и при индивидуальном консультировании обучающихся.

Психологический компонент профилактической работы должен быть направлен на:

– развитие личностных свойств обучающихся, препятствующих формированию зависимости от ПАВ;

– формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни;

– создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.

Педагогическая профилактика представляет собой комплексную систему организации процесса обучения и воспитания обучающихся, обеспечивающую снижение риска вовлечения в зависимое поведение за счет расширения социальных компетенций, формирования личностных свойств и качеств, повышающих устойчивость к негативным влияниям среды.

Педагогические технологии профилактической работы реализуются путем создания благоприятных условий для эффективной социальной адаптации, путем формирования профилактической модели среды, определяющей модель поведения и взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса школы:

• формирование у адресных групп профилактики представлений о нормах поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а так же построение соответствующих образцов и моделей поведения в школьной среде;

• формирование условий для самопроявления обучающихся, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.

Организация комплексной профилактической работы педагогов, школьных психологов, классных руководителей включенные в систему профилактики вовлечения обучающихся в зависимое поведение, обуславливают цикличность и необходимость организации их систематической подготовки к участию в данной деятельности. Социально-психологическое тестирование выступает как инструмент определения направленности профилактической работы. А детальное освещение задач, предъявляемых к профилактической работе, определяет основные направления деятельности специалистов.

Эффективность зависит и от включенности педагогов в анализ результатов тестирования, подбор методик и технологий работы и последующего выстраивания комплексной психолого-педагогической работы образовательной организацией. Ключевым аспектом всей системы профилактики в образовательной среде является понимание того, что эффективность профилактической работы напрямую связана с возможностями образовательной организации. Другими словами работа по профилактике должна проводиться комплексно всеми специалистами школы. А так же профилактическая работа, должна быть включена в воспитательную и внеурочную деятельность.