Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Богданова Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №7
г. Петрозаводск
Развитие связной речи младших школьников посредством театральной деятельности
Развитие связной речи играет огромную роль в познании окружающего мира, становлении сознания, успешности обучения в школе и развитии личности в целом. Это высшая форма мыслительной деятельности, определяющая уровень речевого и умственного развития ребёнка.
Психологическая природа связной речи, её механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С.Выготского, отмечающего сложную организацию связной речи и указывающего на необходимость специального речевого воспитания.
Закономерности развития связной речи детей с момента её возникновения раскрываются в исследованиях А.М. Леушиной, утверждающей: развитие связной речи идёт от овладения ситуативной речью к овладению контекстной. Затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи и изменение её функций зависят от содержания, условий, форм общения ребёнка с окружающим, уровня его интеллектуального развития.
Стала уже банальной грустная истина, что сейчас дети и взрослые мало общаются друг с другом, забыты или кажутся ненужными и скучными традиции семейного чтения, проведение домашних праздников. Без должного внимания остаётся и такое великое средство семейного воспитания и досуга как домашний театр, который позволяет взрослым и детям проживать вместе часть жизни в творческом поиске, разговаривая на одном языке.
Использование театральной деятельности играет положительную роль в коррекционном обучении младших школьников с речевым недоразвитием, поскольку обладает огромной педагогической ценностью для познавательного и эстетического воспитания. Увлекательность, образность, эмоциональность театрализованных игр – источник развития чувств, переживаний и открытий ребёнка, который начинает сочувствовать героям, сопереживать и тем самым формировать выразительную речь, приобретая социальные навыки поведения в связи с тем, что литературные произведения всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказкам, рассказам ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, учится выражать своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Кроме того, опосредованно решаются многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь.
Таким образом, театрализованные игры – важнейшее средство формирования выразительной речи, а также способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонациям, умение ставить себя на его место в различных ситуациях и находить способы содействия.
При создании спектакля постепенно осваиваются такие термины, как режиссёр, замысел, автор, пьеса, сценарий и др. Каждый ребёнок может попробовать себя в роли автора или режиссёра, что позволяет развивать его творческое начало.
В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат упражнения голосом, т.е. когда нужно говорить медленно, быстро, громко, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением.

Первые попытки сыграть героев произведений расширяют представления детей о достоверности в театре, закладывают основы для понимания «школы переживания» и «школы представления» в актёрском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Сочетание одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями помогает детям услышать психологическую выразительность речи.
Каждое занятие включает: артикуляционную гимнастику, работу над мимикой и жестами, интонационную выразительность, театральные этюды, репетиции.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться, улучшать диалогическую речь, её грамматический строй, пополнять словарь. Игровые ситуации позволяют детям овладевать навыками, необходимыми для построения связного монологического высказывания: отбирать лексический материал в соответствии с темой и ситуацией высказывания, использовать разнообразные синтаксические конструкции.
Эффективная деятельность возможна только в результате активной скоординированной работы учителя начальных классов, учителей предметников, учителя-логопеда.

Связная речь развивается не только в рамках театральной деятельности. Учитель с помощью логопеда контролирует правильное звукопроизношение детей, участвует в воспитании у них самоконтроля, помогает в оформлении ответа на уроках и организации речевого общения школьника со сверстниками. Логопед следит за чёткостью произношения, соблюдением интонационных норм.
Театр для детей – дело весьма серьёзное. Настолько серьёзное, что может вполне стать едва ли не чудодейственным средством в воспитании, обучении и даже исцелении всяких недугов!
Апрель 2021