Библиографическое описание:
Андреева М.А. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ // Современная начальная школа. 2023. № 6 (49). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/49.pdf.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития личности, характеризуемый становлением творческой индивидуальности и основ самосознания ребёнка в различных видах деятельности (Л.С.Выготский, В.А.Жилин, Г.Г.Кравцов, и др.). Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится ключевым средством общения, планирования деятельности, мышления и произвольного управления поведением (Л.С.Выготский и др.). По достижению младшего школьного возраста развитие речи становится настолько значительным, что можно смело говорить не только об овладении ребенком грамматикой, лексикой, фонетикой, но и о формировании таких речевых качеств, как точность, выразительность и содержательность. Речь ребёнка является важнейшим средством для самовыражения. С этой позиции особое значение отводится выразительности, как качественной речевой характеристике, Е.Э.Артемова, Н.С.Жукова др., подчёркивают функциональное значение речевой выразительности. Речевая выразительность обеспечивает коммуникативную эффективность, способствующую смысловому донесению высказывания до слушателя. Оправданное и уместное применение средств выразительности речи делает младшего школьника занимательным собеседником и желаемым участником различных видов деятельности, позволяя привлечь внимание сверстников и взрослых. Дети с выразительной речью чувствуют себя наиболее уверенно и раскованно в той или иной обстановке благодаря тому, что могут с помощью адекватных средств выразить чувства и мысли, а также показать собственную творческую индивидуальность. Речевая выразительность позволяет ребенку проявлять себя в разнообразных видах деятельности гораздо ярче, и преимущественно, в художественной и в творческой. Выразительность даёт характеристику не только уровню формирования речи, но и особенностям личности ребенка младшего школьника возраста, заключающимся в открытости, эмоциональности, общительности и т.д. Масштабное влияние, оказываемое выразительностью на коммуникативную культуру личности ребенка, его взаимоотношение с окружающими, самовыражение в разнообразных видах творческой деятельности, определяет необходимость в исследовании средств и факторов развития речевой выразительности у детей младшего школьного возраста. Отечественный психолог Лев Семёнович Выготский в своих исследованиях отмечал, что суть процесса развития индивида заключается в его постепенном вступлении в человеческую культуру посредством овладения особыми «орудиями ума». Прежде всего, к ним относятся речь и язык, всегда стоящие между миром и человеком, и являющиеся средствами открытия для субъекта более значительных сторон окружающего его мира. Кумулятивная накопительная функция родного языка, позволяет рассматривать его как одним из важнейших каналов духовного развития личности. Ограничение интонационных возможностей детей можно охарактеризовать рядом особенностей: нарушение координации движения голосовой, дыхательной и- артикуляторной мускулатуры ребенка; недостаточная модуляция голоса по высоте и силе; нарушение дыхательной функции: кратковременный речевой- выдох, ослабленное речевое дыхание, сбой дыхательного ритма во время речевого акта; трудность воспроизведения и восприятия ребенком- эмоциональных значений интонации; нарушение темпо-ритмической организации высказывания; нарушение мелодического компонента интонации. При недоразвитии или плохом развитии речи, у детей страдают психические процессы такие как: память, внимание, восприятие и логическое мышление. Таким образом, детям младшего школьного возраста нужно активно развивать навыки общения. Важным качеством для ребенка школьника является умение владеть интонацией, голосом, умение модулирования голоса в зависимости от обстановки, где он находится, несмотря на то, будь это общение со сверстниками или взрослым, в игровой или учебной деятельности, или в повседневной жизни. Интонация речи и ее ритм начинают уступать ведущее место слову, отображаемое сначала в речи, далее в стихах становится смысловым носителем, а интонация и ритм превращаются в сопровождение словесной речи. В то же время реорганизация интонации и ритма таит в себе опасность: слово может так оттеснить ритм, что фактически речь ребенка потеряет собственную выразительность. Воспитание интонации, ее компонентов является не только проблемой совершенствования речевой выразительности, но и как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, «богатая ритмическая речь оказывает содействие общему психическому развитию ребенка и облегчает его дальнейшее обучение». Для формирования речевой выразительности нужно создание таких условий, при которых каждый из школьников мог проявить собственные чувства, эмоции, взгляды и желания, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К таким условиям необходимо приучать с раннего детства, так как часто бывает так, что люди с насыщенным духовным содержанием, с очень выразительной речью оказываются стеснительными, замкнутыми, избегающими публичного выступления. Выразительную речь можно привить человеку только с помощью привлечение его с самого детства к выступлению перед аудиторией. В привлечении немалую помощь могут оказать театрализованная деятельность в образовательных организациях. Таким образом, речевая выразительность обладает интегрированным характером, включающим в себя невербальные и вербальные средства общения. Вопросы, касаемые воспитания речевой выразительности связаны с общим процессом обучения ребенка, т.е. чем выразительней и богаче его речь, тем шире, разнообразней и глубже его отношение к содержанию речи. Выразительная речь является дополнением и обогащением речевого содержания ребенка младшего школьного возраста.
Роль сказки в развития интонационной стороны речи
Помогая ребенку овладеть родной речью, стремясь прежде всего к её безукоризненной правильности, мы должны заботиться о том, чтобы речь детей была яркой, красочной, образной, чтобы она отражала языковое богатство своего народа, интонационную выразительность языка. А. М. Горький, вспоминая о ласковой, веселой и складной речи его бабушки Акулины Ивановны, писал: «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же яркие, ласковые, сочные». Нашим детям часто недостает этой чудесной, похожей на цветы, речи.
Восполнить этот пробел помогают сказки. Сказка – неизменный спутник детства – играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности ребенка. Дети сопереживают героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Им легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами. Через сказку мы не только знакомим детей с окружающим миром, но и развиваем интонационную выразительность речи. Неутомимый собиратель и исследователь детского фольклора Ф.С. Виноградов придавая большое значение детскому фольклору «едва ли можно найти материалы более близких, затрагивающих интересы детского возраста, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор» - писал он.
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Психика ребенка настроена на восприятие сказки, поэтому сказки неизменное средство для пробуждения познавательной активности, самостоятельности и развития интонационной выразительности речи. К. Д. Ушинский писал: «язык народа лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни». Учить детей необходимо на лучших образцах родного языка.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Исследователь О. И. Капица, М. А. Рыбникова указывали, что язык сказки теснейшим образом связан с особенностями детской речи и процессом его развития. Сказки - прекрасный материал для развития памяти детей и для работы над интонационной выразительности речи.
Огромное эмоциональное влияние на детей оказывают русские народные сказки, песни, потешки, считалки. Будучи произведениями устного народного творчества, они очень музыкальны, певучи, являясь переходным материалом между речевыми и напевными произведениями, между разговорно-бытовой и стихотворными формами речи.
Сказочный материал позволяет решить сразу несколько задач развития речи детей. С помощью сказки мы развиваем не только интонационную сторону речи, но связную и диалогическую речь.
При чтении, рассказывании сказок соблюдается спокойный медленный темп речи, русские народно-песенные интонации создают напевность, слитность, мелодичность произнесения. При рассказывании сказок, ребенок подражает голосам героев сказки. Сказочный материал очень интересен детям. Они с удовольствием и увлечением слушают, пересказывают, разыгрывают инсценировки. Подобное сочетание речи с движением развивает и укрепляет звучание голоса, обогащает его мелодико-интонационную окраску. Кроме того, сказки оказывают положительное, воспитательное воздействие на ребенка, учат его отличать добро от зла, смелость от трусости, правду от лжи, ум от глупости.
Таким образом, ознакомление детей со сказкой имеет огромное значение как для развития личности ребенка в целом, так и для развития интонационной выразительности их речи.
Библиографический список
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 319, [1] с.: ил. - (Высшая школа).
3. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб., Речь, 2008. - 240 с.
4. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребёнка /Под ред. А. К. Колеченко. – Спб.: Речь, 2007. – 296 с.
5. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 222, [2] с. - (Высшая школа).
Андреева М.А. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ СКАЗКАМИ // Современная начальная школа. 2023. № 6 (49). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/49.pdf.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития личности, характеризуемый становлением творческой индивидуальности и основ самосознания ребёнка в различных видах деятельности (Л.С.Выготский, В.А.Жилин, Г.Г.Кравцов, и др.). Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится ключевым средством общения, планирования деятельности, мышления и произвольного управления поведением (Л.С.Выготский и др.). По достижению младшего школьного возраста развитие речи становится настолько значительным, что можно смело говорить не только об овладении ребенком грамматикой, лексикой, фонетикой, но и о формировании таких речевых качеств, как точность, выразительность и содержательность. Речь ребёнка является важнейшим средством для самовыражения. С этой позиции особое значение отводится выразительности, как качественной речевой характеристике, Е.Э.Артемова, Н.С.Жукова др., подчёркивают функциональное значение речевой выразительности. Речевая выразительность обеспечивает коммуникативную эффективность, способствующую смысловому донесению высказывания до слушателя. Оправданное и уместное применение средств выразительности речи делает младшего школьника занимательным собеседником и желаемым участником различных видов деятельности, позволяя привлечь внимание сверстников и взрослых. Дети с выразительной речью чувствуют себя наиболее уверенно и раскованно в той или иной обстановке благодаря тому, что могут с помощью адекватных средств выразить чувства и мысли, а также показать собственную творческую индивидуальность. Речевая выразительность позволяет ребенку проявлять себя в разнообразных видах деятельности гораздо ярче, и преимущественно, в художественной и в творческой. Выразительность даёт характеристику не только уровню формирования речи, но и особенностям личности ребенка младшего школьника возраста, заключающимся в открытости, эмоциональности, общительности и т.д. Масштабное влияние, оказываемое выразительностью на коммуникативную культуру личности ребенка, его взаимоотношение с окружающими, самовыражение в разнообразных видах творческой деятельности, определяет необходимость в исследовании средств и факторов развития речевой выразительности у детей младшего школьного возраста. Отечественный психолог Лев Семёнович Выготский в своих исследованиях отмечал, что суть процесса развития индивида заключается в его постепенном вступлении в человеческую культуру посредством овладения особыми «орудиями ума». Прежде всего, к ним относятся речь и язык, всегда стоящие между миром и человеком, и являющиеся средствами открытия для субъекта более значительных сторон окружающего его мира. Кумулятивная накопительная функция родного языка, позволяет рассматривать его как одним из важнейших каналов духовного развития личности. Ограничение интонационных возможностей детей можно охарактеризовать рядом особенностей: нарушение координации движения голосовой, дыхательной и- артикуляторной мускулатуры ребенка; недостаточная модуляция голоса по высоте и силе; нарушение дыхательной функции: кратковременный речевой- выдох, ослабленное речевое дыхание, сбой дыхательного ритма во время речевого акта; трудность воспроизведения и восприятия ребенком- эмоциональных значений интонации; нарушение темпо-ритмической организации высказывания; нарушение мелодического компонента интонации. При недоразвитии или плохом развитии речи, у детей страдают психические процессы такие как: память, внимание, восприятие и логическое мышление. Таким образом, детям младшего школьного возраста нужно активно развивать навыки общения. Важным качеством для ребенка школьника является умение владеть интонацией, голосом, умение модулирования голоса в зависимости от обстановки, где он находится, несмотря на то, будь это общение со сверстниками или взрослым, в игровой или учебной деятельности, или в повседневной жизни. Интонация речи и ее ритм начинают уступать ведущее место слову, отображаемое сначала в речи, далее в стихах становится смысловым носителем, а интонация и ритм превращаются в сопровождение словесной речи. В то же время реорганизация интонации и ритма таит в себе опасность: слово может так оттеснить ритм, что фактически речь ребенка потеряет собственную выразительность. Воспитание интонации, ее компонентов является не только проблемой совершенствования речевой выразительности, но и как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, «богатая ритмическая речь оказывает содействие общему психическому развитию ребенка и облегчает его дальнейшее обучение». Для формирования речевой выразительности нужно создание таких условий, при которых каждый из школьников мог проявить собственные чувства, эмоции, взгляды и желания, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К таким условиям необходимо приучать с раннего детства, так как часто бывает так, что люди с насыщенным духовным содержанием, с очень выразительной речью оказываются стеснительными, замкнутыми, избегающими публичного выступления. Выразительную речь можно привить человеку только с помощью привлечение его с самого детства к выступлению перед аудиторией. В привлечении немалую помощь могут оказать театрализованная деятельность в образовательных организациях. Таким образом, речевая выразительность обладает интегрированным характером, включающим в себя невербальные и вербальные средства общения. Вопросы, касаемые воспитания речевой выразительности связаны с общим процессом обучения ребенка, т.е. чем выразительней и богаче его речь, тем шире, разнообразней и глубже его отношение к содержанию речи. Выразительная речь является дополнением и обогащением речевого содержания ребенка младшего школьного возраста.
Роль сказки в развития интонационной стороны речи
Помогая ребенку овладеть родной речью, стремясь прежде всего к её безукоризненной правильности, мы должны заботиться о том, чтобы речь детей была яркой, красочной, образной, чтобы она отражала языковое богатство своего народа, интонационную выразительность языка. А. М. Горький, вспоминая о ласковой, веселой и складной речи его бабушки Акулины Ивановны, писал: «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же яркие, ласковые, сочные». Нашим детям часто недостает этой чудесной, похожей на цветы, речи.
Восполнить этот пробел помогают сказки. Сказка – неизменный спутник детства – играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – главным видом деятельности ребенка. Дети сопереживают героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Им легче установить ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными персонажами. Через сказку мы не только знакомим детей с окружающим миром, но и развиваем интонационную выразительность речи. Неутомимый собиратель и исследователь детского фольклора Ф.С. Виноградов придавая большое значение детскому фольклору «едва ли можно найти материалы более близких, затрагивающих интересы детского возраста, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор» - писал он.
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Психика ребенка настроена на восприятие сказки, поэтому сказки неизменное средство для пробуждения познавательной активности, самостоятельности и развития интонационной выразительности речи. К. Д. Ушинский писал: «язык народа лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни». Учить детей необходимо на лучших образцах родного языка.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Исследователь О. И. Капица, М. А. Рыбникова указывали, что язык сказки теснейшим образом связан с особенностями детской речи и процессом его развития. Сказки - прекрасный материал для развития памяти детей и для работы над интонационной выразительности речи.
Огромное эмоциональное влияние на детей оказывают русские народные сказки, песни, потешки, считалки. Будучи произведениями устного народного творчества, они очень музыкальны, певучи, являясь переходным материалом между речевыми и напевными произведениями, между разговорно-бытовой и стихотворными формами речи.
Сказочный материал позволяет решить сразу несколько задач развития речи детей. С помощью сказки мы развиваем не только интонационную сторону речи, но связную и диалогическую речь.
При чтении, рассказывании сказок соблюдается спокойный медленный темп речи, русские народно-песенные интонации создают напевность, слитность, мелодичность произнесения. При рассказывании сказок, ребенок подражает голосам героев сказки. Сказочный материал очень интересен детям. Они с удовольствием и увлечением слушают, пересказывают, разыгрывают инсценировки. Подобное сочетание речи с движением развивает и укрепляет звучание голоса, обогащает его мелодико-интонационную окраску. Кроме того, сказки оказывают положительное, воспитательное воздействие на ребенка, учат его отличать добро от зла, смелость от трусости, правду от лжи, ум от глупости.
Таким образом, ознакомление детей со сказкой имеет огромное значение как для развития личности ребенка в целом, так и для развития интонационной выразительности их речи.
Библиографический список
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 319, [1] с.: ил. - (Высшая школа).
3. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб., Речь, 2008. - 240 с.
4. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребёнка /Под ред. А. К. Колеченко. – Спб.: Речь, 2007. – 296 с.
5. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 222, [2] с. - (Высшая школа).