Зайтова Регина Изгаровна
учитель начальных классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа с. Старокучергановка", с. Линейное
Библиографическое описание: Зайтова Р.И. Загадки как средство экологического образования // Современная начальная школа. 2020. № 7. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/07.pdf.
В современной системе экологического образования важную роль играет начальная школа. Обусловлено это тем, что младший школьный возраст – самый подходящий для развития личности, его отношений с окружающим миром. Этот возраст благоприятен для развития у ребенка основ экологической культуры, чему способствуют природные задатки: ребенок в это время любит познавать окружающий его мир, так же усваивает нормы поведения и общечеловеческие ценности. Ребенок должен адаптироваться в природе и обществе, уметь отвечать за свои поступки, в этом и есть социальное назначение детства.
Как же организовать деятельность детей по изучению окружающего мира, чтоб она была интересной и привлекающей для ребенка? Как развить его познавательный интерес и найти ответы на его вопросы?
Учебная деятельность всегда направлена на достижение определенных результатов, требующих мыслительной деятельности, преодоления возникающих трудностей. Инструментом для вовлечения обучающихся в познавательную деятельность являются разные задания – вопросы, упражнения, игры, проекты, викторины, загадки. Важно, что на этой ступени обучения преобладающую роль играют задания, которые отражают экологическое взаимодействие в природной среде (приспособленность животных и растений, цепи питания, взаимосвязь живых организмов в природе). Они заинтересовывают ребенка и являются одним из важных предметов изучения в начальной школе.
Огромную роль в этом процессе может сыграть обращение к фольклору, так как он является источником мудрости и показывает нам отношение народа к природе, к окружающему миру. Уже в глубокой древности люди знали о жизни природных обитателей, об их взаимоотношениях и взаимосвязи с природой. Они поклонялись силам и духам природы, осознавая свою взаимосвязь с ней. Еще не умея читать и писать, люди умели понимать книгу природы и передавать накопленный опыт из поколения в поколение.
В сокровищницу народной мудрости входят загадки – древнейший жанр фольклора, который образно изображает предметы окружающего мира и явления природы. Загадки привлекают детей тем, что они содержат тайну, которую детям предстоит раскрыть, увидеть, угадать. Загадки дают возможность детям почувствовать радость догадки, открытия, озарения. Вот, например, загадка о белке:
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.[4]
Загадка показывает поведение зверька, сравнивает его с мячом, показывая быстроту зверька, цвет его шубки, место его обитания и даже элементы питания. Или вот другая загадка о белке:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? [4]
Здесь информации поменьше, но все же есть основные действия зверька, которые позволяют угадать, что это белка. Такие открытия связаны с процессами воображения, сравнения. Именно они позволяют увидеть обычное в необычном. К.Д. Ушинский сказал, что загадки доставляют уму ребенка полезное упражнение. [1] Ведь не зря учителя любят использовать их как своего рода тесты на сообразительность, на проверку знаний. Развивая мышление ребенка в игровой форме, загадки направлены на познание отгадчика окружающего мира. С помощью загадок мы стараемся привлечь внимание детей к сторонам предметов и явлениям, которые, возможно, они бы не заметили.
Загадок много. Есть загадки – описания, загадки - вопросы, загадки – задачи. Все они носят обучающий и развивающий характер. С давних пор они служат учителю великолепным учебным материалом. С внедрением ФГОС загадки не устарели, а, наоборот, приобрели новый статус. Их можно использовать, чтоб подвести обучающихся к открытию новых знаний, для формулирования проблемы урока, при выдвижении гипотез, а также уже при закреплении учебного материала. Имея запас загадок по разным темам, учитель может превратить обычный урок в увлекательное путешествие, в интересное исследование - познание окружающего мира.[3] На свои вопросы ребенок стремится получить ответ не в готовом виде, а получить его в процессе умственной или практической деятельности, направленной на поиск ответа выдвинутой гипотезы. Здесь и могут помочь загадки. Большая часть загадок имеет экологическую направленность, хотя на первый взгляд это не всегда заметно. Обычно, в загадках требуется узнать предмет или объект по признакам сходства или различия, красиво спрятанным в стихотворном тексте. Вот, например, загадка:
Посадили зернышко –
Вырастили солнышко. [4]
А ведь действительно сосветие подсолнуха похоже на солнце. Или загадка о бобрах:
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. [4]
Конечно же, содержание загадки направлено на поиск ответа, что же это за зверь? Но чтобы ответить на данное содержание, надо вникнуть в глубинную суть загадки, выраженную в важных эколого-ориентированных приспособительных признаках животного в среде обитания, в описании его внешнего вида и поведенческие признаки.
Важное место в загадках отводится восприятию окружающего мира как общего дома для всех живых организмов, обитающих в своих природных сообществах – в лесу, на лугу, в водоемах, где у них есть свой конкретный дом: нора, гнездо, дупло, хатка. Вот, например: Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. [4]
Конечно, ответ будет найден методом проб, сравнений и предположений. Загадка поможет продолжить разговор о лесе, о его обитателях. Разговор можно продолжить и о ярусах леса, кто где проживает и чем питается. Ведь это тоже говорит нам о разнообразии жителей леса. Оказывается, лес - это не только многоэтажный многоквартирный дом, но и большая столовая с не менее разнообразной пищей как для травоядных животных, так и для хищников. Узнавая это, дети должны понять, почему важно сохранить лес и его обитателей, в ходе исследовательской работы изучить невидимые нити в лесу, понять, что нельзя разрушать эту взаимосвязь между обитателями леса, так как это приведет к дисбалансу жизни в лесу. Важно использовать правильные приемы в работе и умело ее направить. Подобные загадки помогают заинтересовать детей, какие же чудеса можно увидеть в лесу. Эти загадки помогут учителю подвести детей к изучению природных сообществ, к примеру, леса. Не нужно ограничиваться односложной загадкой, а необходимо привлекать внимание детей к ряду проблем, возникающих с содержанием загадки. И тогда мир природы будет «исследовательской лабораторией» для детей. [2]
Итак, без своей среды обитания живые организмы жить не могут. Почему? Здесь нужно выяснить, как они приспособились к этой среде. Очень важен процесс научного поиска, исследование самими детьми, чтобы найти ответ на данный вопрос. В этом поиске загадки могут быть отличными помощниками, так как в них отражаются разные приспособительные признаки различных животных, растений к условиям жизни: окраска, помогающая скрыться от врага, линька, отношение к свету, теплу, особенности образа жизни и т.п. Например, об особенности образа жизни зайца рассказывает загадка: у косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода кора. [4]Тут можно обратить внимание детей на то, что у зайца нет своего определенного жилища, чем питается заяц, указать на быстроту зайца. То есть эта загадка рассказывает и о поведенческих признаках данного животного. Есть много загадок, в которых указаны связи живых организмов со средой обитания и образом жизни. Вот, к примеру, загадка о кроте:
Роет он в земле ходы, чтоб добыть себе еды, любит свеклу и морковку, корешки сгрызает ловко. Он слепой. Глаза ему под землею ни к чему. Перерыл весь огород! Догадались? Это (крот) [4]. Загадка рассказывает о жизни крота, поведении, питании, строении, некоторых особенностях его организма(зрение). По этой загадке можно описать крота. Очевидно, что такую характеристику мог составить наблюдательный сочинитель загадок, который непосредственно наблюдал за образом жизни крота. Главные помощники крота – это его обоняние, осязание и слух, они помогают ему находить добычу. К ней- то и роет крот коридоры и проходы, тем самым разрыхляя почву, способствуя насыщению ее воздухом и увлажняя ее.
В подавляющем большинстве загадок идет речь о пищевых связях различных объектов природы. В содержании загадки изначально уже заложено отношение человека к данному объекту. В словесной характеристике, в сравнениях, эпитетах отражается уважение, благодарность, восхищение или же неприязнь, негодование, недовольство, стремление наказать злобного героя. Понятно, что иногда возникает необходимость разъяснительной беседы. Например, в загадке о труженице пчеле она не нужна: Ранним утром ей не спится, очень хочется трудиться, вот и меду принесла работящая …(пчела) [4]. Хотя и здесь есть широкий простор для обсуждения (как получается мед и т д)
А вот загадки о хищниках обычно составлены с негативным отношением к ним. Например:
Злой и страшный серый зверь,
Водится в лесу теперь,
Всех зайчат перепугал,
Также белок разогнал,
Но он бедный и голодный,
Хоть и страшный и проворный... (Волк)
Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышатам гроза (Сова) [4]
Очевидно, что знакомство с ними, без понимания их роли в природе, может негативно отразиться на психике эмоционально неустойчивого ребенка. Особенно, досталось волку, которого во всех загадках (да и в других видах фольклора) изображают отрицательным героем. На протяжении многих столетий название этого зверя олицетворяет сигнал тревоги и опасности. Но и не надо забывать, что волк - это главный санитар леса, луга. Доказано, что волк задирает самых слабых, больных, неприспособленных к условиям жизни животных. Тем самым волк, очищает природное сообщество от больных животных, выживают сильные и здоровые. Волку приходится выполнять в природе неблаговидную роль. Много старых загадок именно с негативным отношением к этому животному. Но появились и такие загадки, где прослеживается сочувствие к животному:
Кто зимой холодной
Бродит в лесу голодный? [4]
Эта загадка помогает детям пожалеть этого зверя: заснеженный лес, мороз, ветер, совсем нет еды для волка…
Большими познавательными и воспитательными возможностями располагают загадки о приспособлениях животных, которые они приобрели для своей защиты и маскировки. Например:
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. [4]
А сколько защитных приспособлений выработали растения! Одни из них ядовиты, другие - жгучи, третьи - колючи.
Природа сама по себе неиссякаемый источник тайн и загадок. А для растущего человека - в особенности. Для него загадки - это весь мир!
В заключение приведем примеры учебных заданий, построенных на основе загадок о природных обитателях, раскрывающих экологические связи в природе и способствующих воспитанию ответственного отношения детей к своим соседям на планете.
1. Прочти загадки о растениях.
2. Напиши названия цветущих растений.
3. Прочти загадку и подумай над подчеркнутыми выражениями.
4. Прочитай текст (о цветах)
5. Даны загадки. Кружком обведи букву, под которой значится съедобный гриб. Названия грибов подпиши под загадками.
Библиографический список
1. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания /О.М. Барковская–Начальная школа. – 2006. – №2. – С.32-33.
2. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. М. - 1987.
3. Методические рекомендации по реализации экологического образования в ФГОС второго поколения. // Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. М.: Образование и экология, 2011.
4. «Русские народные загадки» Сост. А.Н.Мартынова, В.В.Митрофанова. - М., 1986.
учитель начальных классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа с. Старокучергановка", с. Линейное
Библиографическое описание: Зайтова Р.И. Загадки как средство экологического образования // Современная начальная школа. 2020. № 7. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/07.pdf.
В современной системе экологического образования важную роль играет начальная школа. Обусловлено это тем, что младший школьный возраст – самый подходящий для развития личности, его отношений с окружающим миром. Этот возраст благоприятен для развития у ребенка основ экологической культуры, чему способствуют природные задатки: ребенок в это время любит познавать окружающий его мир, так же усваивает нормы поведения и общечеловеческие ценности. Ребенок должен адаптироваться в природе и обществе, уметь отвечать за свои поступки, в этом и есть социальное назначение детства.
Как же организовать деятельность детей по изучению окружающего мира, чтоб она была интересной и привлекающей для ребенка? Как развить его познавательный интерес и найти ответы на его вопросы?
Учебная деятельность всегда направлена на достижение определенных результатов, требующих мыслительной деятельности, преодоления возникающих трудностей. Инструментом для вовлечения обучающихся в познавательную деятельность являются разные задания – вопросы, упражнения, игры, проекты, викторины, загадки. Важно, что на этой ступени обучения преобладающую роль играют задания, которые отражают экологическое взаимодействие в природной среде (приспособленность животных и растений, цепи питания, взаимосвязь живых организмов в природе). Они заинтересовывают ребенка и являются одним из важных предметов изучения в начальной школе.
Огромную роль в этом процессе может сыграть обращение к фольклору, так как он является источником мудрости и показывает нам отношение народа к природе, к окружающему миру. Уже в глубокой древности люди знали о жизни природных обитателей, об их взаимоотношениях и взаимосвязи с природой. Они поклонялись силам и духам природы, осознавая свою взаимосвязь с ней. Еще не умея читать и писать, люди умели понимать книгу природы и передавать накопленный опыт из поколения в поколение.
В сокровищницу народной мудрости входят загадки – древнейший жанр фольклора, который образно изображает предметы окружающего мира и явления природы. Загадки привлекают детей тем, что они содержат тайну, которую детям предстоит раскрыть, увидеть, угадать. Загадки дают возможность детям почувствовать радость догадки, открытия, озарения. Вот, например, загадка о белке:
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.[4]
Загадка показывает поведение зверька, сравнивает его с мячом, показывая быстроту зверька, цвет его шубки, место его обитания и даже элементы питания. Или вот другая загадка о белке:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? [4]
Здесь информации поменьше, но все же есть основные действия зверька, которые позволяют угадать, что это белка. Такие открытия связаны с процессами воображения, сравнения. Именно они позволяют увидеть обычное в необычном. К.Д. Ушинский сказал, что загадки доставляют уму ребенка полезное упражнение. [1] Ведь не зря учителя любят использовать их как своего рода тесты на сообразительность, на проверку знаний. Развивая мышление ребенка в игровой форме, загадки направлены на познание отгадчика окружающего мира. С помощью загадок мы стараемся привлечь внимание детей к сторонам предметов и явлениям, которые, возможно, они бы не заметили.
Загадок много. Есть загадки – описания, загадки - вопросы, загадки – задачи. Все они носят обучающий и развивающий характер. С давних пор они служат учителю великолепным учебным материалом. С внедрением ФГОС загадки не устарели, а, наоборот, приобрели новый статус. Их можно использовать, чтоб подвести обучающихся к открытию новых знаний, для формулирования проблемы урока, при выдвижении гипотез, а также уже при закреплении учебного материала. Имея запас загадок по разным темам, учитель может превратить обычный урок в увлекательное путешествие, в интересное исследование - познание окружающего мира.[3] На свои вопросы ребенок стремится получить ответ не в готовом виде, а получить его в процессе умственной или практической деятельности, направленной на поиск ответа выдвинутой гипотезы. Здесь и могут помочь загадки. Большая часть загадок имеет экологическую направленность, хотя на первый взгляд это не всегда заметно. Обычно, в загадках требуется узнать предмет или объект по признакам сходства или различия, красиво спрятанным в стихотворном тексте. Вот, например, загадка:
Посадили зернышко –
Вырастили солнышко. [4]
А ведь действительно сосветие подсолнуха похоже на солнце. Или загадка о бобрах:
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. [4]
Конечно же, содержание загадки направлено на поиск ответа, что же это за зверь? Но чтобы ответить на данное содержание, надо вникнуть в глубинную суть загадки, выраженную в важных эколого-ориентированных приспособительных признаках животного в среде обитания, в описании его внешнего вида и поведенческие признаки.
Важное место в загадках отводится восприятию окружающего мира как общего дома для всех живых организмов, обитающих в своих природных сообществах – в лесу, на лугу, в водоемах, где у них есть свой конкретный дом: нора, гнездо, дупло, хатка. Вот, например: Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. [4]
Конечно, ответ будет найден методом проб, сравнений и предположений. Загадка поможет продолжить разговор о лесе, о его обитателях. Разговор можно продолжить и о ярусах леса, кто где проживает и чем питается. Ведь это тоже говорит нам о разнообразии жителей леса. Оказывается, лес - это не только многоэтажный многоквартирный дом, но и большая столовая с не менее разнообразной пищей как для травоядных животных, так и для хищников. Узнавая это, дети должны понять, почему важно сохранить лес и его обитателей, в ходе исследовательской работы изучить невидимые нити в лесу, понять, что нельзя разрушать эту взаимосвязь между обитателями леса, так как это приведет к дисбалансу жизни в лесу. Важно использовать правильные приемы в работе и умело ее направить. Подобные загадки помогают заинтересовать детей, какие же чудеса можно увидеть в лесу. Эти загадки помогут учителю подвести детей к изучению природных сообществ, к примеру, леса. Не нужно ограничиваться односложной загадкой, а необходимо привлекать внимание детей к ряду проблем, возникающих с содержанием загадки. И тогда мир природы будет «исследовательской лабораторией» для детей. [2]
Итак, без своей среды обитания живые организмы жить не могут. Почему? Здесь нужно выяснить, как они приспособились к этой среде. Очень важен процесс научного поиска, исследование самими детьми, чтобы найти ответ на данный вопрос. В этом поиске загадки могут быть отличными помощниками, так как в них отражаются разные приспособительные признаки различных животных, растений к условиям жизни: окраска, помогающая скрыться от врага, линька, отношение к свету, теплу, особенности образа жизни и т.п. Например, об особенности образа жизни зайца рассказывает загадка: у косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода кора. [4]Тут можно обратить внимание детей на то, что у зайца нет своего определенного жилища, чем питается заяц, указать на быстроту зайца. То есть эта загадка рассказывает и о поведенческих признаках данного животного. Есть много загадок, в которых указаны связи живых организмов со средой обитания и образом жизни. Вот, к примеру, загадка о кроте:
Роет он в земле ходы, чтоб добыть себе еды, любит свеклу и морковку, корешки сгрызает ловко. Он слепой. Глаза ему под землею ни к чему. Перерыл весь огород! Догадались? Это (крот) [4]. Загадка рассказывает о жизни крота, поведении, питании, строении, некоторых особенностях его организма(зрение). По этой загадке можно описать крота. Очевидно, что такую характеристику мог составить наблюдательный сочинитель загадок, который непосредственно наблюдал за образом жизни крота. Главные помощники крота – это его обоняние, осязание и слух, они помогают ему находить добычу. К ней- то и роет крот коридоры и проходы, тем самым разрыхляя почву, способствуя насыщению ее воздухом и увлажняя ее.
В подавляющем большинстве загадок идет речь о пищевых связях различных объектов природы. В содержании загадки изначально уже заложено отношение человека к данному объекту. В словесной характеристике, в сравнениях, эпитетах отражается уважение, благодарность, восхищение или же неприязнь, негодование, недовольство, стремление наказать злобного героя. Понятно, что иногда возникает необходимость разъяснительной беседы. Например, в загадке о труженице пчеле она не нужна: Ранним утром ей не спится, очень хочется трудиться, вот и меду принесла работящая …(пчела) [4]. Хотя и здесь есть широкий простор для обсуждения (как получается мед и т д)
А вот загадки о хищниках обычно составлены с негативным отношением к ним. Например:
Злой и страшный серый зверь,
Водится в лесу теперь,
Всех зайчат перепугал,
Также белок разогнал,
Но он бедный и голодный,
Хоть и страшный и проворный... (Волк)
Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышатам гроза (Сова) [4]
Очевидно, что знакомство с ними, без понимания их роли в природе, может негативно отразиться на психике эмоционально неустойчивого ребенка. Особенно, досталось волку, которого во всех загадках (да и в других видах фольклора) изображают отрицательным героем. На протяжении многих столетий название этого зверя олицетворяет сигнал тревоги и опасности. Но и не надо забывать, что волк - это главный санитар леса, луга. Доказано, что волк задирает самых слабых, больных, неприспособленных к условиям жизни животных. Тем самым волк, очищает природное сообщество от больных животных, выживают сильные и здоровые. Волку приходится выполнять в природе неблаговидную роль. Много старых загадок именно с негативным отношением к этому животному. Но появились и такие загадки, где прослеживается сочувствие к животному:
Кто зимой холодной
Бродит в лесу голодный? [4]
Эта загадка помогает детям пожалеть этого зверя: заснеженный лес, мороз, ветер, совсем нет еды для волка…
Большими познавательными и воспитательными возможностями располагают загадки о приспособлениях животных, которые они приобрели для своей защиты и маскировки. Например:
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. [4]
А сколько защитных приспособлений выработали растения! Одни из них ядовиты, другие - жгучи, третьи - колючи.
Природа сама по себе неиссякаемый источник тайн и загадок. А для растущего человека - в особенности. Для него загадки - это весь мир!
В заключение приведем примеры учебных заданий, построенных на основе загадок о природных обитателях, раскрывающих экологические связи в природе и способствующих воспитанию ответственного отношения детей к своим соседям на планете.
1. Прочти загадки о растениях.
2. Напиши названия цветущих растений.
3. Прочти загадку и подумай над подчеркнутыми выражениями.
4. Прочитай текст (о цветах)
5. Даны загадки. Кружком обведи букву, под которой значится съедобный гриб. Названия грибов подпиши под загадками.
Библиографический список
1. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания /О.М. Барковская–Начальная школа. – 2006. – №2. – С.32-33.
2. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. М. - 1987.
3. Методические рекомендации по реализации экологического образования в ФГОС второго поколения. // Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. М.: Образование и экология, 2011.
4. «Русские народные загадки» Сост. А.Н.Мартынова, В.В.Митрофанова. - М., 1986.