Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Ирискина И.А. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА УРОКЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ

Библиографическое описание:
Ирискина И.А. Методы и приёмы, применяемые на уроке в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.

«Метод обучения должен быть возведён в искусство. Его надо поставить на столь твёрдые основы, чтобы обучение наверняка шло вперёд и не обманывалось бы в своих результатах…».
Ян Амос Коменский

Переход на новые ФГОС предъявляет школе все более новые требования. Учебные предметы должны решать современные задачи образования. Всему научить невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения наук – не в наших силах. Нам важнее научить детей добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения.

Основное обучение школьников проходит на уроке, так как именно здесь взаимосвязаны все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, задачи, средства, методы и формы организации обучения.

В педагогической литературе многими педагогами даются разные трактовки «Что такое метод обучения?» и «Что такое приём обучения?». Но все они говорят о том, что:

§ МЕТОД обучения (с греческого «Путь к чему-либо») - способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на решение учебно-воспитательных задач, обеспечивающих усвоение содержания образования.

§ ПРИЕМ в педагогической науке рассматривается как часть метода обучения.

Иными словами, метод обучения в дидактическом смысле представляет собой обобщённое понятие, направленное на достижение основной цели, а приём – реальное воплощение этого метода. Например:

Метод

Приём

рассказ

«Продолжите рассказ»

беседа

«Задайте вопросы друг другу»

Практический метод – упражнение

«Постройте график»

«Выпишите трудные слова»



В практике олигофренопедагогики, как и в массовой школе, применяются три основные группы методов: словесные, наглядные и практические, которые должны быть применены на всех этапах урока. Специфика методов и приёмов в образовательной организации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья заключается в их коррекционной направленности. А именно:

Ø Замедленность обучения

Ø Частая повторяемость

Ø Подача учебного материала малыми порциями

Ø Максимальная развёрнутость материала

Ø Постоянная опора на жизненный опыт ребёнка.

Чтобы методы и приёмы работали надёжно и эффективно, необходимо их выбирать и применять.

Рассмотрим более подробно каждую группу методов и педагогические требования к их применению на уроке.

Словесные методы.

Рассказ – это образное, эмоциональное и последовательное изложение фактического материала в описательной или повествовательной форме.

Педагогические требования:

Ø Не большой по объему, эмоционально насыщен

Ø В сюжете рассказа должны быть несложные рассуждения

Ø Обязательно применение наглядности

Ø Не стоит прерывать рассказ вопросами к ученикам, так они могут потерять нить повествования.

Объяснение – это логическое изложение темы или объяснение сущности учебного материала.

Педагогические требования:

Ø При объяснении необходимо акцентировать внимание на главных моментах содержания материала, применять интонацию, делать ударение на главное и т. д.

Ø Объяснение необходимо совмещать с показом и демонстрацией.

Беседа – это диалогический метод, при котором учитель путём постановки вопросов побуждает учащихся рассуждать и подводит учеников к пониманию нового материала и проверяет усвоение изученного.

Педагогические требования:

Ø Так как беседа - вопросно-ответная форма, то главное – строго продуманная система вопросов и предполагаемых ответов

Ø Вопросы не должны содержать ответа

Ø Если обучающиеся не могут дать ответ на поставленный вопрос, то его нужно разделить на части и задавать наводящий вопрос.

Наглядные методы

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстрацийпредполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстрацийобычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения.

Педагогические требования:

Ø применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

Ø наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

Ø наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

Ø необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

Ø детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

Ø демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

Ø привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Практические методы

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся.

Основные виды практических методов: упражнения, лабораторные, практические работы, дидактические игры.

Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения по своему характеру подразделяются на следующие группы:

Ø устные (они связаны с развитием культуры речи и логического мышления, познавательных возможностей учащихся);

Ø письменные (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решение задач) - составляют важный компонент обучения. Их назначение – формирование, развитие и упрочнение необходимых умений и навыков;

Ø графические (используются при изучении математики, рисования, а также в процессе производственного обучения);

Ø учебно-трудовые (составляют систему специально разработанных трудовых действий учебного или производственного характера.

Лабораторные и практические работы – это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Лабораторный метод дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, измерять и вычислять, обрабатывать результаты и сравнивать и т.д.

Познавательная (дидактическая) игра – это специально созданные ситуации, моделируемые реальность, из которых ученикам предлагается найти выход.

Игра активизирует процесс непроизвольного запоминания, повышает интерес к познавательной деятельности. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.

Таким образом, рассмотрев основные группы методов обучения, хочется сделать вывод о том, что применение различных методов и приёмов в образовательном процессе детей обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых универсальных навыков, которые дают им возможность принимать решения, развивают коммуникативные качества, которые так необходимы как в профессиональном становлении детей, так для обеспечения гармонии в личной жизни.

Библиографический список

1. Бурцева О.Ю. «Модульная технология обучения», 1999 № 5.

2. Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 254-255.