Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Сабирзянова Анна Юрьевна,
учитель музыки,
МБОУ «С (К) СОШИ»,
Пермский край, г. Чусовой
Музыкальные игры как средство развития творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями
Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает
Д.Б. Эльконин: «... игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».
У детей с ограниченными возможностями здоровья страдают познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.
Следовательно, весь образовательный процесс специальной коррекционной школы подчинён целенаправленной педагогической работе по коррекции и развитию личности ребенка с ОВЗ. Творческие способности являются самой существенной частью интеллекта человека, и задача их развития становится одной из важнейших задач в воспитании современного человека.
В продолжение нескольких лет основная цель педагогической работы на уроках музыки и пения – формирование творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Уроки музыки - это уроки творчества. Каждый из них должен способствовать развитию личности школьника, выявления его индивидуального Я, проявлению способностей, активизации мышления и воображения.
Чтобы творческие проявления учащихся носили активный характер, учителю необходимо подбирать дополнительный музыкальный материал для развития творческих навыков.
Таким дополнительным музыкальным материалом можно считать музыкальные игры.
«Музыкальные игры пробуждают воображение, фантазию ребенка, обостряют восприятие окружающего мира, углубляют представление о предметах и явлениях, то есть активизируют творческие силы разума», - писал В.А.Сухомлинский.
Н. А. Ветлугина считает, что музыкальная игра - наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально - учебные задания и, облечённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.
Музыкальные игры развивают музыкальный слух, творческие способности ребёнка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Во многих музыкальных играх используются детские музыкальные инструменты (металлофон, бубен, колокольчики).
На уроке музыки игровые приёмы применяются, как правило, чтобы облегчить детям понимание содержания музыкального произведения и его художественных особенностей, а также для того, чтобы достаточно трудоёмкие процессы слушания музыки или её разучивания не оказались слишком утомительными.
Среди всех видов музыкальной деятельности музыкальная игра - самый уникальный вид деятельности детей младшего школьного возраста.
Во - первых, музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребёнке самой природой. Музыкальные игры вовлекают детей в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются: развитие интереса к музыке, правильное восприятие её содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с музыкой и желания активно проявлять себя в этой сфере.
Во - вторых, музыкальная игра - самый «лёгкий» из всех видов музыкальной деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры. И хотя музыкальные игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакций, диктуемых музыкальным материалом, дети считают, что играть вовсе не трудно. Именно поэтому ребёнок вступает в музыкальную игру без опасений и боязни; увлекаемый музыкальными звуками и образами, играет, не обращая внимания на время и возможную усталость.
В - третьих, музыкальная игра - очень серьёзный вид музыкальной деятельности. Любая музыкальная игра содержит в себе элементы других видов деятельности (умения читать, считать, писать, анализировать и т.д.), а значит, обладает возможностью приобщать ребёнка к виду деятельности, ещё не освоенному им ранее.
Именно поэтому музыкальная игра - дело серьёзное с точки зрения развития ребёнка: через неё он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени подготовленным. В любой музыкальной игре заложена возможность овладевать определёнными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, а также для общения.
В - четвёртых, музыкальная игра - самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности. Она даёт возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально -психологического развития ребёнка.
В - пятых, музыкальная игра - самый демократичный из всех видов музыкальной деятельности. Равенство в музыкальной игре гарантируется её правилами, ролевым распределением. Музыкальная игра - общение равных.
Применение игровых приёмов помогает учителю музыки занимательнее и плодотворнее провести уроки в начальной школе.
Своей большой находкой для урока музыки считаю использование музыкальных пальчиковых игр. Зная о том, что чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем лучше у ребенка развита речь, я на каждом уроке стала использовать музыкальные пальчиковые игры. Вначале была поражена, что дети не могут сложить из пальчиков простейшие фигуры: петушка, козу, гусей и т.д. Приходилось индивидуально складывать фигуры с каждым ребенком, многократно повторять, прежде,чем дети сами смогли сказать и слова игры и непринужденно поработать пальчиками обеих рук. Очень кропотливый и долгий процесс. Ученикам музыкальные пальчиковые игры очень нравятся: они доступны по содержанию, близки к жизни, интересны и разнообразны. Мне эти игры помогают решать проблему отдыха и оздоровления на уроке музыки. С их помощью я имею возможность развивать память, речь, мелкую моторику, а также осуществлять коррекцию звукопроизносительной стороны речи учащихся.
Большое внимание уделяю на уроке музыки и упражнениям на развитие крупной моторики. Провожу игровые физкультминутки под музыку. Происходит смена деятельности учащихся, которая дает возможность отдыха и одновременно активизирует внимание на последующую деятельность.
Часто на уроках и во внеурочной деятельности использую детские музыкальные инструменты: бубны, маракасы, металлофоны, диатонические колокольчики и др. Игра на инструментах развивает музыкальную память, ритм, вырабатывает исполнительские навыки, прививает любовь к коллективному исполнению.
Музыкальные игры помогают устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре.
Апрель 2021