воспитатель
Тимченко Нина Николаевна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад "Изумрудный город"
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) развитие ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом позитивной социализации. Социализация – процесс усвоения определенных представлений, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Главная цель социализации – становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры. Неотъемлемой частью общекультурной среды, формирующей целостный жизненный опыт ребёнка в социальной сети, является профориентация, которая позволяет ребёнку принимать мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями.
Мир профориентации в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве.
Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана:
- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности, с тем чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются:
- профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
- профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Процесс ранней профориентации дошкольников длительный, требующий целенаправленной и систематической работы. В перспективе стоит проблема разработки таких педагогических проектов как: «Строительство», «Военные профессии», которые продолжат формирование у дошкольников конкретных представлений (мечты) о своей будущей профессии, познакомят с предприятиями города, приобщат к его традициям, помогут развить чувство гордости за свою малую родину, потребность к активному участию в общественной жизни