Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Бизяева И.В. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Бизяева Ирина Васильевна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Плодородная средняя общеобразовательная школа № 16, Ростовская область, Целинский район, с. Плодородное

Библиографическое описание: Бизяева И.В. Дидактическая игра как способ активизации обучающихся начальной школы на уроках математики // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
А.С. Макаренко

Математическое образование, как и современное образование, вообще, направлено на становление человека, обретение им своего образа неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Образованный человек – это человек, обладающий целостной картиной мира и понимающий своё место в нём, способный сознательно и целесообразно действовать в культуре.

В Федеральных государственных образовательных стандартах «Начальное образование» второго поколения отмечается изменение роли и места математики в общечеловеческой культуре и образовании. Основные цели обучения математике в начальных классах сформулированы следующим образом: математическое развитие младшего школьника; овладение системой математических понятий, общих способов действий; овладение первоначальными представлениями о математическом методе познания реальной действительности – математическим моделированием. Реализация этих целей предполагает усвоение программного материала и развитие когнитивной сферы учащихся. Но без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

Активизация учащихся при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать таким образом, чтобы учебный материал становился предметом активной деятельности ученика. Присутствие в вычислительных упражнениях элемента занимательности, игры, догадки, сообразительности, использование интересного наглядного материала – вот те основные приёмы активизации познавательной деятельности, реализация которых позволит решить в практике обучения и задачу формирования прочных вычислительных навыков, и задачу развития познавательных способностей учащихся.

Опираясь на свой опыт работы, на опыт работы своих коллег, хочу предложить некоторые приёмы, которые позволяют учителю решить многие проблемы: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей, контролировать дисциплину.

Заметно повышают познавательный интерес учащихся дидактическая игра. Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания младших школьников. В игре удаётся привлечь внимание учеников к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях им неинтересны и на которых не удаётся сосредоточить их внимание. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для учащихся. Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, сближает новую деятельность первоклассников с привычной и делает менее заметным для ребёнка переход к серьёзной учебной работе.

Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики в начальных классах можно добиться более прочных знаний.

Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. При подборе игр необходимо учитывать интерес ученика к различным играм, особенности и возможности их участия в дидактической игре.

Дидактические игры способствуют созданию положительных эмоций, делают уроки яркими, занимательными, запоминающимися.

Как один из видов занимательной игры в практике с успехом применяем учебные кроссворды. Они напоминают примеры с пропущенными числами, которые мы называем примеры с «окошком». Первоначально в процессе устного счёта использую простые кроссворды для осознания детьми принципа выполнения задания, затем более сложные выполняются детьми самостоятельно, так как вынесение их на доску представляет сложность. Разнообразие форм кроссвордов, разных уровней сложности позволяет длительное время поддерживать интерес к выполнению заданий данного вида работы.

Хорошим помощником в проведении устного счёта является игра «Молчанка», использование которой на уроках традиционно.

Для проведения игры «Какой ряд быстрее полетит на Луну» у меня есть три ракеты, вырезанные из сложенной вдвое плотной бумаги. Каждая ракета имеет окошки по количеству учеников в ряду. В середину ракеты я вставляю лист, вырезанный по контуру ракеты, и в окошках пишу примеры, например, на умножение и деление. Учащиеся каждого ряда быстро решают по одному примеру, передавая ракету друг другу. Проверяем примеры коллективно. Ракета, в которой все задания выполнены верно, «летит в космос первой».

Аналогично проводятся игры «Кто быстрее окажется на необитаемом острове», «Какой ряд сегодня умники и умницы», игра-эстафета «Кто быстрее сосчитает».

В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать слова-ответы «да» или «нет».

Большой интерес вызывают у детей логические игры, такие как «Числовые лабиринты» (они могут иметь форму концентрических кругов или многоугольников, в которых содержатся по несколько ворот), «Магические фигуры» (квадраты, треугольники). Подобные игры позволяют целенаправленно развивать у детей комбинаторное мышление, формировать вычислительные навыки, развивать умение точно и доказательно выражать свои мысли.

В современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся компьютерными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента для активизации деятельности на уроках математики. В настоящее время создано много обучающих программ, например «Уроки Кирилла и Мефодия», «Учимся с Аликом» и другие. Эти программы можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время, во внеклассной работе или дома. Кроме этого, учителями нашей школы созданы электронные приложения к урокам математики.

Разумное сочетание традиционных и информационных технологий обучения младших школьников позволяет повысить уровень их математической подготовки, развить интерес к предмету и использованию различных средств в получении образования.