Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Ульянова Т.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ СОСТАВЛЕНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ КАРТЫ И КЛАСТЕРА НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ

Библиографическое описание:
Ульянова Т.В. Использование приёмов составления ментальной карты и кластера на современном уроке // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.

Школа обязана не только осуществлять передачу научных знаний, но и уделять должное внимание формированию мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся, приданию обучению, труду, жизни нравственного измерения. Патриарх Кирилл.

Каждый преподаватель стремится сделать процесс обучения ярче, веселее и интереснее. Ведь необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию. Увлекательные, интересные уроки проходят перед младшими школьниками, формируя новые учебные умения. Но зачастую, маленький ученик не видит взаимосвязи между уроками, воспринимая их, как череду ярких картинок калейдоскопа, которые не связаны между собой. Помочь структурировать учебный материал, представив его в виде стройной системы, и призваны ментальные карты и кластер.

Отличный способ добиться желаемого - обратить свой взор на кластер. Что это такое? Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть.) - это прием технологии критического мышления, которым пользуется учитель в процессе урока. Кластер - графический форма организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними. Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению учебного материала. Он служит наглядной схемой-подспорьем для учащегося.

Прием «кластер» способствует формированию собственного мнения на основе опыта и наблюдений. Кроме того, он содействует самообразовательной деятельности учеников, умению работать как в группе, так и самостоятельно, активизирует учебную деятельность. У ребят есть возможность вносить исправления в готовые схемы. Кластер в начальной школе можно использовать на любом этапе урока. Он подойдет и на стадиях вызова, осмысления и рефлексии, а также в качестве базовой стратегии проведения урока.

На стадии вызова учащиеся высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них имеются, а также все ассоциации и предположения. Здесь кластер – стимулирующий компонент познавательной деятельности младших школьников, который создаёт мотивацию к размышлению до начала изучения новой темы.

На стадии осмысления прием кластера позволит структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили, обобщения полученных знаний и умений, которые поможет систематизировать кластер.

Приём хорош тем, что подойдет для использования на любом уроке и на всех стадиях занятия, в виде его общей стратегии. Так, в начале урока ученики фиксируют все знания, которыми они владеют. Далее по ходу занятия учащиеся дополняют схему новыми данными. Желательно это делать другим цветом. Приём кластера способствует развитию умения выделять главное, предполагать и составлять прогнозы.

Кластер – это приём самостоятельной работы учащихся. Чтобы этот приём стал технологичным, достаточно провести подобную работу 2-3 раза. Учащиеся с удовольствием составляют кластеры. Над вопросами, которые не успели рассмотреть на уроке, можно поработать дома. Применение «кластера» не ограничивается только классно-урочной деятельностью младших школьников.

Преимущества применения технологии «кластер»:

· Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала. Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.

· Деятельность интересна детям.

· Ученики открыты и активны, так как у них нет страха высказать неправильное суждение.

· Организует творческую деятельность, обеспечивает полёт фантазии.

В какой последовательности действовать, составляя кластер? Последовательность действий при составлении «грозди» логична и проста. Посередине классной доски или чистого листа пишется ключевое слово или предложение, являющееся главным в раскрытии темы, идеи. Далее вокруг записываются другие слова или предложения, которые выражают факты, идеи, образы, подходящие для выбранной тематики. По мере записи все новые элементы соединяются прямой линией с ключевым понятием. Каждый «спутник», в свою очередь, тоже имеет «спутников» - так устанавливаются новые логические связи между понятиями.

Этот приём работы, можно использовать как коллективный, индивидуальный, так и или групповой. Форма определяется поставленными целями и задачами урока, возможностями учителя и учащихся. Допустим переход из одной формы в другую.

Способы работы учащихся с кластерами:

· Составление нового кластера.

· Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием слов, входящих в состав кластера.

· Коррекция и совершенствование готового кластера.

· Анализ и завершение неполного кластера: без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение этого главного термина; без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих терминов.

Как и у каждой методики при составлении кластера есть свои плюсы и минусы.

Плюсы:

· Кластер развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика;

· учит учащихся самостоятельно добывать знания;

· развивает интерес к предмету;

· позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Минусы:

· Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления кластера.

· Этот приём требует от педагога дополнительной подготовки к уроку – составление схем, заготовка конвертов, карточек.

Приём кластера способствует развитию системного мышления, способности к творческой переработке материала, учит ребят классифицировать и анализировать не только факты из учебника, но и свои оценочные суждения, развивает навык рассмотрения сразу нескольких позиций, учит формулировать и высказывать своё собственное мнение, которое выработано на основе опыта и наблюдений.

Формы работы с кластерами:

§ самостоятельно при выполнении домашней работы;

§ самостоятельно на практическом занятии;

§ в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину;

§ в составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер;

§ при выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера.



Помочь структурировать учебный материал, представив его в виде стройной системы, и призваны ментальные карты. Ментальные карты (Mind maps) - это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Составление ментальных карт является вместе с тем и способом формирования универсального учебного умения – моделирования. Обучать составлению ментальных карт, думаю, нужно с начальной школы.

Информация, представленная в виде интеллект-карт, воспринимается быстрее, эффективнее, запоминается быстрее и на более долгий срок, так как это соответствует естественной ассоциативной природе нашего мышления. Просто так устроен наш мозг.

Ментальная карта по форме напоминает нейрон (клетку головного мозга) со множеством ответвлений. Информация на интеллект - карте максимально визуализирована, ее можно окинуть «одним взглядом». Включение процессов мышления при запоминании увеличивает объём памяти.

Мы не можем мыслить линейно, особенно в непонятных ситуациях. Наши мысли «прыгают» с одной на другую, и мы в следующий момент времени совершенно неожиданно для нас думаем уже о чем-то другом. Например, когда мы о чем-то думаем, у нас в голове появляется множество ассоциаций, связанных с этой темой. чтобы как-то все структурировать и не потерять ценные мысли, мы их начинаем записывать.

На основе этого принципа Тони Бьюзен и предложил фиксировать информацию не линейно, как это принято в большинстве случаев, а ассоциативно (радиантно), связывая мысли друг с другом в пространстве, справедливо предположив, что такая форма будет самой удобной для восприятия, так как мозгу нужно будет провести минимум работы по созданию образа, то есть понимания информации.

Метод ментальных карт позволяет:

· формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;

· формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);

· улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся; ускорять процесс обучения.

В самостоятельном обучении сможете значительно ускорить процесс изучения нового материала, если зафиксируете главные мысли в ментальной карте.

Принципы составления ментальных карт:

· Главная тема помещается в центре листа.

· Записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку.

· Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к периферии.

· К основным веткам могут быть добавлены картинки, схемы.

· Радиальная структура (Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру важные понятия. Дальше от центра - менее важные понятия. Благодаря такому распределению проще работать с картой)

· Письмо печатными буквами

Каковы же особенности работы с ментальными картами в начальной школе?

На первом этапе, объясняя новый материал, прибегаю к ментальной карте, как к демонстрационной, опорной таблице, размещая её на доске.

Затем школьники пытаются составить карты по образцу и под руководством учителя. Для того чтобы изображения у них получились более аккуратными, раздаются шаблоны кружков, учитель подсказывает, каким цветом делать надписи. Следующий этап заключается в обсуждении с детьми, что они считают важным, необходимым для размещения на карте по изучаемой теме, нахождении ключевых слов. И, наконец, самостоятельное создание своих ментальных карт. Происходит самостоятельное конструирование знаний, результатом которого выступает деятельностный образовательный продукт.

Учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Выполнение деятельностных заданий создаёт условие для развития у учащихся не только продуктивных речевых умений (предметный результат), но и способствует достижению личностных и метапредметных результатов.

На каких этапах урока можно использовать ментальные карты?

Ментальные карты можно использовать на этапе изучения новой темы, на этапе закрепления и при проверке изученного на уроке. При изучении нового, дети создают свою ментальную карту или слушают объяснение учителя с опорой на ментальную карту.

При закреплении изученного материала можно предложить восстановить ментальную карту или разместить на карте элементы, являющиеся примером содержания. Так, например, изучая птиц, дети классифицируют их (зимующие, перелетные, насекомоядные, хищные и т.д.) и размещают картинки с изображением птиц на ментальной карте. Изучая разделительный мягкий знак, ученики учатся отличать разделительный мягкий знак от мягкого знака – показателя мягкости согласного и размещают карточки со словами на определенном месте ментальной карты.

Можно на этапе обобщения предложить установить взаимосвязь между словами на карточках с ключевыми словами, объединив их на одной схеме.

Почему ментальные карты воспринимаются лучше, чем привычные списки, графики, таблицы, тексты? Ментальные карты (интеллект – карты) задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.

Свойства интеллект - карт:

· Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

· Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

· Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

· Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

· Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

· Возможность пересмотра. Пересмотр ментальных карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Чтобы карта отложилась в долговременной памяти, её необходимо

повторять. Оптимальными интервалами времени для повторения пройденного материала являются следующие:

· спустя 10 минут - повторение в течение 10 минут;

· спустя 1 сутки - повторение в течение 2-4 минут;

· спустя одну недель - повторение в течение 2 минут;

· спустя 1 месяц - в течение 2 минут;

· спустя 3 месяца - повторение в течение 2 минут;

· спустя 6 месяцев - повторение в течение 2 минут;

· спустя год- повторение в течение 2 минут.

Метод ментальных карт созвучен содержанию ФГОС и деятельностному подходу в обучении. Думаю, его использование в системе обязательно даст результаты.

Применение ментальных карт и кластера в обучении школьников даёт только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Технология метальной карты обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках карты помогают учащимся составлять устное и письменное повествование.

С помощью ментальной карты обучающиеся не только учатся пересказу, но и учатся выделять ключевые слова, систематизировать моменты, группировать. При работе с текстом учащиеся учатся с помощью карты сворачивать и разворачивать информацию; лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.

В помощь учитель существует несколько программ для создания ментальных карт.

• Coggle https://coggle.it

• Xmind http://www.xmind.net

• Freemind freemind.sourceforge.net

• MindNode https://mindnode.com

• Bubbl.us https://bubbl.us

• MindMeister https://www.mindmeister.com

Использование кластера и ментальной карты способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Ментальная карта и кластер позволяют увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой.

Библиографический список:

1 Абрамова И. Г. Интерактивные методы обучения в системе высшего образования [Текст] / И. Г. Абрамова. – Москва: Гардарика, 2008 – 368 с.

2 Мельников С. В. Активные и интерактивные формы проведения занятий при подготовке бакалавров сферы обслуживания [Текст]: учебно-методическое пособие / С. В. Мельников. – Москва: Издатель Степаненко,2011 – 152 с.

3 Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения [Текст] / В. В. Гузеев. Москва: Народное образование, 2001 – С. 128.

4 Сайт https://texterra.ru/blog/obzor-15-besplatnykh-programm-dlya-sozdaniya-intellekt-kart.html (выбор программ, создание и объяснение значимости интеллект — карт).