Библиографическое описание:
Филиппова Т.С. Бороться нельзя, использовать! // Современная начальная школа. 2021. № 22. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/22.pdf.
Аннотация. Обучить ребенка мыслить в век информационных технологий, причем мыслить продуктивно - задача современного учителя, справиться с которой позволяют технологии развивающего обучения. Технологии способствуют развитию умений концентрироваться и анализировать, познавать и творить, сочувствовать и сопереживать.
Ключевые слова: клиповое мышление, современные технологии, ИКТ
21 век… Век информационных технологий… Как не потеряться человеку, а особенно ребенку, в потоке информации, когда на второй план уходят чувства, мысли, отношения?
Важнее успеть за этим потоком и быть в курсе происходящего. И у современных детей с этим проблем нет. Они могут одновременно слушать музыку, «чатиться» с друзьями, бродить по сети, и, пользуясь дайджестами, делать уроки. Многие скажут, растим Юлиев Цезарей. Но нет, перед нами не Юлии, а «дети-клипы», которые воспринимают мир через калейдоскоп ярких образов и осколков информации, которые прагматично относятся к ней – «добывают», «скачивают», «ставят лайки», не вникая в суть. Клиповость везде и всюду.
Как же быть? – бьют тревогу родители, привыкшие по несколько раз перечитывать «Войну и мир», часами сидеть в библиотеке и конспектировать материал, писать личные дневники и письма.
Как заставить концентрироваться и анализировать, познавать и творить, сочувствовать и сопереживать? – беспокоятся учителя. И беспокойство их оправдано, ведь восприятие “клипового человека” неглубокое, поверхностное.
«Дети-клипы» не воспринимают однородную по содержанию информацию. Они требуют ее краткости и фрагментарности, частой смены её источников и видов деятельности.
Но парадокс в том, что эффективность клипового мышления для выживания и социальной адаптации, очевидна, и вины их в этом вовсе нет. Это реалии современного мира. А дети всего лишь приспосабливаются к новому типу восприятия и темпу жизни. И, безусловно, быстро обрабатывая полученную информацию и принимая решения, быстро реагируя на любые изменения и отфильтровывая ненужную информацию, не перегружают мозг и достигают успешного результата быстрее. Но этого недостаточно. Нужно готовить современных школьников к будущей жизни, к обеспечению личностного и карьерного роста.
Главным вопросом для меня, как для учителя, остается вопрос «как учить?», ответ на который очевиден — направить свои усилия не на борьбу с новым явлением, используя привычные средства и методы, а на развитие знающего, быстро думающего, мыслящего и хорошо говорящего человека сегодняшнего дня.
Мне близки слова М.В. Ломоносова «Чем больше таинства наш разум постигает, тем обильнее собирает плоды для потребностей житейских». Почему я так уверенно говорю об этом? Потому что считаю, что запрещать детям пользоваться гаджетами и социальными сетями, смотреть телевизор, современные фильмы, мультфильмы, видеоклипы, не разумно. А вот обучать через постановку учебной задачи, деятельностный подход к её выполнению и анализ результата, заставляет ребенка полноценно мыслить и обеспечивать эффективность образовательного процесса вне зависимости от стиля мышления. Обучать мыслить ребенка, причем продуктивно, мне помогают «киты» развивающего обучения, суть которых в умении создать учебную ситуацию, при которой у школьника проявляется потребность в изучении материала.
1. Технология дифференцированного обучения, дающая шанс каждому ученику развивать свои потенциальные способности и позволяющая построить учебный процесс так, чтобы учебный материал был под силу одним, и не пропадало желание работать из-за легкости и простоты учения у других. Достоинство дифференцированного обучения заключается в полной адаптации содержания, методов и темпа учебной деятельности к его индивидуальным особенностям, в возможности контроля «от знания к знанию» и необходимой коррекции деятельности, как ученика, так и учителя. Данная технология позволяет создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности обучающихся, дает возможности для развития творческой личности.
2. Технология проблемного обучения, в ходе которой ученик не только видит проблему, но и задает вопросы, выдвигает гипотезы, проводит наблюдения и эксперименты, делает выводы и умозаключения, структурирует учебный материал, доказывает свои идеи. Все это способствует не только организации самостоятельной познавательной деятельности, но и умению быть успешным в быстро меняющемся мире с его противоречиями, адекватно оценивать ситуацию, выявлять причины их возникновения и планировать пути по преодолению этих противоречий. Без технологии проблемного обучения «вырастить» эти способности невозможно.
3. Информационно-коммуникационные технологии. Современные школьники «многозадачные», они выполняю несколько задач одновременно, и не могут концентрировать долгое время свое внимание, предпочитают обучение через визуальные и графические источники. Для них скорость, мобильность, большой поток информации – ключевые слова, а цифровая среда - их естественная среда. Поэтому применять в обучении вчерашнюю модель для получения знаний завтрашними учениками нельзя. Нужно исходить из их интересов. И именно информационно-коммуникационные технологии принимают во внимание новые способы мышления и обработку информации современными детьми учат аналитически мыслить. Ведь человек, обладающий аналитическим складом ума, имеет огромное преимущество. Он эффективнее и быстрее решает жизненные и профессиональные задачи, делает обоснованные выводы, смотрит на проблему с разных точек зрения, что позволяет найти ему оптимальный вариант ее решения
4. Технология критического мышления - оригинальные методы и средства выбора и обработки информации, позволяющие творчески и рефлексивно мыслить. Критически мыслить – это не только получать информацию для усвоения, но и выбирать нужную, фиксировать и моделировать ее различными способами, иметь собственное мнение, делать обдуманный выбор между различными мнениями, решать проблемы, аргументировано спорить, уметь ценить чужую точку зрения. Тогда и процесс познания обретает индивидуальность, становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
5. Кейс-технология - ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий. В процессе рассмотрения этих ситуаций учащиеся осваивают командную работу, учатся вести диалог со взрослыми и сверстниками, адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях; учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни.
6. Технология ТРИЗ - обобщенный в абстрактной форме опыт изобретательства, помогающий школьнику уйти от клипового мышления и раскрыть свой творческий потенциал.
Обучать глубоко и последовательно мыслить, при этом учитывая особенности «клипового» мышления, мне позволяют такие приемы, которые обеспечивают эффективность образовательного процесса вне зависимости от господствующего стиля мышления обучающихся. Это быстрые ответы на серию вопросов, имеющих разную конструкцию, подчеркивание понятий и определений в тексте, выделение главного, создание слайд-презентаций, и визуальных рядов, создание графических образов и схем, иллюстрирование, создание творческого продукта. Данные приемы – каждодневный инструмент современного учителя, который будет совершенствоваться при условии, если их использовать не эпизодически в свое в работе, а постоянно.
Вспоминая фразу "Казнить нельзя помиловать", где от правильной постановки запятой зависела жизнь главного героя, мне на ум приходит новая - «Бороться нельзя, использовать!», суть которой в том, что при правильном подходе к учебной деятельности современных школьников, клиповое мышление можно использовать только на пользу обучению.
Список литературы:
1. Азаренок, Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009.
2. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение, как средство повышения эффективности обучения школьников / Ю.К. Бабанский. – М.: Ростов на Дону Наука, 2003. – 89 с
3. Балашова И.В. О некоторых особенностях клипового мышления и проблемах усвоения учебного материала. Москва. 2012.
4. Ковалева, Л.В. Технология развития критического мышления [Текст] / Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005. – 189 с.
5. Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. - 2006. - №2. -С. 157 - 159.
6. Прутченков, А.С. Технология «кейс - стади» в воспитании школьников / А.С. Прутченков // Школьные технологии. 2009. № 1.- С. 55-67.
7. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / А.П. Памфилова. – 3-е издание, испр. – М: Издательский центр. «Академия», 2012. – 192. С. 14.
8. Порчинева, Л.В. Кейс - технологии в начальной школе /Л.В. Порчинева// Начальная школа.- 2017. - № 12. - С. 29-31.
Филиппова Т.С. Бороться нельзя, использовать! // Современная начальная школа. 2021. № 22. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/22.pdf.
Аннотация. Обучить ребенка мыслить в век информационных технологий, причем мыслить продуктивно - задача современного учителя, справиться с которой позволяют технологии развивающего обучения. Технологии способствуют развитию умений концентрироваться и анализировать, познавать и творить, сочувствовать и сопереживать.
Ключевые слова: клиповое мышление, современные технологии, ИКТ
21 век… Век информационных технологий… Как не потеряться человеку, а особенно ребенку, в потоке информации, когда на второй план уходят чувства, мысли, отношения?
Важнее успеть за этим потоком и быть в курсе происходящего. И у современных детей с этим проблем нет. Они могут одновременно слушать музыку, «чатиться» с друзьями, бродить по сети, и, пользуясь дайджестами, делать уроки. Многие скажут, растим Юлиев Цезарей. Но нет, перед нами не Юлии, а «дети-клипы», которые воспринимают мир через калейдоскоп ярких образов и осколков информации, которые прагматично относятся к ней – «добывают», «скачивают», «ставят лайки», не вникая в суть. Клиповость везде и всюду.
Как же быть? – бьют тревогу родители, привыкшие по несколько раз перечитывать «Войну и мир», часами сидеть в библиотеке и конспектировать материал, писать личные дневники и письма.
Как заставить концентрироваться и анализировать, познавать и творить, сочувствовать и сопереживать? – беспокоятся учителя. И беспокойство их оправдано, ведь восприятие “клипового человека” неглубокое, поверхностное.
«Дети-клипы» не воспринимают однородную по содержанию информацию. Они требуют ее краткости и фрагментарности, частой смены её источников и видов деятельности.
Но парадокс в том, что эффективность клипового мышления для выживания и социальной адаптации, очевидна, и вины их в этом вовсе нет. Это реалии современного мира. А дети всего лишь приспосабливаются к новому типу восприятия и темпу жизни. И, безусловно, быстро обрабатывая полученную информацию и принимая решения, быстро реагируя на любые изменения и отфильтровывая ненужную информацию, не перегружают мозг и достигают успешного результата быстрее. Но этого недостаточно. Нужно готовить современных школьников к будущей жизни, к обеспечению личностного и карьерного роста.
Главным вопросом для меня, как для учителя, остается вопрос «как учить?», ответ на который очевиден — направить свои усилия не на борьбу с новым явлением, используя привычные средства и методы, а на развитие знающего, быстро думающего, мыслящего и хорошо говорящего человека сегодняшнего дня.
Мне близки слова М.В. Ломоносова «Чем больше таинства наш разум постигает, тем обильнее собирает плоды для потребностей житейских». Почему я так уверенно говорю об этом? Потому что считаю, что запрещать детям пользоваться гаджетами и социальными сетями, смотреть телевизор, современные фильмы, мультфильмы, видеоклипы, не разумно. А вот обучать через постановку учебной задачи, деятельностный подход к её выполнению и анализ результата, заставляет ребенка полноценно мыслить и обеспечивать эффективность образовательного процесса вне зависимости от стиля мышления. Обучать мыслить ребенка, причем продуктивно, мне помогают «киты» развивающего обучения, суть которых в умении создать учебную ситуацию, при которой у школьника проявляется потребность в изучении материала.
1. Технология дифференцированного обучения, дающая шанс каждому ученику развивать свои потенциальные способности и позволяющая построить учебный процесс так, чтобы учебный материал был под силу одним, и не пропадало желание работать из-за легкости и простоты учения у других. Достоинство дифференцированного обучения заключается в полной адаптации содержания, методов и темпа учебной деятельности к его индивидуальным особенностям, в возможности контроля «от знания к знанию» и необходимой коррекции деятельности, как ученика, так и учителя. Данная технология позволяет создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности обучающихся, дает возможности для развития творческой личности.
2. Технология проблемного обучения, в ходе которой ученик не только видит проблему, но и задает вопросы, выдвигает гипотезы, проводит наблюдения и эксперименты, делает выводы и умозаключения, структурирует учебный материал, доказывает свои идеи. Все это способствует не только организации самостоятельной познавательной деятельности, но и умению быть успешным в быстро меняющемся мире с его противоречиями, адекватно оценивать ситуацию, выявлять причины их возникновения и планировать пути по преодолению этих противоречий. Без технологии проблемного обучения «вырастить» эти способности невозможно.
3. Информационно-коммуникационные технологии. Современные школьники «многозадачные», они выполняю несколько задач одновременно, и не могут концентрировать долгое время свое внимание, предпочитают обучение через визуальные и графические источники. Для них скорость, мобильность, большой поток информации – ключевые слова, а цифровая среда - их естественная среда. Поэтому применять в обучении вчерашнюю модель для получения знаний завтрашними учениками нельзя. Нужно исходить из их интересов. И именно информационно-коммуникационные технологии принимают во внимание новые способы мышления и обработку информации современными детьми учат аналитически мыслить. Ведь человек, обладающий аналитическим складом ума, имеет огромное преимущество. Он эффективнее и быстрее решает жизненные и профессиональные задачи, делает обоснованные выводы, смотрит на проблему с разных точек зрения, что позволяет найти ему оптимальный вариант ее решения
4. Технология критического мышления - оригинальные методы и средства выбора и обработки информации, позволяющие творчески и рефлексивно мыслить. Критически мыслить – это не только получать информацию для усвоения, но и выбирать нужную, фиксировать и моделировать ее различными способами, иметь собственное мнение, делать обдуманный выбор между различными мнениями, решать проблемы, аргументировано спорить, уметь ценить чужую точку зрения. Тогда и процесс познания обретает индивидуальность, становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
5. Кейс-технология - ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий. В процессе рассмотрения этих ситуаций учащиеся осваивают командную работу, учатся вести диалог со взрослыми и сверстниками, адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях; учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни.
6. Технология ТРИЗ - обобщенный в абстрактной форме опыт изобретательства, помогающий школьнику уйти от клипового мышления и раскрыть свой творческий потенциал.
Обучать глубоко и последовательно мыслить, при этом учитывая особенности «клипового» мышления, мне позволяют такие приемы, которые обеспечивают эффективность образовательного процесса вне зависимости от господствующего стиля мышления обучающихся. Это быстрые ответы на серию вопросов, имеющих разную конструкцию, подчеркивание понятий и определений в тексте, выделение главного, создание слайд-презентаций, и визуальных рядов, создание графических образов и схем, иллюстрирование, создание творческого продукта. Данные приемы – каждодневный инструмент современного учителя, который будет совершенствоваться при условии, если их использовать не эпизодически в свое в работе, а постоянно.
Вспоминая фразу "Казнить нельзя помиловать", где от правильной постановки запятой зависела жизнь главного героя, мне на ум приходит новая - «Бороться нельзя, использовать!», суть которой в том, что при правильном подходе к учебной деятельности современных школьников, клиповое мышление можно использовать только на пользу обучению.
Список литературы:
1. Азаренок, Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009.
2. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение, как средство повышения эффективности обучения школьников / Ю.К. Бабанский. – М.: Ростов на Дону Наука, 2003. – 89 с
3. Балашова И.В. О некоторых особенностях клипового мышления и проблемах усвоения учебного материала. Москва. 2012.
4. Ковалева, Л.В. Технология развития критического мышления [Текст] / Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005. – 189 с.
5. Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. - 2006. - №2. -С. 157 - 159.
6. Прутченков, А.С. Технология «кейс - стади» в воспитании школьников / А.С. Прутченков // Школьные технологии. 2009. № 1.- С. 55-67.
7. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / А.П. Памфилова. – 3-е издание, испр. – М: Издательский центр. «Академия», 2012. – 192. С. 14.
8. Порчинева, Л.В. Кейс - технологии в начальной школе /Л.В. Порчинева// Начальная школа.- 2017. - № 12. - С. 29-31.