Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Парфентьева Е.Е. МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК УЛУЧШИТЬ ВАШИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СДЕЛАТЬ АТМОСФЕРУ В СЕМЬЕ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ДОБРОЙ И ПРИЯТНОЙ»

Парфентьева Екатерина Евгеньевна
педагог-психолог, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования "Город Архангельск" "Средняя школа № 23 имени А.С. Пушкина", г. Архангельск

Библиографическое описание: Парфентьева Е.Е. Мастер-класс для родителей «Как улучшить ваши взаимоотношения и сделать атмосферу в семье по-настоящему доброй и приятной» // Современная начальная школа. 2020. № 6. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/06.pdf.

«Наказание – очень трудная вещь, она требует от взрослых огромного таланта и осторожности».
А. Макаренко

Цель: формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.

Задачи:

¾ обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;

¾ формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

Ход мастер-класса

Упражнение «Знакомство»

Цель: создание доброжелательной атмосферы.

Прежде чем начать, давайте познакомимся и поприветствуем друг друга. Назовите свое имя, как бы Вам хотелось, чтобы мы сегодня называли Вас, и дополните фразу: «Здравствуйте, мне приятно Вам сказать…» Вы вправе закончить фразу по своему усмотрению.

Вводная часть

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье. Чтобы взаимоотношения в семье были гармоничными, а атмосфера доброй и приятной родителям необходимо грамотно подходить к системе поощрения и наказания детей. Сегодня на нашем мастер-классе мы постараемся ответить на вопрос: каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.

Как вы считаете, нужны ли в воспитании детей поощрения? Наказания? Почему? (ответы родителей)

Итак, поощрения и наказания нужны. Но важно уметь пользоваться этими средствами.

Поощрение – метод, который поддерживает и усиливает положительные побуждения и эмоции. Основное значение метода в том, что ребёнок испытывает чувство радости, гордости, особенно в младшем возрасте.

Наказание – воздействие на личность ребёнка с целью затормозить нежелательные поступки поведения, осудить отдельные действия и поступки. Наказание – оружие очень острое и использовать его нужно крайне осторожно.

Практическое задание

Сейчас я предлагаю начать с вами работу с выполнения практического задания по группам.

Первой группе необходимо составить перечень правильных приемов поощрения.

Второй группе необходимо составить перечень неправильных приемов поощрения.

Третьей группе необходимо составить перечень правильных приемов наказания.

Четвёртой группе необходимо составить перечень неправильных приемов наказания

(Участники представляют свои результаты работы в группах)

Таким образом, из приведённых вами примеров правильных и неправильных форм поощрения и наказания, мы можем выдвинуть ряд требований.

К поощрению предъявляется ряд требований:

1. Поощрение должно быть справедливым;

2. Поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также друзьями ребенка, в противном случае награда обесценивается;

3. Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребенка;

4. Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать;

5. Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.

К наказанию также предъявляют ряд требований:

1. Наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами семьи (и взрослыми, и детьми), в противном случае наказанный становиться “героем дня”, жертвой, и наказание не достигает цели;

2. Не следует ни упрекать наказанием, ни напоминать о нем в дальнейшем, так как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите;

3. Не всякий детский поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему-либо, можно ограничиться замечанием или репликой;

4. Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения, поступки, предшествующие совершению поступка

Вывод: поощрение и наказание хотя и являются противоположными методами, но тесно взаимосвязаны друг с другом. Например, поощрение стимулирует правильную линию в поведении, а наказание тормозят проявления недисциплинированности, недобросовестности и другие отрицательные качества, в этом противоположность этих методов. Ну а взаимосвязь проявляется в том, что эти методы помогают ребёнку осознать свои достоинства или недостатки, стимулируют или тормозят поведение, приучают к самоконтролю.

Для закрепления наших знаний, поработаем с ситуациями по группам

Проблемные ситуации для групп

1 группа

· Миша вместе с родителями отдыхал у бабушки в деревне. Здесь он подружился со сверстником Ваней. Ваня убирался во дворе дома, и Миша начал ему помогать. Увидев, что сын работает во дворе соседей, мать позвала Мишу домой и возмутилась: «Ишь какой ты хороший! Дома тебя не допросишься помочь бабушке, а у людей заработался! Посмотри, сколько пыли у тебя на костюме?!» - Мальчик опечалился, сел на завалинку дома, поджидая, когда Ваня закончит работу.

· Чем руководствовалась мать, запретив сыну работать с другом?

· Оправдываете ли вы поведение Миши? Как бы вы поступили? Стоило ли поощрить сына?

2 группа

· Первокласснику Вите было поручено покупать молоко для семьи. Мальчик с удовольствием выполнил свое поручение. Однажды, возвращаясь из магазина, он споткнулся, упал и разлил молоко. Домой Витя пришел огорченный и в слезах рассказал о случившемся. «Бестолочь! – возмутилась мать, - от твоей помощи одни убытки! Марш в угол!» Мальчик молча выслушал упреки матери, но когда бабушка напомнила ему, что надо купить молоко, он категорически отказался идти в магазин.

· Как бы вы поступили на месте мамы Вити?

· Какой педагогический вывод следует из этой ситуации?

Родители озвучивают свое мнение по отношению к представленной проблемной ситуации, как бы поступили они в предложенной ситуации

7 правил известного психотерапевта В. Леви «Важно помнить»:

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

Вывод: Смогли ли мы на сегодняшней встрече ответить на вопрос: как правильно применять наказания и поощрения? Наверное, нет. И точного ответа никто не даст. Воспитательная проблема заключается не в количестве, а в отношении ребенка к наказывающему и поощряющему. Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка. Важно, как формируются их взаимоотношения, насколько родители и дети эмоционально близки друг к другу. Я желаю вам успехов в воспитании ваших детей!

Библиографический список

1 Масленкова Л.И. Теория и методика воспитания / Под ред. П.И.Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России. 2004. - 480 с.

2 Николаева Е.И. Кнут или пряник? Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка.- СПб.: Речь, 2010. - 155 с.