воспитатель
Котлярова Наталья Михайловна
воспитатель
МБДОУ "Росинка" № 20, г. Иркутск
Главная цель федеральной программы дошкольного образования — разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе должны лежать духовно-нравственные ценности российского народа, исторические и национально-культурные традиции.
Чтобы достигнуть этой цели, перед воспитателями и педагогами будет стоять много задач. Вот основные:
- приобщать детей к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность и другие;
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
- обеспечивать развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, а также повышать компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей.
Переход на Федеральную Основную Программу (ФОП) в образовании имеет свои особенности, на некоторых остановимся более подробно. Чтобы достигнуть этой цели определим основные преимущества программы: благодаря гибкости ФОП, образовательные программы могут быстро адаптироваться к изменяющимся требованиям и вызовам общества, включая новые технологии и социокультурные изменения. У дошколят будет равный доступ к качественному образованию независимо от места проживания, нацеленность на подготовку к школе. Программа ориентирована на развитие у детей когнитивных и социальных навыков, а также навыков самообслуживания, которые облегчат переход в начальную школу, будут учтены интересы детей с особыми потребностями, что обеспечит им равные с другими детьми возможности для образования и развития, сотрудничество с родителями, ФОП позволяет более точно учитывать индивидуальные потребности и интересы детей, обеспечивает гибкость в использовании современных педагогических методик и научных исследований в образовательном процессе, что помогает детям получать образование, соответствующее последним научным достижениям. Стимулирование творчества и исследовательской деятельности: ФОП создает условия для более активной исследовательской работы воспитателей и дошкольников, что способствует развитию креативности и критического мышления. ФОП стала нормативным и единым документом для всех детских садов, прослеживается конкретный результат в программе, а не примерный.
При этом возникает необходимость высокой квалификации педагогов: работа с ФОП требует от педагогов глубокого знания теории и практики, что может потребовать дополнительного обучения и времени на подготовку. Человеческие ресурсы включают в себя время и внимание. Необходимость переобучения педагогов: преподавателям может потребоваться обучение и подготовка для работы с ФОП, что может быть трудоемким процессом, новая программа включает в себя ряд изменений и в сравнении с прошлой программой там есть много нововведений. Сложность контроля и оценки: оценка результатов обучения при ФОП может быть сложной задачей, так как отсутствуют единые стандарты и критерии оценки. повышенная нагрузка. Программа насыщена занятиями — это может вызвать стресс и переутомление у детей; перегруженная программа мероприятий. ФОП ДО предусматривает более 40 праздников в год — в среднем по три-четыре в месяц. Это может создать дополнительную нагрузку на педагогов и не всегда соответствовать потребностям детей; уменьшение времени на игры. ФОП ДО больше сосредотачивается на образовательных занятиях и подготовке к школе. Из-за этого у детей будет меньше времени для свободных игр, а это важно для развития дошколят. Необходимость дополнительных ресурсов: Разработка и внедрение индивидуальных программ требует дополнительных ресурсов, как финансовых, так и человеческих. Затраты на реализацию. Чтобы новая программа успешно заработала, детским учреждениям понадобятся учебные материалы, современное оборудование, доступ к образовательным ресурсам. Учитывая разное оснащение садов, на это может понадобиться весомое дополнительное финансирование.
Нашей задачей стоит воспитать разносторонне развитых дошкольников с определенными умениями, а также с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.