Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Викторова Н.Г. ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Библиографическое описание:
Викторова Н.Г. ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современная начальная школа. 2022. № 12 (43). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/43-1.pdf.

Введение нового ФГОС, предъявляющего новые требования к результатам освоения учащимися образовательной программы, повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учебных результатов школьников. Изменение это заключается в том, что оценивание должно проводиться как с целью фиксации итоговых достижений учащихся, так и с целью формирования и развития у них предметных и метапредметных навыков и умений. Отсюда возникла необходимость создания системы оценивания, позволяю щей оценивать и развивать предметные и метапредметные результаты учащихся. Такая система оценивания должна базироваться на совокупном использовании двух видов оце нивания: формирующего и суммативного.

Суммативное оценивание проводиться с целью установления соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения и констатирует факт обученности ученика. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы улучшить собственные результаты.

Характеристика формирующего оценивания

Первый принцип: учебные цели должны быть открыты и понятны для детей. Ученики знают, что они делают, для чего и к чему должны прийти.

Второй принцип: критерии оценивания обсуждены вместе с детьми и понятны детям, возможно, даже введены совместно с учениками.

Третий принцип: выстроена постоянная обратная связь от учителя к ученику и от ученика к учителю. На любом этапе учебной работы школьник может получить обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться.

Условия формирующего оценивания

1. Задания для оценивания соответствуют по содержанию пройденному материалу, ис пользуются знакомые для учащихся и соот ветствующие их возрасту формы заданий, со ставленные таким образом, чтобы выявить возможные проблемы у каждого ученика и показать очевидность процесса размышле ния, приведшего к данному результату.

2. Ре зультаты проведенного формирующего оце нивания должны быть сразу же доступны для учителя и ученика, учитель и ученик будут иметь возможность по результатам оценива ния планировать определенные действия, на правленные на повышение качества знаний.

3. Процесс формирующего оценивания должен быть непрерывным. Оно прово дится не только по итогам прохождения оп ределенного блока, но и в процессе обучения.

4. В ходе формирующего оценивания оценива ются достижения учащихся в их развитии. Результаты оценивания сравниваются с пре дыдущими результатами данного ученика.

Формирующее оценива ние будет являться таковым только в том случае, если его результаты могут быть не медленно использованы для определения но вых путей и форм обучения.

Технология формирующего оценивания

Шаг 1. Спланировать образовательные результаты учащихся по темам.

Шаг 2. Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности учащихся. Цель должна быть сформулирована на языке понятном ученику.

Шаг 3. Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся.

Шаг 4. Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке. Они могут быть созданы как учителем, так и учителем совместно с учениками. Ученики должны знать их заранее. И они должны быть: однозначными, понятными ученикам, предельно конкретными, простыми.

Шаг 5. Оценить деятельность учащихся по критериям.

Шаг 6. Осуществить обратную связь учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель. Цель этого шага – осмысление ошибок.

Шаг 7. При оценивании сравнивать данные результаты достижений учащегося с предыдущим уровнем их достижений.

Шаг 8. Определить место учащегося на пути достижения цели.

Шаг 9. Откорректировать образовательный маршрут учащегося за счет:

- вариативности заданий;

- различного темпа выполнения заданий;

- выбора направлений внеурочной деятельности.

Пример использования на уроке приемов формирующего оценивания

Одним из наиболее популярных инструментов оценивания, основанного на заранее заданных и понятных ученикам критериях, являются так называемые «Оценочные рубрики». «Рубрики» представляют собой таблицы, которые содержат критерии для оценки выполнения самых разнообразных заданий. Этот прием мы использовали для оценивания рефератов.

Окружающий мир. 3 класс.

Тема: Полезные ископаемые нашего края. Оценивание реферата.

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

- Мы изучали полезные ископаемые нашего края.

- Какое задание вы получили к сегодняшнему уроку? (Подготовить реферат по теме «Полезные ископаемые нашего края»)

- Вспомним, из каких частей состоит реферат, т.е. структуру реферата. (Титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы)

- Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке? (Будем знакомиться с рефератами одноклассников и оценивать их выступление)

2. Повторение критериев оценки.

- Как будем оценивать? (У нас есть критерии оценивания)

Содержание

Представление

Структура

Презентация

Оформление

соответствие теме

последовательность

-тема

-единый фон

-титульный лист

-вступление

Изложение своими словами

-введение

актуальность

Цель

задачи

Размер шрифтов

-объём 1-5 листов

-примеры и факты

Ответы на вопросы

-основная часть

Текст презентации≠ тексту доклада

-Вывод

заключение

-список литературы



- С этой таблицей вы знакомы. По ней вы готовили реферат и презентацию.

- Какими колонками пользовались?

- Сегодня оценивать своих одноклассников будете по трем колонкам.

- Какая первая? (Представление)

- Что сюда входит? Прочитайте.

- Следующая? (Структура)

- По ней надо проследить структуру презентации. Что должно быть в презентации? Прочитайте.

- И третья колонка. Это как выглядит сама презентация.

- За каждый критерий будем выставлять от 0 до 1 балла.

3. Прослушивание рефератов.

Дети задают вопросы.

4. Оценивание выступления и презентации.

- Кто хочет сказать, сколько баллов поставил и почему?

- У кого другое мнение?

5. Итог урока.

- Как сегодня проверяли домашнее задание? (Оценивали реферат)

- Кто понял, как делать реферат и презентацию? А кто еще затрудняется?

- Это был только первый шаг. Мы будем продолжать подобную работу.

Литература

Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта: курс на 36 часов. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 96 с.

Интернет-источники

1. Оценивание в начальной школе: http://www.standards.dfes.gov.uk/primary/publications/

2. Оценивание в начальной школе: http://www.aaia.org.uk/assessment.asp