Высшая школа делового администрирования
Конференции
Март 2023

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ «ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО» И «ТУРИЗМ»

Аникина Елена Александровна
преподаватель иностранного языка
ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж легкой промышленности и сервиса», г. Новосибирск

В наше время знание иностранных языков - это не просто показатель образованности человека, а необходимость. Знание иностранных языков особенно важно для будущих специалистов в области туризма и гостеприимства. Каждый, кто изучает иностранный язык, должен в первую очередь овладеть лексикой, определенным словарным запасом, который является неотъемлемым компонентом всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Анализ современной методической литературы подтверждает актуальность проблемы овладения словарным запасом для методики преподавания иностранных языков и важность овладения активной и пассивной лексикой.

Существует множество методов запоминания слов, которые используются педагогами при обучении иностранным языкам. Изучив литературу по этому вопросу, нам показалось целесообразным проанализировать наиболее часто используемые методы запоминания слов при обучении иностранным языкам и, основываясь на собственном педагогическом опыте, выявить наиболее эффективные методы для использования преподавателями среднего профессионального образования при обучении иностранному языку студентов специальностей «Туризм» и «Гостиничное дело»:

1. Метод установления внутренних связей. Этот метод заключается в нахождении общих корней по созвучию слов. В современных языках сохранились корни слов, восходящие к общему языку - прародителю, иногда заметно родство корней (die Tochter – немецкий, daughter – английский, дочь; die Frucht – немецкий, fruit –английский, fruit, фрукт). Ценность этого метода в том, что слово запоминается, а не просто заучивается. Однако практика использования этого метода показывает, что аналогия между "эталонными" и заученными словами не очевидна для всех обучающихся. Кроме того, при таком способе увеличивается объем запоминаемой информации. Таким образом, этот метод позволяет студентам запоминать лишь небольшое количество слов.

2. Метод внутренней формы. В лингвистике существует теория, согласно которой каждый звук имеет свое собственное значение, т.е. слова не случайно прикреплены к вещам, а форма, звучание слова имеет прямую связь с предметом, явлением, которое оно обозначает. Итак, сама форма и звучание слова указывают на характеристики обозначаемого объекта: цвет, звук, другие ощущения от объекта. Если мы будем ассоциировать незнакомые иностранные слова с нашими ощущениями от этих слов (цвет, запах, движение, размер, ощущение прикосновения), то слова запомнятся легко. Используя этот метод, вы можете добиться хороших результатов. Этот метод основан на предположении, что у каждого слова есть свой собственный "характер", раскрыв который, вы сможете запомнить слово. Однако использование его для обучения студентов СПО усложняет тот факт, что метод не предлагает конкретного способа "соединить все ощущения от слова".

3. Метод списков и повествовательный метод. Этот метод направлен на визуальную или повествовательную ассоциативность. Каждое слово ассоциируется с визуальными образами и другими словами. Таким образом, вы сможете быстро выучить большое количество слов. Давайте возьмем какую-нибудь тему, например, "город". Представьте, нарисуйте в воображении, что есть в вашем городе: улица, гостиница, ресторан, магазин, школа, река, мост, дорога и т.д. Каждый элемент должен быть представлен как можно четче, вы можете представить себе не реальную улицу, ресторан, мост, а вымышленные. Главное - четко видеть, слышать, чувствовать объект и называть его иностранным словом, без какого-либо вмешательства русского слова.

Затем вы можете сделать каждый элемент отдельной темой: магазин- продавец- покупатель - деньги- товар и т.д.; школа - ученик- учитель - классная доска- тетрадь - ручка и т.д.

Чтобы запомнить глаголы, вы можете представить стадион, где люди бегают, ходят, прыгают и т.д. Вы также можете четко представить себе все ощущения, связанные с этими действиями.

Если вам нужно выучить 10-20 слов, которые не объединяются в одну общую тему, вы можете придумать какую-нибудь необычную яркую историю, в которой все слова последовательно соединены и являются связующими элементами в рассказе, т.е. они объединены в смысловую цепочку. Чем необычнее история и чем ярче она представлена, тем лучше запомнятся слова [3].

Этот метод может дать эффективный результат при обучении студентов. Например, вы можете взять тему "Гостиничный номер", представить все элементы, которые есть в этом номере, придумать необычную историю с этими словами...

4. Метод наклеек. На самоклеящихся листах названия всех предметов в комнате, квартире, кабинете, гостиничном номере или офисе пишутся на иностранном языке и приклеиваются на соответствующие объекты: листок бумаги с надписью "дверь" на двери, листок бумаги с надписью "стена" на стену, "окно" на окне, и т.д. Этот метод может быть эффективно использован в нашем случае, но он позволяет выучить лишь небольшое количество слов.

5. Метод синонимических рядов. Этот метод хорошо используется для изучения глаголов и прилагательных. Необходимо найти только синонимы слова и слова с приблизительным значением (big: great large huge fat bulky outsized titanic immense immeasurable substantial considerable и т.д.). Это помогает систематизировать имеющиеся знания. Следует подчеркнуть, что синонимы лучше запоминаются во фразах или предложениях. Однако этот метод эффективен для тех студентов, кто уже достаточно хорошо владеет иностранным языком и плохо подходит для "начинающих".

6. Метод чтения Ильи Франка. Воплощением этого метода являются книги, изданные в серии "Метод чтения Ильи Франка". В этих книгах абзац неадаптированного иностранного текста повторяется дважды: один раз с дословным переводом и комментарием, указанными в скобках, и второй раз в оригинальном виде [4]. Этот метод очень хорошо подходит для овладения чтением на иностранном языке. Слова запоминаются в основном в пассивном состоянии. Но они хорошо запоминаются, так как каждое слово встречается в самых разных контекстах, с разными оттенками значения. Целесообразно использовать этот метод. Можно дополнить и модифицировать его с использованием специально разработанных профессионально-ориентированных текстов.

7. Способ рисования. Студентами рисуются картинки, рядом с каждой картинкой пишется иностранное слово - то, что изображено на этой картинке. Практика показывает, что этот метод очень эффективен, но стоит отметить, что здесь работает эмоциональная память. Именно благодаря ей, а не благодаря зрительной памяти, мы запоминаем слова. На наш взгляд, этот метод более эффективен при обучении студентов творческих специальностей.

8. Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод очень популярен среди людей, изучающих иностранные языки [1]. Он заключается в переосмыслении иностранных слов на материале родного языка. Поскольку прямых соответствий такого рода немного, обычно предлагается перевести иностранное слово в русское предложение-сюжет. Так, например: созвучным английскому слову "look" (смотреть) является русское слово "лук". Сюжет может быть таким: я не могу смотреть, когда режу лук.

Процедура запоминания в МФА разбивается на следующие этапы:

1) выбор иностранного слова: например, look;

2) визуализация и запоминание русской фразы;

3) придумывание яркой фразы, которая связала бы русский фонетический эквивалент и перевод: я не могу смотреть, когда режу лук, и т.д.;

4) понимание его значения: например, смотреть;

5) нахождение согласного русского слова: например, лук.

Опыт показывает, что слово ассоциируется не с самим словосочетанием-сюжетом, а с творческим процессом поиска словосочетания-сюжета. Важна не столько сама фраза, сколько умственная работа, которая была проведена с запомнившимся словом. Творчество — даже такое незначительное — всегда включает в себя определенный эмоциональный элемент. В связи с этим мы пришли к выводу, что этот метод также целесообразно использовать студентам творческих специальностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что из перечисленных выше методов запоминания слов, наиболее эффективны для освоения иностранного языка студентами специальностей «Туризм» и «Гостиничное дело»: метод списков и нарративный метод, метод чтения Ильи Франка, в некоторых случаях метод установления внутренних связей и метод наклеек.

В заключение следует отметить, что методы, описанные выше, не покрывают всего разнообразия способов запоминания слов. Каждый преподаватель использует в той или иной степени различные методы. Однако, применяя методы запоминания слов, необходимо учитывать уровень подготовки обучающихся, их способности, цель изучения иностранного языка, а также специальность, по которой обучаются студенты. Только тогда изучение иностранного языка даст хорошие результаты.

Список использованной литературы:

1.Кулиш В.Г. Способы запоминания английских слов. М.: Сталкер, 2005. 304 с.

2. Лавренюк М.В. Простые и эффективные способы запоминания английской лексики. Донецк.: Агентство Мультипресс, 2009. 288 с.

3. Мусницкая Е.В. Новые тенденции и актуальные проблемы формирования умений иноязычного общения у студентов неязыкового вуза. М., 2006. 120 с.

4. Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. М., 1990. 320 с.