Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Усикова Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

Библиографическое описание:
Усикова Е.В. Формирование умения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи составлять рассказы по серии сюжетных картин // Современная начальная школа. 2021. № 29. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/29.pdf.

В статье на основе данных проведенного обследования раскрыты особенности формирования умения у младших школьников с ОНР составлять рассказы по серии сюжетных картин.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей младшего школьного возраста с ОНР имеются значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи. В методиках развития речи (в начальной школе) картины давно рассматриваются как важное средство развития связной речи, но рассказыванию по серии сюжетных картин уделяется явно недостаточное внимание.

В настоящей работе поднимается проблема формирования умения у младших школьников с ОНР составлять рассказы по серии сюжетных картин. В связи с этим у детей с ОНР III-II уровня самостоятельно не формируются навыки смыслового содержания, последовательность мыслей, контролирование связности и целостности речевого оформления излагаемого содержания, а только в процессе целенаправленного обучения и воспитания, этим объясняется актуальность данной проблемы.

В коррекционной работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение, из-за структуры дефекта превращается в архисложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной, кропотливой работы.

Связная речь – любая единица речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.

Формирование связной речи у детей при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. Речевое недоразвитие у детей младшего школьного возраста может проявляться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской топологии, например: алалии, афазии, а так же ринолалии, дизартрии – в тех случаях когда, выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и нарушения фонетико-фонематического развития. [2] Выдвинутый Р. Е. Левиной подход позволил отойти от описания лишь отдельных проявлений речевой недостаточности и представить картину аномального развития обучающегося по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов. На основе поэтапного структурно-динамического изучения аномального речевого развития раскрыты так же специфические закономерности, определяющие переход низкого уровня развития к более высокому. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. [3] С целью изучения связной речи обучающихся с ОНР была использована методика обследования лексико-грамматической стороны речи и связной устной речи младших школьников (на основе методических рекомендаций Н. М. Трубниковой, И. Н. Лебедевой, В. П. Глухова),«Особенности обучения рассказыванию по картине детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР» (В.П. Глухов). Согласно данной методики, можно выделить следующие критерии сформированности связной речи: навыки смыслового содержания, последовательность мыслей, контролирование связности и целостности речевого оформления излагаемого материала. [1]

Важным является то, что в младшем школьном возрастемонологическая речь окончательно формируется. Закрепляется умение внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться, участвовать в общей беседе. Поэтому, возрастает активность обучающихся, совершенствуется речь, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинкам. К рассказам по сюжетной картине обучающимся предъявляются более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств, подробность, развернутость.

Немаловажная задача выпадает на роль учителя – он уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов по сюжетным картинам, а только руководит деятельностью обучающихся, сопровождая обучающихся, если необходима помощь (наводящие вопросы, слова опоры).

Обучение составлению рассказов по картинкам важно начинать с серии сюжетных картин, так как обучающимся труднее дается описание, чем сообщение о событиях. Кроме того, серия картин (две- три) является для обучающихся планом рассказа. Установив последовательность происходящих событий, обучающийся соблюдает эту последовательность в своем устном рассказе.

В работе с младшими школьниками с ОНР широко используются серии сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульмин6ацией, развязкой. Сюжеты изменяются по лексическим темам, временам года, праздникам.

Цель обучениярассказупо серии картин состоит в том, чтобы научить понимать нарисованное на картине, т. е. читать картину, находить в ней главных героев, уметь объяснить роль не4которых деталей в раскрытии основного сюжета или героя. Основная задача – научить обучающихсяпонимать, о чем или о ком они будут говорить (главная тема их рассказа), установить. В какой последовательности будет рассказ, какими словами передадут содержание, точность рассказа.

Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин рекомендуется начинать с беседы на восприятие картин.Затем учитель раздает обучающимся сразу все картинки, перемешав их, предлагает рассмотреть их и определить последовательность изображенных событий. После, картинки в нужном порядке размещаются. Обучающийся доказывает правильность событий, последовательность. Далее идет работа по объединению всего сказанного в один рассказ по картинкам, так как картинки являются планом схемой.

В течение всей работы с серией сюжетных картин учитель должен контролировать высказывания обучающихся и корректировать грамматически правильную речь. По мере развития связного рассказа обучающие получают больше самостоятельности.

Отметим, что методику предъявления картин можно варьировать и дальше.

В результате можем наблюдать ряд задач: 1. формировать умение связывать слова в простых и сложных предложениях;2. соблюдать структуру текста;3. развивать умение предвидеть сюжет;4. учить использовать разнообразные зачины рассказа и т. д.

Предметом работы явились особенности формирования умения у обучающихся с ОНР составлять рассказы по серии сюжетных картин. Объект исследования: 25 детей 8-9 года жизни, из них 12 обучающихся имеют тяжелые нарушения речи, и 13 обучающихся с нормальным речевым развитием. МБОУ школа-интернат №8 г. Саяногорска. Для анализа критериев особенностей формирования умения у детей с ОНР составлять рассказы по серии сюжетных картин использовалась балльная система оценки, которая позволяет выделить три уровня развития связной речи: высокий, средний, низкий. В результате работы были получены следующие данные. Нами были выявлены особенности составления рассказа по серии сюжетных картин обучающихся с ОНР:1) сложности в определении логической последовательности изложения, обусловленные неумением некоторых обучающихся расположить картинки в нужном порядке; 2) сведение рассказов обучающихся с IIIуровнем речевого развития к перечислению предметов и действий, изображенных на картинках; 3) недостаточная развернутость и красочность рассказов у обучающихся С ОНР III уровня;4) нарушение структуры текста, смысловые пропуски, алогичность;5) ограниченное употребление связующих элементов;6) ограниченность словарного запаса и стилистических возможностей, что привело к длительным многочисленным паузам и повторам;7) отсутствие самостоятельности.

Таким образом, при формировании связной речи обучающихся младшего школьного возраста должна учитываться степень сложности наглядной опоры и предусматриваться постепенное увеличение самостоятельности.

Литература:

1. Глухов В.П. Особенности обучения рассказыванию по картине детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР // Дефектология. 1986. №3. С. 61-67.

2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч-1-2. М., 1993.

3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников и школьников с ОНР. М.: Просвещение, 2001.