Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Сундеева Н.А., Алдошина Е.С. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ "ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА, ИХ ПРИЗНАКИ"

Библиографическое описание:
Сундеева Н.А., Алдошина Е.С. Урок русского языка во 2 классе "Однокоренные слова, их признаки" // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf.

Цель: расширять знания учащихся об однокоренных словах;

- продолжить формировать представления о родственных и однокоренных, о корне слова;

- учить подбирать родственные, однокоренные слова, выделять корень слова в однокоренных словах;

-совершенствовать умения различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;

- развивать орфографическую зоркость учащихся;

- развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие, концентрацию внимания, воображение, кругозор, устную речь учащихся, умение высказывать свои идеи и умозаключения;

- воспитывать любовь, уважение ко всему окружающему миру и чтению.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Чистописание

Пп

- Из каких элементов состоит прописная буква П?

- Из каких элементов состоит строчная буква п?

- Пропишите в тетради строчку букв, чередуя прописную и строчную буквы.

- Определите последовательность написания букв в цепочке апя япа.

(гласные меняются местами)

- Какие еще буквы показывают мягкость согласного звука?

3. Введение в тему урока.

1) Картинный диктант

- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на уроке, разгадаем кроссворд.













к

а

п

у

с

т

а















о

с

и

н

а















б

е

р

е

з

а



















з

е

м

л

я

н

и

к

а





м

а

л

и

н

а













м

о

р

к

о

в

ь

















(дети записывают названия растений, изображенных на картинках, объясняя орфограммы. Общее слово корень.)

2) Сравнение слов.

- Что объединяет все слова?

Слова: сущ., нариц., неодуш., ед.ч., ж.р.

Понятие: растения, у этих растений есть корень.

- кроме растений, у чего еще бывает корень?

4.Сообщение темы урока

- Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка.

- И отправимся мы с вами в гости к старому и мудрому дедушке Корню.

Дел у него очень много. Правит в своей стране мудро и справедливо. И все спешат к нему за советом. Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила.

- А что такое корень?

- Как вы думаете, почему он самый главный?

- Могут ли слова существовать без корня?

И сегодня мы с вами ещё раз в этом попробуем убедиться, побывав в его необыкновенном царстве.

- Ну, что, в путь?!

5. Работа по теме урока

1) на нашем пути первое испытание. Мы подошли к воротам первого дома. Но ворота закрыты. Мы видим какое-то необычное дерево. Вместо листьев у него какие-то слоги, буквы. Чтобы двигаться дальше, необходимо этот ребус нам разгадать.

- Как вы думаете, что это за чудо дерево?

- Правильно на его веточках повисли помощники дедушки корня. А как их зовут? (приставки, суффиксы)

- Давайте попробуем составить слова.

- Будем составлять и записывать в тетрадь.

- А какое из этих слов связано с весной?

- Легкий весенний ветерок дунул и разбросал по поляне предложение, а вместе с ним исчезла и картинка. Давайте поможем вернуть весеннюю полянку, на которой любит отдыхать дедушка Корней.

2) составление предложения (деформированное)

На лесной полянке расцвели первые подснежники.

- разбор по членам предложений;

- разбор по частям речи;

- выписать словосочетания.

3) Фонетический разбор слова ёж

Какие животные просыпаются весной?

Маленькому ежу очень хочется побыстрее проснуться и погреться на солнышке, но без вашей помощи ему не обойтись. Давайте выполним звукобуквенный анализ слова ёж.

4) Работа по учебнику.

С47 упражнение 299. (устно)

5) Работа с текстом

- Перед вами упражнение. Прочитайте данное упражнение.

Стоит чудесная погода. Пёстрыми цветами покрыты лесные поляны. Цветочная роспись украшает тропинки и дорожки. В тенистом лесу цветут ландыши. Ландыш – это подарок весны.

- Что вы прочитали и докажите почему? (текст, предложения связаны по смыслу)

- Какого вида данный текст? (текст – повествование)

- Вставьте пропущенные орфограммы в тексте. (устная работа уч-ся)

- Как можно озаглавить данный текст?

- Что интересного вы заметили в тексте? (родственные слова)

- Найдите в тексте родственные слова, запишите их в тетрадь и продолжите данный ряд своим словом, выделив корень в родственных словах.

6) Физкультминутка.

- Давайте встанем на ноги и порадуемся приближению весны.

Руки к солнцу протяните, улыбнитесь, потянитесь.

Здравствуй, солнышко! Здравствуй, весна!

А теперь попробуйте поймать первый весенний лучик, и он вам принесет удачу.

7) Игра «Определи понятие»

- По определению узнайте слово.

- Небольшая перелетная певчая птица с темным оперением (скворец)

- Маленький домик для скворцов, укрепленный на шесте или дереве (скворечник)

-Птенец скворца (скворчонок)

-Как ласково можно назвать скворца? (скворушка)

- Что можно сказать о данных словах?

- Какой корень в словах?

8) И вот тропинка привела нас к замку дедушки Корня и вновь нам нужно выполнить задание, чтобы попасть в замок.

Игра «По порядку»

- Из набора слов найти родственные слова и записать их по порядку – существительное, прилагательное, глагол. Задание по рядам.

1ряд – Пестреть, песенный, песня, петь.

2ряд – Свет, светить, свист, светлый.

3ряд – Тёплый, терпение, потепление, теплеть.

9) Идем дальше.

Перед нами течет река, но не простая река, а река ошибок. Чтобы переправиться через мост, ошибки надо нам исправить.

У кник своя жизнь. Они тоже с гадами могут балеть,если их не содиржать в честоте, типле и порятке. Жучьки, плесень и грясь губят книги.

- Какая самая главная мысль этого текста?

- А почему книги надо беречь?

- Ребята, а можно ли назвать книги корнем нашей жизни?

- Почему?

10) Реку мы с вами перешли, но нас ждет ещё испытание.

Самостоятельная работа в парах

- Найти родственные слова и выделить корень.

Шел грибник издалека,

А в корзинке – ни грибка!

Ни единого грибочка,

Только травка да листочки.

Утомился грибничок

И уселся на пенек.

11) Игра «Рассели слова по домикам»

- Дедушка Корней во всем любит порядок, чтобы все жители его страны жили на своем месте. Давайте поработаем в тетрадях и расселим жильцов по своим квартирам. Запишите слова в три столбика: стол, гора, море; подберите к ним однокоренные слова, записывая в соответствующий столбик.

13) Работа над фразеологизмами

- корень - когда говорят о важном, о главном, иногда употребляют слово корень.

- корень зла - например, когда речь идёт о причине чего-то плохого, скажут корень зла.

- это в корне неправильно - осерьёзных ошибках

- зри в корень - значит, выдели самое главное.

- Итак, свершилось волшебство, открываются ворота и нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной. Корень правит, корень судит, корень одобряет и осуждает. Без корня, наверное, и мы бы жить с вами не смогли.

Итог урока.

- Над чем мы с вами работали на уроке?

- Какие слова называются родственными словами?

- Что называется корнем слова?

- Что больше всего запомнилось на уроке?

Домашнее задание

- стр.49 упражнение 302.

- Оцените свою работу на уроке.

(ученики выбирают круг красный или голубой)

- Красный – урок понятен, всё усвоил, активно работал на уроке.

- Голубой - есть затруднения, не всё понял, старался включиться в работу.

Библиографический список

1. «Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2014

2. «Русский язык», рабочая тетрадь для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2014

3. «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2014

4. «Проектные задачи в начальной школе», А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

5.«Веселая грамматика», В. Волина, М.: Просвещение, 2004

6.«Учимся, играя», В. Волина, М.: Просвещение, 2004

7. «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007