воспитатель
ГБОУ прогимназия № 130 г. Санкт-Петербурга
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»
К. Паустовский
Тип проекта: творческий, краткосрочный.
Актуальность:
Во все времена любовь к Родине и патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время утратились традиции патриотического сознания. Если раньше мы прославляли службу в армии, и каждый мечтал вырастить настоящего защитника Отечества, то теперь приоритеты изменились.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями в том, что касается данного вопроса. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к прошлому, своим историческим корням. К сожалению, в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.
Воспитать патриота своей Родины, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы, можно, если воспитывать патриотические чувства у дошкольников, совместно с родителями, через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература).
Цель проекта: способствовать формированию у детей патриотических чувств к земле русской, Родине, воинам, ее защищающим. Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищающим Родину от врагов.
Задачи проекта:
- расширить знания о Российской Армии, родах войск, военной технике;
- развивать творческие способности детей и умение отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, продуктивной деятельности, пении, чтении стихотворений, составлении совместных рассказов;
- повышать эрудицию и интеллект; развивать познавательную активность.
- развивать и обогащать речь детей, побуждать к активному диалогу, пополнять словарный запас, развивать умение связно рассказывать о своих близких.
- воспитывать у детей чувство патриотизма, интереса и любви к Родине, уважения к российскому воину, его силе и смелости;
- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
- формировать сознание необходимости защищать Отечество.
Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги детского сада.
Ожидаемый результат:
Развитие у детей интереса к России, желания узнать больше нового о своей стране. Воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней,
уважения к защитникам Отечества. Появление стойкого желания читать книги, заучивать стихи, слушать музыку, смотреть фильмы о защитниках России, быть на них похожими. Уметь рассуждать, анализировать, обмениваться мнением, доказывать свою мысль. Поделиться семейными историями защитников Родины.
Повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Подготовительный этап:
1. Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
2. Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок.
3. Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды.
4. Привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогам.
Основной этап:
- Интегрированное занятие «Защитники Отечества» (в разные времена: богатыри, гусары, кавалеристы и т. д., конструирование «Буденовка».
- Словесные игры - обогащение речи признаками предметов, синонимами.
- Презентация «Вооруженные силы – защитники Отечества».
- Рассматривание картин, иллюстраций воинов различных родов войск России.
Репродукции картин русских художников: В. М. Васнецов «Три богатыря», из цикла «Защитники Родины».
- Беседа «Мое Отечество – Россия».
Игра «Русь, Россия, Родина моя».
- Записи песен о Родине. Музыкальные произведения патриотического характера (гимн).
- Презентация «Моя Родина – Россия».
- Просмотр видеоматериала «Российская армия — защитница».
- Ситуация общения «Рассказы о родных и близких, которые служили в армии»
- Фотовыставка «Мой папа в армии». Фотографии родных и близких в военной форме, эпизоды военной службы, принятия присяги.
- Беседа «Памятники героям, защищающим Невские земли».
- Рассматривание альбома скульптурных сооружений, посвященных героям-защитникам (памятник «Неизвестному солдату», «Вечный» огонь», памятник «Победы», мемориал Пискарёвского кладбища, памятники «Дороги жизни» др.).
- Создание папки «Настоящее и прошлое русской армии».
-«Путешествие по реке времени» - рассматривание иллюстраций, чтение книг об армии: богатырях, княжеской рати, стрельцах, гусарах, кавалеристах и т.д.
- Выставка книг «Книги о защитниках русских земель»: «Богатыри земли русской»; «Слава герою-бойцу»; А.М. Митяев «Почему армия всем родная»;
Л. Кассиль «Твои защитники»; Ю. Яковлев «Семеро солдатиков»; Ю. Коваль «Алый», М.Ю. Лермонтов «Бородино» и другие.
- Ситуация общения «Защитником быть – Родине служить» - заучивание пословиц и поговорок о силе, мужестве и отваге русских воинов, боевой жизни солдат. Вызвать интерес к мудрости русского народа, помочь понять или самому объяснить значение некоторых из них.
- Познакомить с пословицами великого русского полководца А.В. Суворова: «Славу свою добывай в бою», «Один в поле не воин», «Кто храбр и стоек, тот десятерых стоит», «Тяжело в учении – легко в бою», «Друг за друга стой и выиграешь бой».
- Развивать творческие способности детей, подталкивать к сочинительству.
-Продуктивная деятельность:
-Лепка «Наша армия родная» (передавать образ военного: летчик, пограничник, танкист, зенитчик, парашютист и др.; характерные черты формы (погоны, ремень, фуражка и т.д.), дополнять детали (оружие, собака для пограничника и др.); упражнять в применении разнообразных технических приемов лепки).
-Рисование «Защитники земли русской» (самостоятельность выбора сюжета и техники исполнения; добиваться точного соблюдения пропорций и выразительности позы; умение выбирать цветовое решение для передачи выразительности образа. Воспитывать уважение к защитникам, охраняющим мир). Изготовление коллажа из рисунков.
-Аппликация «Маленький защитник России» - солдат, моряк, лётчик (упражнять в умении симметричного и многослойного вырезывания; композиционного расположения; дополнительной детализации; развивать творчество, инициативу, желание порадовать родных).
-Конструирование «Голубь мира», «Будёновка», «Самолёт» (оригами), «Танк» (из спичечных коробков). (поэтапно складывать бумагу в различных направлениях, делая четкие линии сгиба, создавая предмет. Работать с бумагой при оклеивании коробка. Развивать моторику рук, умение самостоятельно делать различные поделки.
-Ручной труд «Кораблик» (панно из лоскутков ткани) - развивать умение работы с тканью, способность подбирать цвет и фактуру в зависимости от создаваемого образа.
-Стенгазета- поздравление «С днем защитников Отечества»
Воспитывать у детей любовь и чувство гордости к отцу, вызвать желание порадовать его подарком.
-Выставка детского рисунка «Наши солдаты – молодцы, наши солдаты – удальцы»
-Посещение детей совместно с родителями артиллерийского музея, музея военно-морского флота, крейсера-музея «Аврора».
-Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные», «Разведчики», «МЧС». - создание развивающей среды, побуждающей к игре на военную тематику: игрушки военной техники, солдатики, бинокль, штурвал, обмундирование (пилотки, бескозырки, фуражки, карта, флажки и т.д.).
-Конструктивные игры: «Военная техника», «Военный полигон» (развивать умение применять полученные знания и умения при создании разнообразных построек военной тематики; придавать формам устойчивость; использовать схемы построек, фотографии, модели).
-Театрализованные игры «Как Степашка в армию собирался», «Все мы моряки»
-Дидактические игры: «Один – много», «Кто служит в армии?», «Солдат какой?», «Объясни словечко», «Что делают?», «Кому что нужно?», «Четвертый лишний», «Какое слово не подходит?», «Найди отличия», «Найди ошибки художника».
-Логические игры, головоломки, лабиринты, игры на смекалку, «Геоконт», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Сложи узор».
-Пальчиковые игры: «Бойцы-молодцы», «Дружные пальчики», «Я самый сильный» (с эспандером), «Танкист», «Парашютист», «Бумажные бои», «Сверни из проволоки силуэт», «Намотай на катушку или на палец» (развивать мелкую моторику, силу рук; умение с помощью рук, жестов и телодвижений изображать военных, не включая «словесный» поток; скатывать руками шарики из бумаги, бросать в цель, укреплять силу пальцев рук.
-Логоритмика: «Сигнальщики», «Пограничники», «Стойкий оловянный солдатик» (развивать общую моторику, координацию речи с движениями).
-Психогимнастика «Разведчики», «Замри!» (развивать наблюдательность, умение преодолевать двигательный автоматизм).
-Релаксация «Замри-отомри», «Капитан и корабль», «Шторм – штиль» (развивать умение напрягаться и расслабляться).
-Тренинги «Контакты с незнакомыми людьми (в военной форме)», «Нарисуй, чего ты боишься» (умение вести себя с незнакомыми людьми на улице, справляться со своими страхами).
Работа с родителями:
-Акция «Семейный досуг без телевизора», «20 веселых игр в выходные и праздничные дни» (привлечь пап к более тесному общению с ребёнком; дать почувствовать детям и родителям теплоту, заботу и важность каждой минуты, проведённой друг с другом).
-Совместные поделки на военную тематику ребенка с родителями (объединить родителей и детей в совместном создании поделки).
-Рекомендации в родительский уголок (способствовать общему просвещению родителей, знакомить с играми в выходные и праздничные дни).
Заключительный этап:
-Праздник, посвященный Дню защитников Отечества «Защитники земли русской»
-«Чай с вареньем, чай с печеньем и с хорошим настроением» – праздничный стол для девочек и мальчиков группы.
-Оформление коллажа или стенгазеты «23 февраля».
-Презентация видеопроекта «Защитники Отечества».
Способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей.
Выводы:
В ходе реализации проекта достигнута главная цель: родители вовлечены в активную деятельность по формированию у детей патриотических чувств, повысилась их заинтересованность в развитии чувства патриотизма в семье;
у детей расширилось представление о Российской Армии, появилось желание подражать военным, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными.
Проект способствовал формированию активной нравственной позиции по отношению к Российской Армии как у воспитанников, так и у взрослых. В целях выявления осведомленности родителей о патриотическом воспитании, необходимости его формирования в детях было проведено анкетирование среди родителей. По результатам проведенной работы выяснили, что родители считают патриотическое воспитание достаточно актуальным.
Перспективы:
Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне через различные виды деятельности. Познакомить детей с событиями во время войны в Санкт-Петербурге. Формировать знания о людях военных профессий на основе ярких примеров, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные сопереживания.
Формировать уважение к защитникам России, чувство гордости за свой народ, сознание необходимости защищать Родину.
Формировать толерантность.