Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Коровянская О.И., Газукина Е.Ю., Бутова М.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Коровянская О.И., Газукина Е.Ю., Бутова М.Н. Использование ИКТ на уроках в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 16. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/16.pdf.

Ни для кого не является секретом на сегодняшний день, что использование информационно - коммуникативных технологий на уроках в начальной школе – это средство активизации познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста. Недаром академик А.П. Семенов отмечает, что важнейшей задачей современной школы является стремление научить человека жить в информационном мире.

На сегодняшний день использование ИКТ в учебном процессе весьма актуально, поскольку, бесспорно, информационно-коммуникативные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, стимулируют и развивают восприятие, мышление, память и, что удивительно, способствуют развитию психических процессов школьников.

Сегодня ИКТ - компетенции широко используются для сбора, обработки, сохранения, распространения, защиты информации. Они используются для обеспечения наибольшей эффективности и информатизации всех имеющихся сфер человеческой жизни и деятельности.

Мы не представляем сегодня современного урока без использования ИКТ, так как они идут в ногу со временем, помогают построить урок доказательно, емко, увеличив его плотность. Обучающиеся получают доступ к достоверной учебной информации, что дает каждому ребенку возможность поиска нужной ему информации, позволяет работать с первоисточником, включая сеть Интернет.

С нами, мы думаем, согласятся все педагоги современности, что использование ИКТ помогает учителю развивать обучающихся, заинтересовав любого ребенка на уроке, учит преодолевать трудности, что конечно же повышает качество знаний.

В связи со сложившейся непростой обстановкой в мире в связи с пандемией КОВИД-19 при необходимом переходе на дистанционное обучение, мы все убедились что именно ИКТ-технологии позволяют успешно вести обучение в зоне ближайшего развития. Заинтересованность, педагогика сотрудничества в учебном процессе создают благоприятные условия для лучшего взаимопонимания, взаимоуважения учителя и обучающихся.

Использование музыкальных физкультминуток, музыки, анимации позволяет учителю и детям строить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном подъеме, доказывая, что учиться можно весело, чтоб хорошо учиться.

Применение наглядности на уроках всегда считалось необходимым для получения обучающимися знаний, умений и навыков, что уж говорить об использовании ИКТ, особенно в наше стремительно меняющееся время. Наукой доказан, что ИКТ повышают объём выполняемой работы на уроке в 2-2,5 раза.

Нельзя не сказать о том, что урок математики в начальной школе трудно себе представить без ИКТ. Любой учитель скажет, что решение арифметических задач всегда вызывало у многих детей наибольшую трудность. Чтобы сформировать эти умения всегда следует идти от простого к сложному. Именно этому способствует наглядность, большое количество разнообразного дидактического материала, способствующее высокой степени дифференциации обучения. Такого рода материал предлагается в виде карточек разного цвета (желтого, зеленого, синего, красного). Ученик выбирает себе карточку того цвета, в котором он не сомневается. Преодолев с помощью оценки компьютера ту или иную вершину, ученик устремляется к следующей ступеньке познания. высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику,

Применяя разноуровневые задания на уроке, учитель находит индивидуальный подход к каждому своему ученику.

Сегодня электронные учебники, электронные справочники, словари, обучающие компьютерные программы вошли в нашу жизнь, в жизнь современного школьника.

Создание мультимедийных презентаций для учителя начальных классов – настоящая находка, ведь недаром гласит английская пословица: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

Ученики начальной школы используют дидактические пособия, готовые компьютерные программы по различным предметам и курсам. Дети в начальной школе изучают учебный предмет «Информатика», получая там необходимые навыки работы с компьютером.

Учитель младших классов применяет информационно – коммуникативные технологии на разных этапах урока в зависимости от поставленной цели (при определении темы урока через создание проблемной ситуации, при постановке целей и задач урока, во время объяснения нового материала с использованием презентации, формулы, схемы, рисунка, видеофрагментов, при его закреплении, при контроле знаний).

ИКТ удачно используется при организации парной, групповой и индивидуальной работы. ИКТ используются и для внеклассной работы и для работы с родителями.

Учителям нравится с пользой для дела строить личные презентации. Часто применимы на разных уроках предметного плана тесты, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word.

При помощи ИКТ и интернет ресурсов проводим незабываемые детьми настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства.

Только учителям при подготовке к урокам всегда следует помнить, что уроки, на которых использована продуманная презентация, есть средство обучения, а не сама цель.

Однако, используя ИКТ на уроках в начальной школе, нужно помнить, что компьютер на уроке ни в коем случае не должен заменять учителя, а только дополнять его. Нужно также твердо усвоить, что компьютерные программные средства следует тщательно и продуманно отбирать, непременно адаптировать их к учебному процессу. Обязательно учитывать возраст учащихся и особенности своего класса, не следует перегружать обучающихся ненужной и занаученной информацией.

Ушли в прошлое бумажные журналы, дневники, электронные носители позволяют легко и просто осуществлять обратную связь – «учитель – ученик – родитель».

Как показывает практика, новые информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь, они стали нормой, привычкой для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы. Использование ИКТ на уроках – это один из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальной школы.