старший воспитатель
МБДОУ ДС "Родничок", п. Новогорный
Реализация годовой задачи
Методические мероприятия.
Виды и содержание управленческой деятельности
Срок и исполнители
Ожидаемый результат
Мониторинг
Цель: изучение отношения родителей к проблеме патриотического воспитания детей, понимание сущности патриотического воспитания, выявление их положительного опыта, типичных трудностей и недостатков.
План:
- опросные методы, наблюдение, диагностика, «Телефон доверия»
- информационные листовки «Досуг в семье», «Знакомим детей с малой Родиной»
- анкетирование «Взаимодействие домашнего и общественного воспитания»
Аналитическая справка
Педагогический совет
Тема:
Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
План:
1. Актуальность темы педсовета
2. Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию
3. Отчёт воспитателей по патриотическому воспитанию детей в своей группе
4. Анализ календарного и перспективного планирования работы по патриотическому воспитанию детей.
5. Обзор программ патриотического воспитания детей.
6. Итоги смотра-конкурса «Уголок краеведения»
7. Решение
- организация «Недели открытых дверей» для родителей с целью их вовлечения в педагогический процесс ДОУ
- ежемесячный выпуск информационного листка
- конкурс «Лучшее родительское собрание»
Перспективный план работы по реализации задачи
Практический семинар
«Методика проведения родительских собраний и других нетрадиционных форм взаимодействия по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Учебно-методический комплекс
Консультации для педагогов
«Педагоги и родители – творческий тандем»
«Крепкая семья – сильная Россия»
«Содействие возрождению лучших традиций семейного воспитания»
«Использование дидактических и народных игр в гражданско-патриотическом воспитании детей»
Тезисы сообщений
Досуговые формы взаимодействия с родителями:
- «День матери»
- семейный праздник «Тепло родного очага»
- развлечение «Семейные посиделки»
- выставки выходного дня, издание семейных газет, встречи с интересными людьми
Подборка методов и приемов работы
Индивидуальные консультации
Необходимость формирования у детей представлений о родном крае, культурных традициях русского народа.
Письменные консультации
Разработка рекомендаций для родителей
«Растим патриота»
«Любимые уголки нашего города»
«Славное прошлое»
Материалы консультаций, буклеты
Создание клуба «Счастливая семья»
Темы заседаний:
1. «Моя страна»
2. «Традиции моего народа»
3. «Народные ремесла»
4. Организация музея «Моя малая Родина»
Материалы для создания родительских уголков, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы
Тематическая проверка
Цель:
Изучение состояния работы по взаимодействию ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию
План:
- анализ планов работы по взаимодействию ДОУ и семьи в вопросах патриотического воспитания детей.
-опросные методы, анкетирование.
Аналитическая справка
Проведение открытых мероприятий
- родительская гостиная «Я и моя семья в роли семейных летописцев»
- тематическая неделя «Азбука семейных ценностей»
Составление рекомендаций
ПРИЛОЖЕНИЕ
Педсовет «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
План
1. Актуальность темы педсовета
2. Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию
3. Отчёт воспитателей по патриотическому воспитанию детей в своей группе
4. Анализ планирования работы по патриотическому воспитании
5. Обзор программ патриотического воспитания детей
6. Итоги смотра-конкурса «Уголок краеведения»
7. Решение
Ход педсовета
1. Академик Д.С.Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Сегодня будущее планетарной цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.
2. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020 – 2025 гг.». Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
3. Что включает в себя работа по патриотическому воспитанию. Как эта работа проходит в вашей группе (пути решения задач по патриотическому воспитанию, формы работы с детьми)
Отчёт воспитателей о проделанной за учебный год работе.
4. Анализ календарного и перспективного планирования работы по патриотическому воспитанию детей.
(Прилагается)
5. Обзор программ патриотического воспитания детей
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.
· «Наследие» М.Ю. Новицкой
· «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой
· система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В. Алёшиной
· «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук
· «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой
· «Мир детства» г. Оренбург
· «Росток» г. Челябинск
· «Живой родник» г. Северск и др.
Но патриотическое воспитание – это, конечно же, и региональный компонент. Все представленные выше программы предполагают занятия с детьми, которые включают разную по объёму информацию о народах стран и мира, знакомят с проблемами национального и межнационального воспитания. Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал.
6. Итоги смотра-конкурса уголков краеведения
7.Решение
1. Внедрить в воспитательно-образовательный процесс программы по патриотическому воспитанию детей.
2. Пересмотреть перспективное планирование на текущий учебный год, включить в план занятия по краеведению, согласно возрастной группе (ответственные: ст. воспитатель)
3. Обобщить практический материал по краеведению для работы педагогам (ответственные: ст. воспитатель)
4. Вернисаж детского рисунка «Город, в котором я живу» (ответственные: воспитатели старших и подготовительной групп; ст. воспитатель)
5. Оформление «Комнаты русского быта» (ответственные: ст. воспитатель, муз. руководитель).