учитель начальных классов
Сиротина Дарья Игоревна
учитель начальных классов
МБОУ "Средняя школа № 14", г. Дзержинск
В связи с цифровизацией образования и приходом в нашу жизнь дистанционного обучения учителя как никогда ощущают острую потребность в качественных образовательных web-сервисах. Работу современного педагога сложно представить без использования информационно-коммуникационных технологий. Даже учителя с большим опытом работы, вынуждены прибегать к постоянному использованию и внедрению в работу цифровых технологий. Постоянное обучение, самообразование, повышение квалификации и компетентности – это неотъемлемая часть деятельности педагога.
Сегодня мы рассмотрим несколько Web-сервисов, которые могут упростить работу учителя, сделать уроки интересными, запоминающимися, а главное – познавательными.
1. Quizizz.com
Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается обучающимися материал, как они применяют полученные знания для решения практических задач.
В рамках контроля знаний мы, учителя, регулярно проводим контрольные работы, контрольные диктанты, изложения, сочинения, тестирования. Ни для кого не секрет, что нервная система современного школьника перегружена большим объемом усваиваемой информации, стрессом перед итоговыми работами, четвертными диктантам и т.д. Тем не менее, мы не можем исключать этап контроля знаний, так как он дает нам информацию о том, как класс усвоил ту или иную тему.
Современные образовательные стандарты и общество, а также уровень развития информационно-комуникационных технологий подталкивают нас к активному использованию сайтов и образовательных платформ. На современном этапе развития общества мы не можем использовать только доску, мел и бумагу. Требуются иные подходы к объяснению материала, закреплению и контролю знаний.
Для текущего контроля знаний по различным предметам мы считаем целесообразным использовать новую образовательную платформу quizizz.com. Предлагаем подробно её рассмотреть.
Quizizz.com – это бесплатная платформа для создания тестов и викторин. Учитель может, как выбирать уже созданные тесты, так и создавать свои. Этот сайт был разработан в 2015 году и в первое время был нацелен на студентов, но постепенно он начал обретать популярность среди работников школы и учащихся.
Для того чтобы пройти тест или викторину необходим адрес сайта и номер так называемой «игры», а также смартфон или компьютер с выходом в интернет. После того, как ребенок в поисковой строке ввел адрес сайта, ему предлагается ввести номер «игры», то есть теста или викторины и после этого начинается работа.
Как правило, если тест проходит на уроке, то работа не начинается до тех пор, пока все учащиеся не присоединятся к игре, но в данной платформе также предусмотрена выдача домашних заданий.
Преимуществом quizizz.com, по сравнению с обычным тестом на бумаге, является то, что онлайн-тесты больше похожи на игру или соревнование между детьми. Во время прохождения заданий на компьютере учителя высвечиваются результаты прохождения теста, то есть показывается, на сколько вопросов ребенок уже ответил и, правильными ли оказались его ответы. Данную информацию можно вывести на экран, чтобы дети видели свой текущий результат. Тот ученик, который быстрее и правильнее всех ответит на вопросы, становится первым в рейтинге.
Кроме того, сайт имеет яркое цветное оформление, анимацию и звуковое сопровождение. Каждый ребенок при регистрации в тесте получает своё изображение – «аватарку».
Таким образом, рутинное выполнение заданий превращается в игру, а психологическое напряжение детей спадает и переходит в увлекательное соревнование.
После прохождения теста учащимися, автоматически формируется рейтинг с результатами. Помимо этого, можно открыть подробный отчет, где отмечаются верные и неверные ответы, а также те задания, которые учащийся не успел сделать. Имена детей располагаются от самого лучшего результата к худшему. На первом месте стоит имя ребенка, чей результат оказался самым успешным.
Исходя из этих данных, мы получаем отчет о выполнении теста и видим результат каждого ребенка в процентах, которые мы потом сможем перевести в отметку.
Несомненным плюсом для учителя, при использовании quizizz.com является то, что не нужно тратить долгие минуты, а иногда и часы, на проверку работ учащихся. Все результаты выводятся сразу.
Опыт использования quizizz.com является интересным не только для учителя, но и для учащихся. У ребят есть возможность выйти за рамки рутиной работы с листом бумаги и ручкой и прикоснуться к маленькой частичке уровня развития современных технологий.
2. Calameo.com.
Calaméo – это сервис для мгновенного создания интерактивных публикаций в Интернете. Данный сервис позволяет создавать интерактивный электронный документ для чтения с компьютера. При этом создается ощущение чтения бумажного документа: можно перелистывать страницы, отмечать интересные места, увеличивать масштаб изображения. Можно создавать группы и размещать работы нескольких пользователей.
Как же учитель начальных классов может использовать во внеурочной деятельности сервис «Calaméo»?
С помощью неё можно реализовать некоторые групповые проекты. Например, «Красная книга», или «Всё о словарных словах».
Один из вариантов работы во внеурочной деятельности – это создание книги «История нашего класса».
Начинать создание книги можно уже в первом классе. Для того чтобы заинтересовать детей учителю необходимо провести занятие, на котором можно обсудить и вспомнить то, какие же яркие события уже произошли в классе. Можно продемонстрировать книгу с, пока ещё, пустыми страницами и предложить написать свою историю. В первом классе детям тяжело осваивать компьютер, поэтому на первых этапах эту работу будет выполнять учитель. Совместно с детьми решается, что же мы ходим увидеть в нашей книге – составление оглавления. Конечно, ни одна книга не может обойтись без обложки, ребята могут нарисовать обложки, а после путем голосования выбрать наиболее удачную или у каждого рисунка взять самую запоминающуюся деталь. Всё это учитель переносит в электронный вариант, тем самым создавая обложку книги. Первые этапы работы можно показать родителям, так как они в дальнейшем будут включены в работу.
Начиная со второго класса учащимся в компьютерном классе можно показывать, как работать в «Calaméo» и тогда уже дети самостоятельно будут создавать «Историю класса».
К концу четвертого класса в этой книге накопится много страниц с разными воспоминания и достижениями учащихся.
Так же данная книга будет являться проектом, а, как известно, проектная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Данная деятельность развивает критическое и творческое мышление учащихся, умение работать с информацией и умение работать в коллективе. Проекты в начальной школе далеки от «настоящих» учебных проектов, но если учащиеся совместно с учителем будут выполнять различные творческие работы, самостоятельно ставя перед собой цели и задачи, а также реализуя их, то таким образом они смогут подготовиться к выполнению серьезных учебных проектов в дальнейшем.
3. Сервисы Google.
Google Карты. Работу с данным сервисом можно организовать при прохождении тем «План местности» и «Географическая карта» на уроках окружающего мира. В Google Картах есть режим спутника, при котором схематичная карта меняется на фотографии со спутников. В таком режиме можно найти и рассмотреть школу и её окрестности, дома учеников. Такая работа очень увлекает учащихся.
Google Форма. Этот сервис будет полезен учителю начальных классов при работе с родителями. Он позволяет создавать и сохранять анкеты. Очень удобно пользоваться данным сервисом, когда необходимо получить от родителей сведения об образовании (для оформления социального паспорта класса), месте работы, особенностей ребенка, контактных телефонов.
4. Яндекс. Учебник.
Яндекс. Учебник – это сервис с занятиями и видеоуроками для начальной и средней школы с автоматической проверкой ответов. Задания, в котором разработаны с учетом ФГОС. «Яндекс. Учебник» позволяет учителю начальных классов организовать дополнительную работу по таким предметам, как русский язык, математика, окружающий мир, музыка (начальные классы); математика и русский язык 5-6 классы, алгебра и информатика 7 класс. Помимо этого, на платформе так же присутствует блок «Функциональная грамотность» (умение ориентироваться в источнике информации, умение извлекать информацию, умение работать с недостающей информацией).
Учитель имеет возможность наблюдать и анализировать, как ученики справились с работой и определять то, на что стоит обратить внимание на следующем уроке. А ребенок не только сразу видит, правильно ли он решил задачу, но и может поработать со своими ошибками, потренироваться на других текстах, задачах и примерах.
Отметим очевидные преимущества данного сервиса:
- бессрочный бесплатный доступ к сервису;
- единый доступ к заданиям для разных классов и предметов;
- удобный инструмент для подготовки к уроку, проведения контрольных и самостоятельных работ;
- аналитические инструменты для наблюдения за результатами и прогрессом каждого ученика;
- экономия времени на подготовку к урокам и проверку выполненных заданий;
- автоматизированная проверка домашних работ, что существенно облегчает работу учителя.
В начальной школе на Яндекс. Учебнике находятся задания по русскому языку, окружающему миру, математике и музыке. Сами задания представлены в виде диалога от разработчика и самого учащегося, что, в свою очередь, имеет положительный эмоциональный отклик у большинства детей.
В педагогической практике Яндекс. Учебник используется при изучении русского языка, так как этот сервис содержит познавательные задания с современным содержанием; задания для лингвистических кружков; межпредметные квесты и задания; готовые комплекты к урокам и т.д. Помимо этого все задания подходят к любому УМК, могут использоваться для домашних заданий и работы в классе, для диагностики, введения новой темы, отработки умений.
5. «Российская электронная школа» – это полный школьный курс уроков от лучших учителей России, информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий.
Хотелось бы отметить преимущества данной платформы:
- Бесплатный доступ к сервису;
- Доступный интерфейс и навигация для всех участников образовательного процесса;
- Простая регистрация;
- Возможность просматривать театральные постановки и фильмы, посещать музеи и музыкальные концерты в online режиме;
- Большое количество видео-уроков, которые распределены по предметам и классам;
- Наличие дополнительных материалов, кратких конспектов, проверочных и контрольных работ по каждой теме;
- Экономия времени на подготовку к урокам;
Так же к положительному стоит отнести то, что, пропустив урок в школе, ученик может самостоятельно зайти на платформу, найти нужное ему занятие и изучить, после, при необходимости, задать интересующие вопросы учителю.
Изучив данную образовательную платформу и проанализировав отзывы других педагогов, были выявлены недостатки. К наиболее значимым относится то, что некоторые задания сформулированы некорректно, поэтому, прежде чем учащиеся приступят к работе, учителю необходимо проверить весь материал и выполнить задания, которые представлены на платформе.
Как правило, материалы «Российской электронной школы» используются на этапе обобщения и закрепления полученных знаний. Таким образом, после того, как учащиеся поделились своим опытом на ту или иную тему, получили информацию от педагога, обсудили, детям предлагается просмотреть видеоролик, который обобщает всё то, о чём мы говорили на протяжении урока, затем мы переходим в раздел «тренировочные задания», где закрепляем полученные знания, выполняя интересные задания. Тренировочные задания также можно использовать на следующих уроках в качестве актуализации ранее полученных знаний.
Исходя из наблюдений, можно сделать вывод, что такая работа не просто вызывает интерес у учащихся, но и приносит свои результаты. В конце урока каждый ребенок имеет целостную картину по той или иной изученной теме, так как короткий, яркий и информативный видеоролик дети быстро запоминают. Плюс ко всему у них есть цель запомнить информацию, так как они уже знают, что в конце урока им не просто предстоит ответить на вопросы учителя, но и выполнить задания, которые предлагает система и сразу увидеть результат своей деятельности и оценить её.
6. ЯКласс — онлайн-проект, позиционируемый как «цифровой образовательный ресурс для школ», резидент Инновационного центра «Сколково». Начал работу в 2014 году. Сегодня онлайн-площадкой пользуются 11 млн пользователей из 50 тыс. школ разных стран мира. Портал содержит онлайн тренажеры по школьной программе и автоматическую проверку домашних заданий. База «Якласс» содержит около 2 трлн заданий по 16 предметам школьной программы, ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
У каждого задания — уникальный вариант и шаги решения, которые помогут ребёнку освоить материал и научиться на своих ошибках.
1. Учитель задаёт школьнику проверочную работу. Тот заходит на сайт ЯКласс и выполняет задание педагога.
2. Если ученик ошибётся, ЯКласс объяснит ход решения.
3. При повторной попытке ученику будет предложен другой вариант задачи. Ответ не получится скопировать или списать. Учителю приходит отчёт о том, как ученики справляются с заданиями.
7. Учи.ру — российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме
Основана в 2012 году. К концу 2020 года общее число пользователей платформы в России и за рубежом составило около 8 млн школьников и более 350 000 учителей.
Кроме России, сервис работает в США, Канаде, Китае, Индии, ЮАР, Бразилии, Вьетнаме и Индонезии. Все образовательные курсы и олимпиады учи.ру соответствуют ФГОС.
В завершение хотелось бы отметить, что на сегодняшний день в России существует очень много платформ, которые помогают учителю в работе. Неоспоримым преимуществом всех этих сервисов является то, что все педагоги России, вне зависимости от расстояния и часового пояса, обмениваются опытом, проявляют творчество при разработке презентаций, заданий, видеоуроков, учатся у своих коллег новым приёмам работы с информационно-коммуникационными технологиями, тем самым продвигая вперед систему образования.
Список литературы
1. https://studbooks.net/1753266/pedagogika/kontrol_znaniy_obuchayuschihsya_osnovnoy_element_otsenki_kachestva_obrazovaniya
2. https://quizizz.com/
3. https://ru.calameo.com/
4. https://www.google.com/maps/
5. https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/
6. https://education.yandex.ru/
7. https://resh.edu.ru/
8. https://www.yaklass.ru/