Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Воробьёва М.Л. УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ НА ТЕМУ «ЗВУКИ [М], [М'], БУКВЫ М, М. ЗАКРЕПЛЕНИЕ»

Воробьёва Марина Людвиковна
учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Элеваторская начальная общеобразовательная школа", Челябинская область, Агаповский район, п. Буранная железнодорожная станция

Библиографическое описание: Воробьёва М.Л. Урок обучения грамоте на тему «Звуки [м], [м'], буквы М, м. Закрепление» // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.

Класс: 1.

УМК «Школа России» ФГОС НОО

Задачи:

- формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения с изученными буквами;

- закреплять умение употреблять заглавную букву при написании имен собственных;

- воспитывать патриотические чувства,

Планируемые результаты:

Предметные:

Звуки, буквы. Смыслоразличительная роль звуков в речи, слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения. Звуки гласные, согласные. Слог. Согласные мягкие, твёрдые, глухие звонкие. Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа чтения. Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение, чтение целыми словами. Чтение вслух.

Личностные:

Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД.

Уметьслушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; составлять ответы на вопросы.

Цели урока:

Образовательные:

Формировать умение находить в словах букву М, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой.Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию).

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: строить высказывания о трудолюбии, описывать свои чувства, связанные с заботой о питомцах.

- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Методы обучения:

Проблемный, дифференцированный, анализ, наглядный, обобщение.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Технология: личностно ориентированная, технология деятельностного метода обучения, элементы технологии учебного исследования, ИКТ.

Формы: коллективная, групповая, индивидуальная, в парах

Ресурсы и оборудование:

- учебник.

- презентация к уроку

- таблицы для слогового чтения

- карточки для устного диктанта

- индивидуальные.карточки для чтения

- музыка «Веселые физминутки»

Ход урока

1. Организационный момент. (Мотивационно – целевой этап:)

Мы сюда пришли учиться

Не лениться, а трудиться

На уроках мы сидим

Не шумим и не кричим

Руку тихо поднимаем

Если спросят – отвечаем

Мотивация к деятельности.

Работа с пословицами (стр. 88) (Слайд 1 Презентации)

2. Повторение пройденного. Актуализация знаний

- Что отличает человека от всего живого на земле?

- Какая бывает речь?

- Из чего состоит наша речь?

- Что такое предложение?

- Из чего состоит предложение?

- Из чего строятся слова? Слоги?

- Какие бывают звуки? Как их отличить? Чем звуки мы обозначаем на письме?

- На доске рассыпались буквы. Распределите их на группы

(на доске печатные, письменные, заглавные, строчные буквы: ы, А, е, п, С, о, в, М, к).Учащиеся предлагают разные способы деяния букв по группам и объясняют правила такого деления.

- Какие слова всегда пишутся с большой буквы? Приведите примеры

3. Постановка темы

- У вас карточка. Посмотрите на слова, Из каждого слова высочила одна и та же буква. Попробуйте догадаться какая буква убежала?

….арина, ла…па, …ыло, до…., …ак, …ир, ….осква

Конструирование буквы М.

- Чтобы её напечатать, давайте вспомним как её сконструировать. (дети делают М их палочек)

- Определите цель нашего урока. (чтение слов с буквой М)

4. Работа по теме урока

1) Чтение слогов слияний (в парах)

- Вспомним, когда мы будем читать твёрдый звук м, а когда мягкий м?

2) Звуковой анализ слов

На доске: картинки домашних животных (собака, индюк, коза, утка и сом

- Какая картинка лишняя? (сом). Почему? Уберем пока её.

- Соотнесите картинку и схему

- Составим слово СОМ

- А теперь запишем слово СОМ

3) РЕБУС (стр.89)

ФИЗМИНУТКА (звуковая)

-Услышь и покажи место звуков М

Молоко, сумка, ком, мел, лямка, моль, гном, мука, гром, мёд, рамка.

5. Работа по развитию речи

- Посмотрите на картинку и составьте рассказ.



- Давайте запишем предложения. (Учащиеся с помощью схем записывают предложения. Объясняют правила записи предложений)

Наступило лето. Курица вывела цыплят на прогулку. Утром Петя и Маша помогают маме кормить цыплят. Молодцы ребята!

- Как можно озаглавить наш текст?

- А кто из вас помогает ухаживать за домашними животными?

Физкультурная пауза

6. Составление слов из букв

- У вас карточки с буквами.

Возьмите букву, которой обозначим первый звук в слове РУЛЬ

Справа положите букву К

Слева положите букву, обозначающую первую в слове УТКА

Как вы думаете, какая первая буква должна быть? Почему?

Какое слово получилось? (Мурка)

- Кто может быть Муркой? Это заголовок к нашему рассказу. Как вы думаете, о чём будет рассказ? Прочитаем.

7. Дифференцированная работа

Стр. 87.

1 группа: Слабо читающие дети с учителем читают текст «Мурка».

2 группа: Про себя читают рассказ «Кролики» и готовятся отвечать на вопрос:

- У кого жили колики?

- Чем кормил Максим кроликов?

-Кто ему помогал?

8. Итог урока. Рефлексия

- Расскажите, что вы узнали о букве «м»? Какие буквы на ленте букв имеют такие же характеристики, как буква «м»?

-Оцените себя, как вы потрудились. Возьмите смайлик

- Если задания оказались слишком трудными для вас и вам нужна помощь - возьмите флажок из красной машины.

- Если вам было трудно выполнить какие-то задания, но вы со всем справились.

- А если для вас всё было легко и вы выполнили все задания.

Приложение

….арина

ла…па

…ыло

до….

…ак

….осква

…ир

….арина

ла…па

…ыло

до….

…ак

….осква

…ир

….арина

ла…па

…ыло

до….

…ак

….осква

…ир

….арина

ла…па

…ыло

до….

…ак

….осква

…ир

….арина

ла…па

…ыло

до….

…ак

….осква

…ир

….арина

ла…па

…ыло

до….

…ак

….осква

…ир

….арина

ла…па

…ыло

до….

…ак

….осква

…ир

….арина

ла…па

…ыло

до….

…ак

….осква

…ир

….арина

ла…па

…ыло

до….

…ак

….осква

…ир

….арина

ла…па

…ыло

до….

…ак

….осква

…ир



Библиографический список:

1. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. Г. Горецкий, Н. М. Белянкова. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2017. — 301 с. — (Школа России).

2. Обучение грамоте: 1 класс: методическое пособие к учебнику «Азбука» / Л. И. Тимченко. — М.: Дрофа, 2018. — 304 с.

3. Учебник «Азбука». Авторы В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, Москва «Просвещение», 2018.

4. Прописи. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 4 ч/ В.Г. Горецкий. Н. А. Федосова. Часть 3.– М.: «Просвещение», 2018.