Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ВВЕДЕНИЕ В МИР ФИНАНСОВ, ИЛИ КАК МЫ ИГРАЕМ В ЭКОНОМИКУ

Фролова Татьяна Борисовна,
воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»,
г. Югорск
Введение в мир финансов, или как мы играем в экономику
Как известно, ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. Ребенок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для детей данного возраста естественно. При организации образовательного процесса целесообразно применение различных видов игр. Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактической игре, многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт детей, закреплять их знания об окружающем мире. В таких играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь. Дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ финансовой культуры.
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Гармонично развитую личность невозможно вырастить, не подготовив ее к реалии современного мира – товарно-денежным отношениям. Дети ежедневно слышат в семье, в магазине, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, цена, товары, дорого, дешево, экономить и т. д. Детство это время, когда закладываются основы будущего финансового «здоровья». Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования уже с дошкольного возраста. Именно ребенок-дошкольник является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
В процессе работы по финансовой грамотности дидактические игры включаются в содержание занятий и проводятся вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создаются необходимые условия: подбирается соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса используются разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-загадки, игры-беседы и т.д.
В данной статье представлены несколько дидактических игр, направленных на формирование основ финансовой грамотности в старшем дошкольном возрасте.
«Денежное пексесо».
Цель: формирование и закрепление знаний о названии, достоинстве монет и купюр; развитие внимания, памяти.
Материалы: пары карточек, на которых изображены монеты и купюры разного достоинства.
Содержание. В игре участвуют от двух до шести участников. Карточки смешиваются и раскладываются картинками вниз. Игроки поочередно открывают по две карточки, если нашли пару, забирают в свой актив и делают призовой ход. Если не угадали – играют следующие игроки. Детям необходимо запоминать, где какие изображения денег находятся. Победителем становится тот, кто набрал максимальное изображение карточек.
«Где что купить?»
Цель: формирование представления о том, где следует покупать нужные товары, развитие навыков разумного расходования денег.
Материалы: наборы картинок с изображением разных товаров (например, продукты питания, мебель, одежда, бытовая техника, игрушки и т. д.); карточки на которых обозначена цена товара; картонные монеты (условные деньги); таблички или плакаты, характеризующие категорию магазинов.
Содержание. На усмотрение воспитателя игру можно провести в один или два этапа. Предварительно ставятся столы, на которых разложены карточки с изображением товаров. Каждый стол – это отдельный магазин (магазин одежды, продуктовый, бытовая техника и т. д.). Перед тем как дети будут совершать покупки, воспитатель называет детям товар, и они называют, где этот товар продаётся. Затем дети делятся на команды – семьи. Каждой семье раздается определенное количество монет. Получив зарплату, каждая семья отправляется по магазинам, и совместно (учитывая мнение каждого члена семье) покупает всё, что необходимо в первую очередь. Педагог объясняет, что на каждом товаре указана цена. Как только на продукте труда появляется цена, он становится товаром. После закупок товара воспитатель задает семьям вопрос: «В каких магазинах вы приобрели свои товары?». Просит объяснить сделанный выбор, как магазина, так и набора товара. Предлагает вспомнить, какие товары чаще всего приобретаются в их семьях родителями.
«Что дешевле?»
Цель: формирование умения ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развитие самостоятельности в выборе решения.
Материалы: наборы картинок с изображением разных предметов (например, продукты питания, посуда, одежда, бытовая техника и т. д.); карточки, на которых обозначена цена товара (ценники).
Содержание. Сначала дети подбирают предметы товаров (сериационные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.
«Какие бывают доходы?»
Цель: формирование знаний детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствование навыков самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).
Материалы: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, учителя и др.); карточки с изображением видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.
Содержание. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
Знания и навыки, приобретенные в процессе игр, направленных на формирование основ финансовой грамотности будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.
1.         Стахович, Л.В. Играем вместе: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 40 с. – (Занимательные финансы. Азы для дошкольников).
2.         Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. М. О. Еремина [и др.]. – Калининград: Калининградская книга, 2017 - 48 с.
3.         Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет /Авт-сост. А.Д. Шатова, Ю.А. Аксенова, И.Л. Кириллов и др. – М.: Банк России. – 32 с.
4.         Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет /Авт-сост. А.Д. Шатова, Ю.А. Аксенова, И.Л. Кириллов и др. – М.: Банк России. – 76 с.
Октябрь 2021