Библиографическое описание:
Донченко А.В. Декоративно-прикладное творчество как фактор гармоничного развития личности детей // Современная начальная школа. 2021. № 24. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/24.pdf.
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Посредством общения с искусством происходит обогащение души ребенка. Именно общение благотворное влияние на личность ребёнка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект. Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования.
Познавая красоту декоративно-прикладного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга.
Развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, стремления к самореализации и самоопределению реализуются на занятиях внеурочной деятельности.
С 2014 года я веду внеурочные занятия по курсу «Мягкая игрушка» в МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия). Это один из видов декоративного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. На своих занятиях по шитью мягкой игрушки, я стараюсь развивать у ребят воображение, чувство формы, цвета, трудолюбие, аккуратность и терпеливость. Также, у детей пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус.
У каждого ребенка есть свои интеллектуальные способности и таланты, поэтому моей задачей является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции, способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.
Я придерживаюсь точки зрения Я.А. Пономарева, что творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта, и что творческие способности надо развивать.
Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до времени, могут не раскрыться вовсе без поддержки и поощрения со стороны педагога. Особенно эффективно это можно делать, организовывая специальные занятия с маленькими детьми, которые еще не выработали привычку к стереотипным решениям и поиску правильного, одобряемого взрослыми ответа. Наше объединение имеет несколько возрастных групп с 3 по 7 класс включительно.
На моих занятиях происходит формирование и развитие грамотной речи детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии. Также мои занятия способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Главной особенностью на моих занятиях является не передача готовых знаний, форм и способов деятельности, а совместный поиск новых решений. Каждый ребенок может самостоятельно строить собственные «границы», но для этого он должен иметь возможность исследовать себя как «безграничное пространство».
Развитие детского творчества в объединении «Мягкая игрушка» во многом зависит от умения детей работать с лекалами, выкройками и соответствующими инструментами. Шитьё способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи пальцев рук. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.
На моих занятиях детям предоставляется много возможностей для развития фантазии и воображения. Работа с различными материалами, освоение новых приемов приносит детям большое удовольствие и радость. Радость оттого, что, обычный материал он превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Зачастую, на своих занятиях, мы используем материал, побывавший уже в употреблении. Это и старая одежда, и меховые шапки, шубы и т.д.
В программе объединения «Мягкая игрушка» прослеживаются межпредметные связи со школьными образовательными областями. Изучая основы материаловедения, обучающиеся пользуются и расширяют знания, полученные ими на уроках технологии. При выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из области рисования и математики. При выполнении практических работ воспитанники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Представляется уникальная возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием. В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей детей.
Постоянная и кропотливая работа приносит свои плоды, ребята являются участниками и победителями муниципальных, республиканских выставок и конкурсов.
Постигая народное творчество, дети приобщаются к труду и сами создают материальные и культурные ценности. Работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу.
Знакомство в яркой, доступной форме с декоративно-прикладным искусством закладывают в детях образные художественные представления, воспитывают эстетический вкус, развивают творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности.
Литература:
1. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. - М., АРКТИ, 2005. 159 с.
2. Леонтьев А.А. Научите человека фантазии… (творчество и развивающее обучение) //Вопросы психологии – 1998. №5. С.19-23
3. Донченко А.В. Авторская программа внеурочной деятельности «Мягкая игрушка». Нерюнгри, 2019. 16 с.
Донченко А.В. Декоративно-прикладное творчество как фактор гармоничного развития личности детей // Современная начальная школа. 2021. № 24. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/24.pdf.
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Посредством общения с искусством происходит обогащение души ребенка. Именно общение благотворное влияние на личность ребёнка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект. Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования.
Познавая красоту декоративно-прикладного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга.
Развитие творческих способностей ребенка, его самостоятельности, стремления к самореализации и самоопределению реализуются на занятиях внеурочной деятельности.
С 2014 года я веду внеурочные занятия по курсу «Мягкая игрушка» в МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия). Это один из видов декоративного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. На своих занятиях по шитью мягкой игрушки, я стараюсь развивать у ребят воображение, чувство формы, цвета, трудолюбие, аккуратность и терпеливость. Также, у детей пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус.
У каждого ребенка есть свои интеллектуальные способности и таланты, поэтому моей задачей является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции, способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.
Я придерживаюсь точки зрения Я.А. Пономарева, что творческая способность является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта, и что творческие способности надо развивать.
Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до времени, могут не раскрыться вовсе без поддержки и поощрения со стороны педагога. Особенно эффективно это можно делать, организовывая специальные занятия с маленькими детьми, которые еще не выработали привычку к стереотипным решениям и поиску правильного, одобряемого взрослыми ответа. Наше объединение имеет несколько возрастных групп с 3 по 7 класс включительно.
На моих занятиях происходит формирование и развитие грамотной речи детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии. Также мои занятия способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Главной особенностью на моих занятиях является не передача готовых знаний, форм и способов деятельности, а совместный поиск новых решений. Каждый ребенок может самостоятельно строить собственные «границы», но для этого он должен иметь возможность исследовать себя как «безграничное пространство».
Развитие детского творчества в объединении «Мягкая игрушка» во многом зависит от умения детей работать с лекалами, выкройками и соответствующими инструментами. Шитьё способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке, что достигается при помощи пальцев рук. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.
На моих занятиях детям предоставляется много возможностей для развития фантазии и воображения. Работа с различными материалами, освоение новых приемов приносит детям большое удовольствие и радость. Радость оттого, что, обычный материал он превратил в полезную вещь, которая может пригодиться в быту или послужит хорошим подарком кому-либо. Зачастую, на своих занятиях, мы используем материал, побывавший уже в употреблении. Это и старая одежда, и меховые шапки, шубы и т.д.
В программе объединения «Мягкая игрушка» прослеживаются межпредметные связи со школьными образовательными областями. Изучая основы материаловедения, обучающиеся пользуются и расширяют знания, полученные ими на уроках технологии. При выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из области рисования и математики. При выполнении практических работ воспитанники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Представляется уникальная возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием. В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей детей.
Постоянная и кропотливая работа приносит свои плоды, ребята являются участниками и победителями муниципальных, республиканских выставок и конкурсов.
Постигая народное творчество, дети приобщаются к труду и сами создают материальные и культурные ценности. Работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу.
Знакомство в яркой, доступной форме с декоративно-прикладным искусством закладывают в детях образные художественные представления, воспитывают эстетический вкус, развивают творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности.
Литература:
1. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. - М., АРКТИ, 2005. 159 с.
2. Леонтьев А.А. Научите человека фантазии… (творчество и развивающее обучение) //Вопросы психологии – 1998. №5. С.19-23
3. Донченко А.В. Авторская программа внеурочной деятельности «Мягкая игрушка». Нерюнгри, 2019. 16 с.