Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Киндер Н.В. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Киндер Нина Викторовна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5

Библиографическое описание: Киндер Н.В. Особенности использования информационных и цифровых ресурсов при организации образовательного процесса // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.

Появившиеся в последние десятилетия информационные технологии, компьютерная техника и средства коммуникации изменили мир. Что про исходит с человеком в новом технологическом мире? Каковы факторы, механизмы и особенности развития человека в новой информационной среде, методы н средства его эффективного обучения и воспитания? Как использовать появляющиеся новшества во благо развитию человека, а не во вред? Эти вопросы с различных позиций рассматриваются философа ми, психологами, социологами, педагогами. Последние концентрируют свое внимание на проблемах формирования информационной компетентности обучающихся, их подготовки к жизни в современном информационном мире; реализации идей непрерывного образования, создания дистанционных систем обучения; определенна оптимальных способов включения компьютерной техники и информационных технологий в образовательный процесс; разработки учебных ресурсов, способствующих повышению эффективности обучения на основе информационных технологий.

Внедрение компьютерной техники, новых информационных и коммуникационных технологий в образовательную среду можно рассматривать как необходимый и закономерный шаг в процессе общественного развития. Однако растущая технизация и информатизация всех сфер жизнедеятельности человека наряду с предоставлением больших возможностей, появлением многообразных средств связи и ростом качества жизни усиливает процессы отчуждения, равнодушия, унификации людей А для образования человека необходимо прямо противоположное: единение, заинтересованность, понимание индивидуальности.

За последнее десятилетие среда социализации молодого поколения существенно изменилась как в своих общих информационных и предметно-пространственных аспектах, так и в части целенаправленно создаваемого в образовательных организациях педагогического процесса. Наряду с присущими любой педагогической деятельности потенциальными рисками, изменения в образовательной среде могут порождать дополнительные риски.

Применение информационных технологии и компьютерной техники в обучении пред полагает перенос на них ряда традиционных функций педагога, а также использование технических средств как посредников во взаимодействии педагога и учащихся (электронные учебники, электронные дневники и др.). Применение технических средств также обусловливает увеличение доли используемых формализованных моделей и знаковых систем в учеб ном процессе. Все это ведет к тому, что образовательная среда приобретает другие возможности и ограничения в плане реализации целевых ориен тиров образования.

Информатизация предполагает использование компьютера как средства обучения. Такое средство, обладая свойства микомпенсаторности и инструментальности, способно облегчить, ускорить н повысить эффективность обучения. Компьютер вместе с соответствующими периферийными устройствами, технологиями и программным обеспечением позволяет организовать самостоятельную работу учащихся с информационными образовательными ресурсами, электронными учебниками, автоматизированными обучающими системами, способствующими закреплению умений и выработке навыков. Использование мультимедийных средств, развивающих программ, имитационных игр позволяет делать материал более наглядным, процесс обучения более увлекательным. Диагностические системы контроля знаний и умений учащихся облегчают педагогическую деятельность.

Однако ряд особенностей работы с компьютерными обучающими программами накладывает ограничения на широкое их внедрение в педагогический процесс. Компьютер как средство обучения не мо жет обеспечить все разнообразие видов деятельности, позволяющих лич ности разносторонне развиваться.

При работе с обучающими программа ми слабо развивается эмоциональная, речевая, графическая, письменная культура учащихся. Диалог с компьютером формализован (т.е. заменен моделью), а материал, как правило, подается в условной сжатой форме. Контроль знаний ограничен несколькими формами — тестами или про граммированными опросами. Во-вторых, программисты не могут учесть особенностей конкретной группы учащихся, и задач, стоящих перед ними на данном этапе обучения, поэтому здесь крайне важна роль учителя. В-третьих, работа с компьютером оказывает влияние на здоровье и психиче ское развитие ребенка, поэтому существуют жесткие ограничения времени работы с ним.

Еще одно направление информатизации - дистанционное образование, с которым мы столкнулись на практике в этом году. Эта специфическая форма получения образования, содержащая элемен ты очной, заочной форм и экстерната, основанная на применении совре менных информационных технологий с использованием компьютеров, те лекоммуникационных сетей, средств мультимедиа. Форма образова ния предполагает пространственное разделение обучающих н обучаю щихся, взаимодействие которых реализуется с использованием различных технических средств и информационно-коммуникационных технологий.

Дистанционное образование как форма, доступная людям, проживаю щим в значительном удалении от образовательной организации, возникло в связи с развитием техники и технологии в ответ на запросы практики та кие, как создание мирового образовательного пространства, обеспечение непрерывности образования, предоставление возможности обучаться в любой образовательной организации без отрыва от производства или не выходя из дома, что значимо для людей с ограниченными возможностями. Существуют различные уровни организации дистанционного образования: от освоения полной профессиональной образовательной программы до ис пользования в самообразовании отдельных образовательных и информа ционных Интернет-ресурсов. В дистанционной форме образования инфор мация (текстовые, аудио-, видеоматериалы) распространяется с помощью образовательных порталов, сайтов, чатов н других возможностей сета Ин тернет, а также телевидения. Широко используются электронные учебники и справочники, видео лекции, автоматизированные обучающие системы. Дистанционное образование позволяет более полно и широко удовле творить образовательные потребности людей, а следовательно, эта форма отвечает тенденциям гуманизации образования. Однако здесь есть свои особенности. Несмотря на развитие таких современных Интернет- технологнй дистанционного образования, как интерактивные дискуссии, онлайновое общение, видеоконференции н других, факт разделения учи теля н ученика и наличие посредника в их взаимодействии накладывает существенные ограничения на использование данной формы.

Во-первых, обучающийся во многом лишается «роскоши человече ского общения» с педагогом и сверстниками, лишается образца, которому он может подражать, лишается социального контекста, в котором лучше и быстрее обнаруживаются собственные успехи н неудачи. Следует учесть, что развитие личности происходит в процессе ее собственной деятельно сти через осмысление этой деятельности н себя в ней в диалогическом эмоциональном контакте с другим человеком. Поэтому образование должно включать в себя живую коммуникацию, порождающую эмоции, чувства, переживания.

Во-вторых, постоянно находясь в виртуальном мире компьютера и информационных технологий, человек подвергается эффекту «виртуали зации сознания», у него суживается диапазон воспринимаемой информа ции, что ослабляет его связь с внешним миром, затрудняет адаптацию в обществе реальных людей.

В-третьих, работая с компьютером, человек имеет дело не с предме тами, а с разными формами их модельного отображения. Это ведет к ис кажению смысла предмета. Результатом может являться разрушение соз нания и личности человека.

Еще одна проблема - мотивация познавательной деятельности. Дело в том, что без наблюдающей и ободряющей аудитории прочная мо тивация формируется с большим трудом, поскольку ослабевает эмоцио нальный компонент обучения вследствие дефицита непосредственного общения, недостатка зрительных образов и языка телодвижений. Здесь важно понимать, что использование в обучении информационных систем, обладающих множеством эмоционально привлекательных средств (на пример, мультимедийных приложений), повышает интерес учащихся н мотивацию непосредственных учебных действий.

А вот для формирова ния более устойчивых перспективно побуждающих мотивов, основанных на понимании значимости знания, це лостный процесс реального общения, в котором содержится три стороны: коммуникативная, состоящая в обмене информацией между общающимися индивидами: интерактивная, заключающаяся в организации взаимодейст вия между ними; перцептивная, включающая процесс восприятия и позна ния друг друга партнерами по общению н установления на этой основе взаимопонимания.

Вследствие использования технических средств как по средников в процессе общения происходит акцентирование на передаче информации и существенно урезаются две его другие стороны, что не мо жет не сказаться негативно на личностном развитии человека. И речь идет не только о коммуникативных способностях, но и о том, что в процессе восприятия, понимания другого человека н взаимодействия с ним, ребенок накапливает опыт познания люден и самого себя, развивает навыки самопонимания и самовыражения, что является важнейшим фактором личност ного развития.

Необходимо предусмотреть такие условия, которые позволяли бы «уравно вешивать», «выравнивать» развитие ребенка! Например, чаще отдавать предпочтение групповым формам учебной работы, предполагающим взаи модействие между учащимися, шире использовать разнообразные формы и методы обучения, способствующие их творческому самовыражению, рас ширению интересов в сфере межличностного общения, самопознания и познания других людей. Нередко наблюдаемое в практике увлечение информатизацией со пряжено с усилением внимания к вопросам «как обучать?» в ущерб отве там на вопросы «ради чего?» и «чему?». Следует помнить, что залог ус пешной реализации образовательных целей - постоянное соотнесение ха рактера образовательного процесса, педагогических действий, учебной деятельности и ее результатов с ценностными приоритетами, образова тельными целями и задачами.

Итак, информатизация образования, внедрение новых информаци онных технологий - не самоцель, а лишь средство решения возникающих перед образованием проблем подготовки нового поколения к жизни в со временных условиях, проблем индивидуализации и непрерывности обу чения, интенсификации труда педагога., управленческого и вспомогатель ного персонала системы образования. И как любое средство, компьютерам Интернет должны использоваться только в соответствии с основными об разовательными целями, а целесообразность и эффективность применения данного средства в той или иной сфере образования должны быть научно доказаны.

Вывод. Внедрение компьютерной техники и информационных техно логий в образование изменяет образовательную среду: в ней уменьшается межличностное взаимодействие, сужается процесс общения, актуализиру ется рационально-логическая сфера человека в ущерб эмоциональной, ин туитивной, передаваемый опыт ограничивается знаниями, умениями, на выками н почти не включает в себя ценностные отношения. Все это может привести к затруднениям н деформациям личностного становления обу чающихся, их социального развития. Также это внесет существенные проблемы в будущем построении семейной жизни, выстраивании отношений между поколениями, умении общаться, а не строить «алгоритмы» взаимодействия.