Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Щербакова Г.В. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ДЕТИ VS РОДИТЕЛИ»

Щербакова Галина Владимировна
учитель начальных классов, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 45 имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова" г. Калуги

Библиографическое описание: Щербакова Г.В. Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дети vs Родители» // Современная начальная школа. 2020. № 10. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/10.pdf.

Проблема отношений родителей и детей остро стоит вне зависимости от возраста (как детей, так и родителей), от вероисповедания, социального положения, уровня образования и места жительства. В каждой семье находятся свои поводы для разногласий и споров.

Очень правильно отражает отношения родителей и детей восточная мудрость: «Ребенок — гость в твоем доме: накорми, воспитай и отпусти». Как правило, с первыми двумя пунктами этой пословицы – накормить и воспитать, не возникает таких больших трудностей, как с третьим – отпустить.

С самого рождения малыша родители должны осознавать, что ребенок — это не их собственность, а маленький человечек со своим характером, у которого неповторимый путь и своя судьба. Уважать ребенка и считаться с ним нужно с младенчества, не говоря уже о совершеннолетнем ребенке.

Но на практике часто все получается иначе. Родители считают, что им виднее с высоты их опыта и прожитых лет, что «лучше» для ребенка: «Вырастешь, станешь экономистом, они хорошо зарабатывают», «Не пойдешь в биологический класс, пойдешь в математический — это перспективно!», «Будешь юристом - это престижно!» и т.п. И родители в этот момент совершенно не хотят учесть желания ребенка.

Вопрос отношения родителей и детей, их защиты и правового статуса очень сложен и неоднозначен. Он находится на стыке психологии, педагогики, права и других областей. Наша же цель – объединить родителей и детей, дать им возможность услышать друг друга, пересмотреть свои взгляды.

Совместная игра детей и родителей – прекрасная возможность сохранить близкие отношения, ребенку даёт возможность почувствовать себя нужным и значимым, а родителям - узнать собственного ребёнка. Кроме того, в игровой форме значительно легче научить чему-либо. Именно поэтому был разработан семейный проект «Дети vs родители».



Карта проекта

Название

«Дети vs Родители»

Цель:

- сплочение детско-родительского коллектива, развитие у детей и родителей интереса к совместному времяпровождению.

Задачи:

- привлечь внимание родителей к детской игре как к деятельности, которая способствует формированию социально-нравственного потенциала ребёнка;

- познакомить родителей и детей с разными видами игр;

- продемонстрировать знания, умения и навыки детей, чтобы родители взглянули на своих детей с другой стороны;

- развивать коммуникативные умения и навыки.

Оборудование:

Проектор + компьютер.

Для номеров: ткани, новогодние колпаки, сердечки, шарики, музыкальное сопровождение («Мама», «Замела метелица», медленный танец).

Для заданий: карточки с заданиями «Крокодил», настольная игра «Рыбалка» - 1 шт., настольная игра «Дженга» - 1 шт., игра «Балансир» - 2 шт., набор букв – 2 шт.

Для финала: сундук – 1 шт., замок – 1 шт., ключ – 1 шт.

Предполагаемый результат

- сплочение детско-родительского коллектива,

- знакомство с настольными играми для организации семейного досуга,

- развитие у детей и родителей интереса к совместному времяпровождению.



Примерный сценарий семейного вечера:

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, что отложили дела ненадолго и пришли сегодня. Мы готовились и очень рады вас видеть.

Эту встречу хочу начать с вопроса: почему родители и дети ссорятся? И хочу сама на него ответить. Все просто: иногда не понимают друг друга. Дети не понимают, что родители, придя с работы устали, что их угнетают проблемы и трудности. И детям надо в этот момент помочь и понять родителей. А родители не могут понять трудности детей. И не понимают, что игра для детей – дело серьёзное, и начинают читать нотации, воспитывать, а дети этого слушать не хотят. И возникает ситуация, что родители и дети по разные стороны баррикад.

Именно поэтому сегодняшнее мероприятие называется «Дети vs Родители». Предлагаю занять свои места у этих самых «баррикад».

Участники занимают свои места

ВЕДУЩИЙ: Итак, начнем.

Правила просты: несколько конкурсных заданий, за каждое из которых команда-победитель получает подсказку. В конце игры из подсказок необходимо сложить СЛОВО и обменять его на ключ от сундука с «сокровищами».

Конкурсное задание 1. «Словодел»

Оборудование: два конверта в буквами: С, В, О, Р, Т, О.

ВЕДУЩИЙ: От каждой команды приглашаю 4 участника к столу. Замечательная русская игра – «Словодел», заключается с том, чтобы составлять слова из имеющегося набора букв. Играть можно всей семьей, парами, группами.

В конверте набор букв, из которых необходимо составить максимально большое количество слов за одну минуту. (пометка е=ё).

После подсчета слов, команда - победитель получает подсказку: светло

Номер «Замела метелица» (песня в исполнении детей)

Конкурсное задание 2. «Рыбалка»

Оборудование: Настольная игра «Рыбалка».

ВЕДУЩИЙ: Приглашаю по 1 участнику от команды. Настольная игра заключается том, что с помощью удочки необходимо с движущейся платформы наловить как можно больше рыбок.

Команда-победитель получает подсказку: при, при

Конкурсное задание 3. «Крокодил»

Оборудование: карточки с заданиями для игры «Крокодил».

ВЕДУЩИЙ: Приглашаю по 4 человека от каждой команды.

Знаете такую игру? Перед вами карточки, вытаскиваете одну карточку, на ней написано каким способом вам необходимо объяснить слова с карточки (нарисовать, словами или показать) своей команде. Карточки тянем по очереди.

Команда - победитель получает подсказку: солнышке

Номер «Две звезды» (танец с тканями под стихотворение Дольского А. «Звездочка»)

Конкурсное задание 4. «Балансир»

Оборудование: Настольная игра «Балансир» - 2 шт.

ВЕДУЩИЙ: Приглашаю по 3 участника от каждой команды. Интересная игра, которая проверит вашу координацию. У вас в руках игра, которая называется «Балансир», внутри несколько маленьких шариков и столько же лунок. Ваша задача – расставить шарики в лунки и передать следующему участнику и т.д. Стоп объявляем тогда, когда балансир вернется к первому участнику. (Пометка: можно расставлять не по цветам).

Команда - победитель получает подсказку: добро

Конкурсное задание 5. «Дженга»

Оборудование: настольная игра «Дженга».

ВЕДУЩИЙ: Приглашаю по 1 участнику от команды. Игра называется «Дженга», в простонародье «Башня». Строим башню из деревянных брусочков, задача участников по очереди вытаскивать брусочки из башни, так чтобы она не упала. Проигравшим считается тот, после чьего хода башня разрушилась.

Победитель получает подсказку: матери

ВЕДУЩИЙ: Итак, у каждой команды есть части подсказки, но ключ у меня всего ОДИН. Поэтому, чтобы добыть «сокровище» вам придется объединиться, лишь общими усилиями вы сможете получить заветный ключ.

Участники должны получить фразу: «При солнышке светло при матери добро».

ВЕДУЩИЙ: Верно! Мама и друг, и советник, и хранительница очага. Мамы, как пуговки, на них в семье все держится.

Номер «Мама» (песня в исполнении детей)

Благодарю тебя, родная мама,

За доброту, за ласку, за любовь,

Пускай бываю часто я упряма,

Но твой совет мне нужен вновь и вновь.

Припев:

Мама - слово дорогое,

Мама - самое родное,

Перед тобой преклоняюсь я,

Твоя любовь всегда спасет меня.

И пусть года летят так быстро-быстро,

Меняя жизнь, меняя этот мир,

Сгорят опять мгновенья, словно искры,

Но нежный мамин взгляд неизменим.

Припев.

Речетатив:

Мамина молитва спасет меня,

Мамина любовь сбережет.

В сердце боль возьмет мама на себя.

В трудную минуту мама придет.

Я пою, и пусть мир подпевает.

Милая моя, мамочка моя.

ВЕДУЩИЙ: Откроем же сундук! (там килограмм конфет) Самое главное сокровище – это семья, а то, что лежит на дне сундука – поощрение за сегодняшние нервы и волнение.

В завершении семейного вечера рекомендую провести рефлексию с использованием метода «Одним словом»: опишите свое состояние одним словом, запишите его на ватмане.