Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

НОВАЯ ПАРАДИГМА ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

Фролова Светлана Владимировна
Учитель музыки
ГБОУ Школа «Музыка» Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Г. Санкт-Петербург
Новая парадигма предмета «Музыка»
Много десятилетий наша педагогика базируется на том, что дает знания детям для дальнейшей практической деятельности. Главное – это знания, информация. Но сейчас ломается привычная среда существования людей, способы социализации. Все становится непостоянно, быстро изменяется, растут объёмы информации, появляются новые и смежные специальности, а традиционные требуют внедрения технологий и подходов, идущих в ногу со временем. А главенствующую роль теперь занимает мобильность получения новых навыков и применение их на практике, нужной в социуме. Важно не то, столько ты знаешь, а на сколько быстро ты можешь овладеть новой информацией, навыками и применить их.
Среднее и высшее образование, направленное на практическое применение реагирует на эти изменения быстрее. В школьном образовании изменения чаще всего касаются объёмов информации и тем занятий. Новых предметов, входящих в перечень обязательных, не вводится, усвоение навыков соответствующих современным реалиям не усваивается. Если школа и решает пойти по пути практико-ориентированности учащихся, обычно новые направления ставятся в виде факультативов, на которые выделяется не так много часов для хорошего усвоения и углубления.
Современный мир уже школьнику диктует быть активными, творческими, креативными, коммуникабельными и многосторонне развитыми. Школьник должен принимать активное участник в жизни школы и лагерей, быстро принимать решения и создавать разные проекты, что поможет ему в будущем лучше социализироваться. Для этого ему необходимы навыки актера, организатора, технического и музыкального оформителя, режиссера и многие другие. Многие эти навыки можно получить на уроках музыки.
Но с предметом «Музыка» происходит такая же ситуация, как и со многими направлениями общеобразовательной школы. За последние десятилетия существенных изменений в учебном плане не происходило. Менялась расчасовка тем, последовательность, немного переосмысливались старые темы. Дети практически не изучают джаз и музыку кино, с ними почти не ведется бесед и обсуждений современной музыки и исполнителей. То, что они слышат среди своих сверстников и по интернету, телевидению, является их путеводной звездой в современный музыкальны мир. Из нововведений учителю музыки добавились требования использовать на уроках компьютерные технологии. Но не все их выполняют. Большинству учителей сложно на должном уровне создавать мультимедийные наглядные пособия и видеопроекты, т.к. обучение на КПК идет только общему владение компьютеру, но не специфическому программному обеспечению. Соответственно учитель не может дать этих знаний ребенку. Совершенно не затронута сфера современного практического применения музыкальных знаний вне стен школы. Когда учащийся не сделает своей профессией музыку, но сможет практически применять знания из этой области, использовать их в своих творческих проектах.
Единственный путь для учителя делать свой предмет современным и практико-ориентированным – это самообразование и использование непосредственно на уроках новых методов и технологий.
Далее будете приведены примеры, как можно придать больше практичности музыкальным знаниям для учащихся школ.
Например, задание создать музыкальную ритмическо-координационную минутку на заданную тематику для своих сверстников к какому-либо мероприятию в школе или лагере, ко дню самоуправления, самому подобрать нужное музыкальное сопровождение разовьёт организаторские, музыкально-ритмические и музыковедческие навыки учащегося, сделает осмысленным усвоение знаний, которые даются на уроках музыки. Это уже будет не простое теоретическое изучение ритма и музыкальных произведений, а практическое применение знаний.
В современных музыкальных номерах все чаще начинают использовать элементы западного ритмо-двигательного направления body percussion. В западной сфере образования это уже традиционный и хорошо разработанный вид работы на уроках. Наши дети совершенно не знают этого направления. Чем просто говорить о ритме и его значении, можно создать к произведению композицию с использованием элементов body percussion. Подобное задание сильно повысит быстроту усвоения материала, а также разовьёт у школьников чувство метро-ритма, координацию, понимание формы произведения и активизирует их творческие способности. А многие школьники получат огромный пласт двигательных приемов и умение подобрать нужный вид движения к разным стилям музыки для создания своих номеров.
Прочтение литературных отрывков с использованием шумовых инструментов и звукоподражания в виде радиоспектакля также не проходится в школах на уроках музыки. А как не на музыкальных занятиях овладеть этими навыками, очень интересными, творческими, красочными и современными. Для многих детей прочитать стихотворение перед классом это уже непосильная задача. А тут в игровой форме, не стесняясь, можно попробовать себя в качестве рассказчика. Это лучше, веселее, интереснее, чем академическое выступление, но не менее полезно. Ученик здесь повысит уверенность в себе, свой актерский уровень, дикторские навыки, которые пригодятся в дальнейшей жизни. А вдруг это станет его специальностью, и мы услышим его в качестве ведущего или создателя аудиокниги?
Все выше перечисленные задания не требуют отдельного прохождения в рамках нового предмета, но сильно меняют понимание школьника «Для чего все эти знания?»
Создание мультимедийных презентаций и видеороликов как сопроводительного материала разных мероприятий и уроков, видео репортажей очень актуальное направление сейчас. Но здесь нужно более глубокое изучение предмета, наличие нужной технической аппаратуры, программного обеспечения. В рамках уроков музыки здесь ничего не успеешь. Хорошо, если частично учащихся этому обучают на уроках информатики. Но чаще всего до этого не позволяет дойти объём обязательной программы. В данной ситуации необходимо вводить факультативные занятия. Тем временем очень многие школьники желают изучить это направление. С нуля создать видеопроект с титрами или презентацию, нарезать и наложить музыку очень привлекательно для современных детей. Они как могут постигают это направление, не зная законов кадрирования, создания сюжетной линии, соотношения титров и иллюстраций и т.д. При необходимом уровне знаний учитель музыки может практикоориентировать и дать азы навыков обработки звука, его подбора к нужным видео и изобразительным фрагментам и многое другое. А большое количество мероприятий сделает эту работу нужной, ведь любое событие с добавлением видео и медиа презентаций делает его более выигрышным, ярким и запоминающимся.
Это всего лишь малая часть того, как можно ориентировать на практику уроки музыки. Данный предмет, заключая в себе междисциплинарные связи и будучи очень практичным, дает безграничные возможности современного совершенствования детей и учителей.
Август 2021