воспитатель
Котюшева Нина Александровна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 8 «Тундровичок», г. Норильск, Красноярский край
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите - “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
В. Боков.
Постоянно человечество заботится о передаче опыта предков новым поколениям. В веке двадцать первом - решение этой задачи приобретает более масштабный характер, так как в современной культуре появились новые взгляды, идеи, мысли, сказывается влияние других мировых культур, которое за последнее десятилетие возросло; происходит подмена ценностей, мироощущения, утрачивается сопротивляемость по отношению к нравам, традициям, которые не свойственны русской традиционной культуре. Духовно - нравственное воспитание дошкольников является одной из сложнейших задач воспитания. Для решения данной проблемы воспитателям требуется не только знание методов и приёмов формирования нравственных качеств, но и умение применять их в образовательно-воспитательном процессе в работе с дошколятами, а также проводить совместную деятельность с семьей, используя интересные формы работы и пособия. Высокие результаты в духовно - нравственном развитии детей возможны, только в единении нас взрослых. Лишь при наличии морально ценных взаимоотношений между взрослыми, взрослыми и детьми. Заключается это в форме подачи и в формах взаимодействия с семьями воспитанников, только так мы может получить полную картину в становлении ребенка, тем более дошкольный возраст – возраст, где ребенок воспринимает единую картину мира, с ее ценностями, традициями, обычаями своего народа. Все это возможно, только во взаимодействии с семьей.
Работа воспитателя с семьей направлена на педагогическое просвещение родителей в вопросах нравственного воспитания детей. Она также включает изучение системы нравственного воспитания в каждой семье. Выявив трудности, с которыми сталкиваются родители, их ошибки и промахи, воспитатель оказывает им необходимую помощь советами, рекомендациями и конечно непосредственным участием в совместных мероприятиях, проводимых ДОУ. При этом его внимание должно быть сосредоточено, прежде всего, на воспитании у детей гуманных чувств, культуры поведения, действенной любви к родным и близким, любви к Родине.
Беседуя с родителями об условиях и методах нравственного воспитания в семье, педагог специально разъясняет роль личного примера родителей, значение семейных праздников и традиций. Надо добиваться, чтобы в каждой семье поняли необходимость требовательной любви к детям, уважения к ним, соблюдали разумную меру в использовании поощрений и наказаний. Советы и рекомендации, которые воспитатели дают родителям, должны быть теоретически обоснованными и одновременно конкретными.
Надо убедить их в воспитательной ценности семейных чтений, слушания музыку, исполнения любимых песен, приглашения к ребенку его друзей, организации игр, развлечений.
Результатом работы, проводимой воспитателями с семьей, является убежденность родителей в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни.
Очень важна организация содержательной жизни дошкольников дома и в детском саду, наполненная разнообразной деятельностью. Практика показывает также, что эффективность духовно - нравственного воспитания повышается, когда родители участвуют в большом количестве мероприятий и знакомы с инновационной деятельностью, по программе «Теремок», где представлены вариативные модели социокультурной образовательной среды для детей младенческого и раннего возраста.
- Подведение итогов работы
- Вывод
Этапы работы:ü Информационный
· Подбор литературы
· Выбор методов и приёмов работы
· Изучение семей
ü Технологический
· Перспективное планирование
сотрудничества с родителями.
- занятия;
- консультации;
- папки передвижки и др.
· Планирование занятий
· Планирование мероприятий
· Конспекты занятий
ü Организационный
· Создание предметно - развивающей среды
- древо «Добрых дел»;
- макеты, планы, схемы;
- выставки;
- альбомы «Мой город», «Моя семья», «От Я до…»;
- стенгазеты из жизни семьи …
ü Практический
· Проведения занятий
· Участие в тематических выставках рисунков и поделок
· Встречи с интересными людьми
· Проведение родительских занятий, консультаций, бесед …
Праздники, развлечения
ü Результативный
· Подведение итогов работы
· Вывод
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ по духовно - нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста вели по четырем направлениям:
1. Информационно–аналитическое направление - с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами.
Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:
1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
2. Определение уровня педагогической культуры родителей.
3. Выявление трудностей, испытываемых родителями в нравственном воспитании детей в семье.
4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
Решать эти задачи можно при помощи различных методов работы с родителями, но наиболее действенной формой для этого является посещение семей. С первого же посещения семьи вижу, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие и воспитания ребенка. При каждом последующем посещении семьи заранее определяю конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Чтобы посещение на дому было эффективней, всегда заранее информирую родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Моя практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. В домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений могу четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания. Также во время посещений на дому отмечаю для себя, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Иногда предлагаю родителям поделиться своим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки, создать стенгазету под рубрикой:
- «Моя семья»;
- «Один день семьи … (фамилия)»;
- «Я расту» и т.д.
Например, при посещении семьи Великановых по теме: «Трудовые поручения и обязанности ребенка в семье», c целью обобщения опыта семьи об участии ребенка в труде не по принуждению, а совместной с взрослым деятельности. Имеет ли Арина постоянные поручения, в чём проявляет самостоятельность, как относится к младшей сестре, не испытывает ли чувств ревности к ней. Со слов мамы девочка уже давно большая помощница для родителей. Уведенный опыт в семье имеет педагогическую ценность и может быть использован как пример трудового воспитания в семье.
Второе направление, по которому мы работали – это познавательное направление - с целью обогащения родителей знаниями в вопросах нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.
Обычно родительские собрания проходят традиционно – доклад воспитателя по теме и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители, не проявляют никакой активности. А пассивность – это показатель либо не заинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Учитывая предыдущий опыт работы, использовала новаторские формы проведения мероприятий:
- семинары практикумы;
- вечера вопросов и ответов;
- встречи за круглым столом.
Эти формы работы с родителями являются простором для творчества. Максимально приближают участников к реальной обстановке, формируют навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Нет конкретной узконаправленной схемы проведения таких встреч. Всё зависит от компетентности, способностей и выдумки педагога. Целью таких мероприятий является выработка и закрепление определённых навыков, умение предупредить конфликтные ситуации.
Третье направление нашей работы было наглядно-информацион ное, проводилось с целью донесения педагогической информации до родителей.
Осуществляя педагогическую пропаганду среди родителей, использую сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания, но и сделать воспитательно-образовательный процесс открытым и доступным для понимания родителей. Были использованы:
- стендовая информация «Для вас, родители»
- папки передвижки
- азбука здоровья;
- индивидуальные и вне ситуативные беседы.
Досуговое направление – это четвертое направление, по которому мы работали с целью приобретения опыта взаимодействия с семьёй и с детьми.
Вечера досугов являются самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, нравственно воспитывает, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.
В группе проводились такие мероприятия как:
· праздники «День Матери», «Лучшая семья моя»;
· выпуск семейных газет «Моя семья», «Отдыхаем всей семьей», «Один день на природе;
· празднование дней рождения;
· театрализованные представления.
· совместные походы «В мире - прекрасного»;
В нашей группе проводятся ежегодные акции: «Просто так», «Подари книгу детям». У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души. Родители и дети с большой радостью дарят подарки в нашей группе и детям из других групп.
В нашей группе праздники и сладкие часы проходят, как принято в хлебосольных русских семьях с роскошными кулинарными шедеврами, испеченными родными мамочками. А если помощником был сам ребёнок, то выпечка будет вкуснее. Можно поделиться рецептом, рассказать о традициях своей семьи. Такие часы плодотворные, запоминающиеся и очень важные в нравственном воспитании дошкольников, причем не с нравоучениями, а в простом общении друг с другом.
Еще одним новым увлечением родителей и детей стало изготовление фотогазет на различные темы, например в фотогазетах «Моя семья», «Мои увлечения», «Один день на природе», «Выходной на даче» отображены увлечения, свободное время семей, любовь к животным, природе и многое другое. В результате совместной деятельности не только обогатился семейный досуг, но и укрепились детско-родитель ские отношения
Эти формы сотрудничества воспитателя, родителей и детей считаю очень эффективными, во время подготовки к различным мероприятиям возникает много возможностей общения детей и родителей. Подготовительная работа создает атмосферу для творчества, проявления активности.
Игровое взаимодействие родителей и детей в
различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений, положительно влияет на формирование личности ребенка.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Необходимо не забывать хвалить своих родителей, делать это при любом удобном случае, и родители заплатят вам тем же. Можно даже вручить грамоты, например:
«Родители у нас – народ прекрасный,
Смысл нравственного воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут».
«Спасибо вам за труд большой,
За все, что сделано с душой!»
«В группе папа есть у нас,
Он помощник просто класс.
Пилит, чинит и строгает,
Во всем нам очень помогает».
«Папы, мамы – молодцы!
Во всем нам помогают.
Белят, красят и поют,
И в игры играют».
Проводя такую работу, родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом. Работа с родителями является самой трудной в работе ДОУ, которая не имеет готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагогов, умением стать профессиональными помощниками в семье. Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый, из которых по – своему дает ребенку социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Список литературы:
1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 2001. – 72 с.
2. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург, 2003.
3. Доронова Т.Н. Соловьева Е.В. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. М.: Линка-Пресс, 2001.
4. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М., 2005.
5. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреж дения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
6. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 - 26.
7. Козлова А.В. Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Творческий центр, 2005.
8. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дош кольное воспитание. - 2001. - № 9. - с.98-100.
9. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. N 8. - С. 57 - 59.
10. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед. Вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр <Академия, 2003. - 200 с.
11. Педагогика Межнационального общения. / Под ред. Д.И. Латышиной. - М., 2004.
12. Рыбалова И.А. Патриотическое воспитание // Дош. воспитание. - 2003.- № 6
13. Султанова Н.Н., Цилько Н.А. Духовно-нравственное воспитание дошкольника. // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. - с.7-15.