Высшая школа делового администрирования
Конференции
Ноябрь 2023

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ К.Д. УШИНСКОГО

Шумская Светлана Викторовна
заведующий
Карданова Наталия Валерьевна
педагог-психолог
Макушева Наталья Викторовна
воспитатель
Чунихина Алёна Денисовна
воспитатель
МБДОУ ДС № 1 "Лучик", г. Старый Оскол

Вопрос духовно-нравственного воспитания и образования очень актуальный на данном этапе развития общества. Современное падение нравов, наркомания, алкоголизм являются результатом отсутствия или подмены духовно-нравственных устоев современного общества.

Проблему духовно-нравственного воспитания в свое время глубоко изучил великий педагог К. Д. Ушинский. Он разработал дидактическую систему, в которой раскрыл вопросы отбора содержания образования, важности нравственного воспитания детей, выделяя три основных принципа воспитания: народность, христианская духовность, наука.

Ученый посвятил большое количество трудов проблеме нравственности. Он писал: «мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Целью воспитания К. Д. Ушинский видел становление совершенного человека, который будет счастлив в жизни. Определение «счастья в жизни» включает, по его мнению, гуманность, образованность, патриотизм, трудолюбие, религиозность. Главной задачей гуманистической педагогики он считал целенаправленное воспитание, опирающееся на естественное изучение человека. Используя взаимосвязь знаний о природе человека, можно «далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных». Как считал Ушинский, только путем целенаправленного воздействия на все стороны личности можно добиться развития этой личности. Под целенаправленным, педагогически грамотно выстроенном процессом следует понимать воспитание, как особое социальное явление.

«Но на что же может опираться нравственное развитие, если не на христианство?» (Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. М., 1948. Т. 2. С. 39). К. Д. Ушинский говорил, что идея патриотизма напрямую связана с идеей религиозного просвещения человека, поскольку эта многовековая традиция народа заслуживает особого уважения. Как истинный учёный-педагог, преданный своему делу, он высоко оценивал духовно-нравственный потенциал отечественной религиозной мысли, основываясь на том, что христианское учение — это «неугасимый светоч, идущий вечно, как огненный столб в пустыне, впереди человека и народов, за ним должно стремиться развитие всякой народности и всякое истинное воспитание, идущее вместе с народностью».

Важнейшее значение К. Д. Ушинский отводил труду, как средству нравственного воспитания. Ученый безнравственными считал людей, которые не трудятся. «Труд есть единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его счастье».

Особое место в педагогическом наследии Ушинского занимают его идеи о подготовке педагога. Он утверждал, что учитель должен быть не только хорошим преподавателем, но и воспитателем тоже. Утверждал о необходимости «специально готовить» учителей, о необходимости изучения педагогики и психологии. Идеи Ушинского получили развитие в трудах ученых и в педагогической деятельности учителей-практиков (В.И. Водовозов, Н.А. Корф, Д.Д. Семенов и др.) Его идеи о русской национальной школе, использовании православных традиций в воспитании детей, методы и приемы работы востребованы и современными учителями.

Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются:

1) обучение (в этом отношении замечательны его учебные книги, в которых умело сочетаются развитие речи, сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся);

2) личный пример учителя (по его образному выражению, «это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно»);

3) убеждение, которому он придавал очень большое значение;

4) умелое обращение с учащимися (педагогический такт);

5) меры предупреждения

6) поощрения и взыскания.

Ушинский создал целостную педагогическую систему, оказавшую влияние на развитие педагогической науки и оставшуюся актуальной сегодня. Его система духовно-нравственного воспитания, на наш взгляд, является одним из путей решения проблем современного общества. Именно для существования современной системы образования и современного общества необходимо вернуться к христианскому источнику нравственности, так как все лучшее, что существует в современной цивилизации берет свое начало в десяти заповедях…

Литература:

1. Ушинский К. Д. Грехи воспитания вообще и русского в особенности в отношении нервного организма детей // Избранные пед. соч.: В 2 т. М., 1974. Т. 1. С. 270.

2. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. С. 274.

3. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Избранные пед. соч.: В 2 т. М., 1976. Т. 1. С. 237.

4. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. С. 274.