учитель
Решетова Лариса Михайловна
учитель
МАОУ "Адаптивная школа-интернат "Ступени" г. Перми
Аннотация. В данной статье раскрывается опыт работы МАОУ «Адаптивная школа-интернат «Ступени» г. Перми» по организации профориентационной работы. Представлены различные варианты проведения профессиональных проб для обучающихся с ТМНР.
Выбор профессии является одной из наиболее актуальных проблем, от правильного решения которой зависит благополучие человека. Но особую остроту и значимость эта проблема приобретает для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как состояние их физического и психического здоровья сужает круг профессий и актуализирует пути профессиональной, а, следовательно, и личностной самореализации. Поэтому важно, чтобы профессиональное самоопределение было осознанным, соотнесено с возможностями здоровья и требованиями к нему отдельных профессий, чтобы выпускник школы понял, что адаптация в мире труда и внутренняя гармония личности способствуют самореализации и нахождению своего места в обществе.
Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), а в нашем случае, с интеллектуальными нарушениями, является проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов. Следует иметь в виду, что число обучающихся с ОВЗ постоянно увеличивается, а потребности рынка труда достаточно быстро меняются. Вышесказанное придает проблеме профессионального самоопределения данной категории обучающихся особую актуальность. Высокую эффективность показывает практикоориентированный характер занятий, одной из форм которого является профессиональная проба
У нашего образовательного учреждения имеется 9-летний опыт проведения профпроб для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.
Система профессионального самоопределения и социализации для обучающихся в школе обусловлена следующими потребностями:
• для детей:
- Реализовать свой трудовой и личностный потенциал, быть востребованным в социуме;
- Быть занятым трудом, сохранить свой человеческий потенциал;
• для родителей:
- Снижение уровня психической травмированности родителей обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
И эта практика показала хорошие результаты.
В данной статье мы бы хотели остановиться на практике организации профессиональных проб для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР).
Термин профориентация, профессиональное самоопределение, который означает самостоятельный выбор желаемой профессии, не применим к категории обучающихся с ТМНР.
Здесь, на наш взгляд, более применим термин «профессиональный подбор». Это подбор таких видов труда и профессий, которыми может овладеть обучающийся с ТМНР с учетом:
- его психофизиологических возможностей и медицинских противопоказаний
-в соответствии с его интересами и склонностями.
А у некоторых обучающихся это проходит на уровне знакомства с окружающим социальным миром.
Целью нашей работы в данном направлении является достижение максимально возможной адаптированности и интеграции в социум; включение в социальную жизнь на уровне максимально реализующихся потребностей и возможностей.
Это обусловлено тем, что наши дети сталкиваются с целым рядом трудностей:
· ограниченность представлений о мире профессий;
· ориентация на профессию по внешним признакам;
· использование ненадежных источников информации о профессии, получение искаженных представлений о них;
· неумение выделить главное и второстепенное в полученной информации, систематизировать ее;
· невысокая активность в поиске информации;
· неумение выстраивать и корректировать жизненные планы.
В процессе прохождения профессиональных проб расширяются и конкретизируются представления детей с ТМНР о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.
Это также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность.
Форма проведения и порядок организации профессиональных проб для данной категории детей имеют свои особенности.
Это не профессиональные пробы в чистом виде, которые по времени ознакомления с одной профессией должны быть не менее 8 часов и включать в себя и теорию, и практику. И, конечно же, «Дневник профпроб» детьми самостоятельно не заполняется.
При планировании форм и места для проведения профессиональной пробы мы учитываем:
что это должно быть ограниченное во времени мероприятие, доступное для понимания и выполнения практических заданий данной категорией детей, что дети не только познакомятся с профессией, но и овладеют определенными навыками и умениями, которые пригодятся им в жизни.
При этом, мы берем для ознакомления и такие профессии, которые заведомо не доступны для детей, но дети сталкиваются с ними в повседневной жизни.
Формы, используемые нами:
· Мастер-классы
· Экскурсии с выполнением небольшого практического задания
· Профориентационные проекты, краткосрочные курсы профориентационной направленности, интерактивные игры.
Мастер-классы – одна из самых распространенных форм организации профессиональных проб для обучающихся с ТМНР. Такая форма профессиональной пробы моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности в доступной для данной категории детей форме. Мастер-классы дети проходят и в стенах образовательного учреждения и, что особо ценно, непосредственно на предприятиях и организациях.
Наши обучающиеся с удовольствием приняли участие в мастер-классах по профессиям «пиццамейкер», «блинопек», «кондитер», «гончар», «переплетчик».
С большим удовольствием дети ходят на экскурсии профориентационной направленности и знакомятся с профессиями, которые встречаются им в повседневной жизни; «провизор», «продавец», «обувщик», «швея», «пожарный», «оператор почты», профессии работников железнодорожного транспорта и даже театральные профессии – «костюмер», «бутафор», «работник сцены», «артист театра».
Особо ценны в нашей работе такие профпробы, в которых принимают участие родители обучающихся, которые непосредственно связаны с той или иной профессией. Нашими родителями проведены мастер-классы по профессиям «парикмахер», «мастер по маникюру», «кондитер» (оформитель тортов) и интересные экскурсии-беседы, на которых ребята ближе узнали о профессиях «летчик», «бортпроводник», «работник таможни», «бухгалтер».
В течение двух последних лет нами успешно реализуются краткосрочные курсы для данной категории обучающихся, которые тесно связаны с профессиями «Ландшафтный дизайнер» и «Фотограф». Пожалуй, эта форма проведения занятий оказалась для наших детей самой доступной. В таком формате занятий дети подробнее познакомились с профессиями и приобрели практические навыки, поскольку эта форма по продолжительности проведения и по наполнению материалом оказалась наиболее ближе к профессиональным пробам в чистом виде.
Но, при всей проводимой работе мы сталкиваемся с проблемами, которые несколько затрудняют работу в данном направлении:
1. Это и привычка жить по указке других, и трудности в овладении подаваемого им материала, проявления нарушения дисциплины (брожением, не усидчивостью, различными формами делинкветного поведения). импульсивность поведения, ситуативность поведения.
2. У учащихся слабая (или нет совсем) ориентированность на будущее, обедненность эмоциональных проявлений, упрощенное содержание образа самого себя, сниженное отношением к себе, пристрастность в отношении к взрослым, сверстникам, предметному миру, Сниженная активность ребенка с ТУО, более узкий круг интересов
3. Боязнь общества этих детей, неумение и нежелание окружающих с ними взаимодействовать (несмотря ну ту толерантность, о которой сейчас много говорят).
4. Материальные трудности. Мастер-классы, в основном, платные.
Практика показывает, что работа, проводимая в данном направлении, очень значима и даже детьми данной категории профессиональные пробы проводить обязательно нужно. Какие бы формы их проведения не выбрало образовательное учреждение, самое главное системность.
И тогда наши обучающиеся смогут:
- частично участвовать в профессиональной деятельности по определенному виду труда с помощью взрослого (более легкую, не требующую планирования/проектирования часть работы выполняет обучающийся с ТМНР; более сложную часть работы – сопровождающий мастер/наставник);
- осуществлять элементарные трудовые операции без фиксации на результате трудовой деятельности (трудовая занятость) /быть занятым трудом.