Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Кассирова И.А. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «МОЯ ШКАТУЛКА: СПРАВОЧНИК» (АВТОРЫ О.Н. БЕРШАНСКАЯ, Г.Д. ДЕГТЕРЁВА)

Библиографическое описание:
Кассирова И.А. Характеристика литературного героя с использованием учебного пособия «Моя шкатулка: справочник» (авторы О.Н. Бершанская, Г.Д. Дегтерёва) // Современная начальная школа. 2021. № 16. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/16.pdf.

УДК 372.882

Аннотация: В данной статье представлен опыт работы с авторским учебным пособием «Моя шкатулка: справочник» (авторы О.Н. Бершанская, Г.Д. Дегтерёва) Представлены приемы работы со «Словарём характеристики литературного героя», способствующие повышению качества литературного анализа произведения, развитию эмоциональной сферы учащихся, их творческих способностей, расширению лексического запаса школьников, развитию связной речи и формированию начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Ключевые слова: развитие речи; справочник; словарь; анализ произведения; характеристика литературного героя.

Учебное пособие "Моя шкатулка: справочник" (авторы О.Н. Бершанская, Г.Д. Дегтерёва, 2014) представляет собой сборник словарей и справочных материалов, позволяющих эффективно обогащать речь младших школьников, углублять и уточнять литературоведческие представления, расширять кругозор учащихся. Высокая востребованность материалов справочника определяется тем, что ФГОС НОО предусматривает формирование информационной грамотности младших школьников. [2, с.5]

В примерной основной образовательной программе НОО в списке метапредметных результатов указано, что каждый выпускник начальной школы научится "осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников", "ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках"; выпускник получит возможность научиться "работать с несколькими источниками информации", "сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников" [3, с. 17, 22]

Актуальность справочника обусловлена ограниченностью словарного запаса современного школьника. С помощью страниц пособия, которое богато лексическим материалом, любой ребёнок подберёт нужные слова для описания времён года, человека, домашнего питомца, для характеристики литературного героя и оценки его поступков, для обозначения эмоций и чувств, испытанных героем в разных ситуациях, для описания настроения персонажа или собственного состояния, настроения стихотворения и др.

Справочник включает 20 словарей. Они включают слова разных частей речи, необходимые для целеполагания, обозначения эмоций и чувств, настроений человека, составления характеристики литературного героя, описания объектов живой и неживой природы в разные времена года и др. Справочник также содержит сведения о средствах художественной выразительности, признаках литературных жанров. Универсальность пособия делает его применимым при работе по любому УМК и на любом уроке. Особенно справочник полезен при работе над сочинениями (как устными, так и письменными).

"Словарь характеристики литературного героя» составлен на основе требований примерной программы по литературному чтению и планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы. В примерной программе по литературному чтению в разделе «Работа с текстом художественного произведения» обозначено: «Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту», «Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь» [3, C. 44].

Слова в «Словаре характеристики литературного героя» сгруппированы по темам: отношение к другим, к себе, к вещам, к труду, волевые, нравственные и эмоциональные качества. Кроме того, слова распределены на группы «синонимы-антонимы».

Рассмотрим задания с использованием "Словаря характеристики литературного героя".

На уроке литературного чтения во 2 классе по теме: Э.Успенский "Чебурашка", дети могут воспользоваться словарём для определения ключевых слов его характеристики.

Фрагмент анализа произведения:

У: Прочитайте слова левого и правого столбика в словаре характеристики литературного героя. Какие качества приведены: положительные или отрицательные?

Д: В левом - положительные, в правом - отрицательные.

У: В каком столбике будем искать слова для характеристики Чебурашки?

Д: В левом.

У: Будем читать главные слова, написанные жирным шрифтом. Выберите подходящие слова.

Д: Добрый, скромный, хороший, терпеливый. [1, с.69]

Для подбора синонимов к ключевым словам для характеристики героя, при знакомстве с рассказом Н. А. Артюховой "Трусиха", можно предложить детям такое задание.

У: Почему Валю не брали в игру? Прочитайте.

Д: Она всего боялась. "Валю в войну играть не принимали - ведь она была трусиха".

У: Какой была Валя в начале рассказа? Ответить на этот вопрос нам поможет "Шкатулка". Прочитаем группу СМЕЛЫЙ - ТРУСЛИВЫЙ. Какие слова нам помогут?

Д: Боязливая, пугливая, робкая, нерешительная.

У: Составьте предложение, используя эти слова.

Д: В начале рассказа Валя была пугливая, нерешительная, робкая.

Для подбора слов для характеристики другого (литературного героя) на уроке знакомства с произведением И.А. Крылова "Стрекоза и муравей" ребятам предлагается с помощью плана, используя словарь, составить характеристики муравья и стрекозы.

У: Прочитайте план.

Д: План.

· Черты характера, отражающие отношение к труду, к делу.

· Черты характера, отражающие волевые качества.

· Черты характера, отражающие отношение к себе. [1, с. 73]

Муравей

Стрекоза

Отношение к труду, к делу

трудолюбивый

труженик

работящий

усердный

деятельный

старательный

ленивая

лентяйка

бездельница

нерадивая

Волевые качества

настойчивый

самостоятельный

упорный

целеустремленный

спокойный

беспомощная

слабохарактерная

капризная

избалованная

изнеженная

Отношение к себе

самоотверженный

скромный

себялюбивая

эгоистичная



При подборе слов для характеристики автора произведения, обсуждаем с детьми, кто каким увидел писателя.

Фрагмент анализа произведения С. Есенина "Бабушкины сказки".

У: О ком вспоминает поэт в этом стихотворении?

Д: О бабушке.

У: С каким чувством он вспоминает свои детские годы? Каким мы увидели Есенина в этом произведении? Ответим на этот вопрос с помощью словаря. К какой рубрике можно обратиться? Качества какой группы будем называть?

Д: Отношение к другим.

Д: Мы видим Есенина добрым, чутким, отзывчивым, сердечным.

Во время анализа литературного произведения ребята знакомятся с графическими моделями эмоций и чувств, с помощью которых на шаблонах показывают как меняются настроение, эмоции и чувства на протяжении всего произведения.

Выполняя данные задания, ученики тренируются в построении логически оформленных высказываний. Анализируя и оценивая поступки и действия героев, они пополняют запас жизненных впечатлений, переживаний, стремятся прийти на помощь другу, тому, кто слабее.

Таким образом, использование заданий, направленных на развитие речи младших школьников и пополнение словарного запаса, обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие учащихся, формирует умение самостоятельно добывать информацию, повышает интерес к самостоятельной читательской деятельности.

Работа со «Словарём характеристики литературного героя» на уроках чтения в начальной школе способствует формированию у учащихся умения исследовать литературный текст, формулировать и высказывать собственные суждения. Всё это ведет к пониманию смысла текста учащимися, адекватному оцениванию поступков действующих лиц, а, следовательно, наиболее осознанному чтению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Сборники научных трудов, учебные пособия

1. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Моя шкатулка: справочник. Методические рекомендации для учителя.- Киров: ООО «Кировская областная типография», 2015.- 128 с.

2. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Моя шкатулка: справочник.- Киров: ООО «Кировская областная типография», 2014.- 144 с.: илл

Интернет-документы

Примерная основная образовательная программа начального общего образования. URL: https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-2/