Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ЗНАЧИМОСТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ИГР В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ковалева Татьяна Викторовна,
инструктор физического воспитания (плавание),
ГБДОУ детский сад №87,
г. Санкт – Петербург
Значимость оздоровительных игр в дошкольном образовании
Игра представляет неотъемлемую, важнейшую часть жизни человека, которая реализуется как в виде отдельной деятельности, так и в виде составляющих различных сфер жизни: трудовой, учебной, творческой, семейной. При этом игра — основной вид деятельности детей младших возрастов. Рубинштейн С. Л., российский психолог и философ, отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. А, по мнению Эльконина Д. Б., доктора психологических наук, профессора и выдающегося специалиста в области детской психологии, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».
Игры требуют использования, как спортивных умений и навыков, так и логических - умения думать. Существует мнение, что детские игры полезны, как для физического, так и умственного развития детей.
Значение игры в жизни каждого ребенка не ограничивается только лишь ее развлекательными возможностями. Феномен игры состоит в том, что она является эффективным способом отдыха, способным перерасти в терапию, творчество, обучение, модель жизненных ситуаций.
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме того, это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр.
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка. Их внедрение в занятия с дошкольниками – это эффективная терапия для решения многих задач, как оздоровительных, психологических, развивающих, развлекающих.
Играя, ребенок не только развивается и учится нахождению решений, логическому мышлению, применяет все свои знания в той или иной ситуации, но еще и лечится. Через игры восстанавливается как физическое, так и психологическое здоровье. Вовлеченный в процесс игры ребенок, забывает про свои зажимы, ограничения. Поэтому игра должна быть не только исцеляющей и направленной на исправление того или иного нарушения, но и интересной и соответствовать возрасту игроков.
При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональную деятельность организма.
По этой причине большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах. Под воздействием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ.
При занятиях играми необходимо следить за тем, чтобы физические нагрузки были оптимальными. При систематических занятиях играми можно допускать интенсивные нагрузки, чтобы организм постепенно приспосабливался к ним. Это имеет огромное значение в жизни и труде. Однако недопустимо доводить участников игры до переутомления.
Особенно ценно в оздоровительном отношении круглогодичное проведение подвижных игр на свежем воздухе: занимающиеся становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в организм.
Подвижные игры применяются и в специальных лечебных целях при восстановлении здоровья больных детей, поскольку функциональный и эмоциональный подъем, возникающий у детей в процессе игры, оказывает на них оздоравливающее воздействие.
Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статическим), благотворно воздействуют на организм детей и подростков. Именно поэтому в играх не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания.
Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших — все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.
Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Но высокая квалификационная подготовка ведущего обязательна. Кроме того, эти игры проводятся при наличии объективной необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или предупреждения психоэмоционального напряжения, которое может быть вызвано характером предстоящей учебной деятельности.
Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Наблюдения за детьми дадут достаточную информацию о необходимости и характере индивидуальной работы с ними.
Общие рекомендации для проведения игр и критериями усталости организма: следует выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологической нагрузки - продолжительность игры до 10—15 минут, при условии переключения с одной игры на другую с перерывами на отдых, игры следует комбинировать и сочетать; игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим. Взрослый сам должен «включиться» в игру. Следует учесть, что дети могут часто забывать и путать правила необходимо проветрить комнату перед игрой, если игры будут проводиться в помещении.
Игры для профилактики плоскостопия
1.         «Кто быстрее спрячет простынку?». Инвентарь: простынки длиной 50—60 см (по числу детей), стулья (скамейка). Дети садятся на стулья (скамейку). По сигналу педагога дети начинают собирать простынку пальцами ног. Выигрывает тот, кто быстрее подберет ее под стопы.
2.         «Дождь». Вдоль стен зала (группы) на полу разложены обручи диаметром 50 см. Дети строятся в круг, размыкаются на вытянутые в стороны руки. Идут вправо, меняя виды ходьбы по указанию взрослого: на носках, пятках, внешних сторонах стоп, высоко поднимая колени, скрестно, перекатом с пятки на носок и т.д. По сигналу «Дождь!» все останавливаются и дружно произносят: «Дождь пошел, и надо нам разбегаться по домам!» Каждый игрок бежит к обручу и встает на его обод, передвигается по нему боком (правым и левым) приставными шагами.
3.         «Платочки». Инвентарь: платочки из газовой ткани (по числу детей). Все участники лежат на животе («ка­ракатицы»), пальцами стоп удерживают разноцветные легкие платочки. Под звуки музыки «каракатицы плавают», не теряя платочков. По сигналу педагога «Опасность!» игроки перевора­чиваются на спину, принимая положение седа, и бегом ножками вперед «прячутся в ущелье». Игрок (игроки), потерявший платочек, поднимает его паль­цами стоп, ложится на спину. В это время игроки из «ущелья» замыкают его в круг ножками наружу. Все вместе машут пла­точками, отгоняя нападающего.
4.         «Подъемный кран». Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево и произносят: Я сейчас подъемный кран. Он на стройке великан. Груз тяжелый поднимает. Как построить домик — знает.
5.         «Переправа». Сегменты дорожки раскладывают на полу в линию на расстоянии 30-50 см. Дети по очереди, шагая с сегмента на сегмент, переходят на другую сторону группы.
6.         «На водопой». Дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя виды ходьбы по тексту, и произносят:
«Жарким днем лесной тропой звери шли на водопой (обычная ходьба)
За мамой-слонихой топал слоненок (ходьба широким шагом.)
За мамой-лисицей крался лисенок (ходьба на носках.)
За мамой ежихой катился ежонок (ходьба на пятках.)
За мамой-медведицей шел медвежонок (ходьба на внешних сторонах стоп.) »
Игры для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата
Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребёнка. В задачи игр входят: укрепление опорно - двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания и сердечно - сосудистой системы. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперёд, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.
1.         «Не урони шляпу». Детям кладут на голову «шляпу» - резиновое кольцо или дощечку, колесо от пирамиды. Проверив правильность осанки, взрослый даёт сигнал к ходьбе. Дети ходят обычным шагом, сохраняя хорошую осанку и удерживая «шляпу».
Усложнить игру можно тем, что детям предлагают пройти по линии, намеченной по полу мелом, по гимнастической скамейке или переступать через различные предметы. Выигрывает тот, у кого «шляпа» ни разу не упала.
2.         «Черепахи». Дети ползают на животе, передвигая одновременно правую руку и левую ногу, затем левую руку и правую ногу. «Черепахи» ползают под натянутыми верёвками, стараясь не задеть их. Задевший верёвку считается пойманным в «капкан» и выходит из игры.
3.         «Не выпусти мяч». Дети лежат, вытянувшись на спине, зажав мяч между стопами. Поворачиваются на живот, стараясь не выронить мяч, потом возвращаются в исходное положение.
4.         «Переправа с грузом на голове». Ведущий рассказывает: «Мы идём в лес. В лесу встретится ручей, его надо перейти по мостику или по камушкам, затем придётся пробраться под низкими колючими кустиками. Мы идем по тропинке, по ветке, по кочкам. Главная задача - не уронить груз». Дети выполняют задания с грузом на голове.
5.         «Спрячься у стены». Дети бегают по залу. Водящий стремится их поймать. Спастись от него можно у стены, плотно прижавшись к ней пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Тот, кто принял не правильную позу или не добежал до стены, может быть пойман. Пойманный становится водящим.
6.         «Цапля». Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре «лягушки» и «цапли». Игра «Цапля» тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания.
7.         «Скачки». Детям предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Для разминки детям предлагают идти сначала шагом на месте в течение 15-20 секунд. По сигналу гонга дети изображают скачки в течение 1 минуты.
8.         «Парашютисты». Детям предлагается согнуть руки в локтях и держать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. Прыжок заключается в том, чтобы, не переставая "сжимать стропы", подпрыгивать вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче. При прыжке нужно оттягивать носки ног вниз. При приземлении ноги должны работать как пружины. Приземление завершается мягким и глубоким приседанием. Без остановки движения из положения сидя на корточках совершается следующий прыжок. Дети по сигналу гонга в течение 45 секунд выполняют прыжки.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают обучающихся целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки., а также в подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств.

Библиогафический список
1.         Галанов Александр Сергеевич. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников / А. С. Галанов. - Санкт-Петербург: Речь, 2007
2.         Кириллова, Ю. А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. Младшая и средняя группы / Ю.А. Кириллова. - М.: Детство-Пресс, 2008. - 320 c.
3.         Луговая В.А. Народные подвижные игры, развлечения и забавы: методология, теория и практика. СПб., 2009.
4.         Страховская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994.
5.         Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов, 2002.
Апрель 2021