Высшая школа делового администрирования
Публикации
2019 (№ 1-2)

Иванова А.С. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Библиографическое описание: Иванова А.С. Психолингвистические особенности развития речи ребенка // Современная начальная школа. 2019. № 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/02.pdf.

Проблемой развития детской речи многие ученые интересовались еще с античных времен, когда появление речи у ребенка связывалось с началом ее в филогенезе и считалось вытекающим из внутреннего развития его способностей без влияния языковой среды. Уже к концу XVIII века появляются первоначальные регулярные наблюдения за процессом становления детской речи. Многие ученые, в числе которых Ч.Дарвин, записывали речь своих детей и проводили различные исследования в области детской речи. Работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина и многих других, составляют теоретическую базу отечественной науки по исследованию детской речи. А в последние десятилетия этой проблемой занимаются Е. Ю. Протасова, Т. Б. Филичева, В. К. Харченко, и другие [2].

Каждый учитель в ходе деятельности по развитию речи ребенка, должен учитывать психолингвистические особенности детей 6-7 лет, но и психолингвистические.

В соответствии с изучениями физиологов, функции ЦНС достаточно просто поддаются тренировке непосредственно в промежуток их активного развития. Без тренировки развитие данных функций задерживается и даже может остановиться навсегда [1].

Для речетворчества таким критическим этапом формирования считаются первоначальные три года жизни ребенка. К данному возрасту в основном завершается анатомическое формирование речевых областей мозга, ребенок овладевает основными грамматическими формами родного языка, набирается большой запас слов. В случае, если в первые три года к речи ребенка не было оказано должного внимания, то в будущем следует приложить методические усилия, чтобы компенсировать упущенное [1].

В речи ребенка поочередно формируются и развиваются синтаксический строй предложений, выразительность, интонация; морфологическая оформленность слов; звуковая структура слов. Рассмотрим более подробно психолингвистические особенности речевого развития ребенка 6-7 лет.

Прежде всего отметим, что дети младшего школьного возраста 6-7 лет обладают достаточно большим запасом слов, который варьируется от 3000 до 3500 слов. Это, в большей степени, слова, которые наиболее часто присутствуют в общении ребенка с окружающими [2].

Из-за того, что школьники в своем общении активно пользуются значительно меньшим количеством слов, их речь в некоторых случаях бедна, несмотря на достаточно большой запас слов. Их ежедневный активный словарный запас ограничен. Зачастую ребенок неуместно и неправильно применяет фразы и выражения, вкладывая в них свое значение. Так же иногда лексикон ребенка содержит языковой мусор, в виде просторечных слов и оборотов.

В ходе работы с детьми учитель должен стараться увеличить запас их слов, использовать упражнения по переводу лексики из пассивного словарного запаса в активный. Нужно, чтобы ребята обдуманно, то есть, понимая смысл, усваивали слова из основного словарного фонда родного языка; запоминали идиоматические выражения, доступные для понимания младших школьников, а также умели правильно употреблять их в своей речи. Учитель приучает детей широко использовать свой запас слов, быстро искать и подбирать необходимое слово, которое поможет более четко выразить мысль. Также необходимо научить верному произношению трудных, но часто используемых слов.

Что касается грамматического строя речи детей, то уже к шести годам ребенок познает ключевые закономерности изменения слов и объединения их в предложения. Однако в речи младших школьников встречаются морфологические ошибки: они могут неправильно изменять слова по числам и падежам.

К шести годам ребенок овладевает всеми звуками родного языка и верно применяет их в речи только в условиях правильного речевого воспитания, а также при отсутствии органических недостатков речи. В некоторых случаях у ребенка еще может остаться некоторая нечеткость речи, небрежная артикуляция при произношении звуков, слов, недостаточно четкая дифференциация звуков, то есть дети смешивают их во время произношения и восприятия на слух.

К 6-7 года общение детей обретает личностную форму, которая формулируется на основе индивидуальных мотивов и осуществляется с помощью речевых средств общения.

В младшем школьном возрасте ребята готовы активно принимать участие в разговоре, достаточно полно и четко отвечать на вопросы, дополнять и исправлять ответы других, самостоятельно составлять вопросы и отвечать подходящими высказываниями [3]. Характер разговора ребенка зависит от трудности задач, которые решаются в коллективной деятельности.

Высокие требования предъявляются к качеству рассказа. Рассказ, как монологическая форма выражения мыслей, отвечает определенным требованиям: такие, как связность, целенаправленность и подробность [5]. Необходимо научить детей четкому и последовательному плану действий, который в будущем поможет им не пропустить важные детали рассказа, не отступать от заданной учителем темы и составлять последовательную цепочку развития действий.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что характерной чертой речевого развития детей 6-7 лет считается умение активно принимать участие в разговоре, довольно подробно и четко отвечать на вопросы, дополнять и исправлять ответы других, самостоятельно составлять вопросы и отвечать подходящими высказываниями. Характер разговора ребенка зависит от трудности задач, которые решаются в коллективной деятельности.

Таким образом, для своевременного и правильного речевого развития детей младшего школьного возраста необходимы определенные условия, а ребенок должен быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, иметь нормальный слух и зрение, обладать потребностью в речевом общении, а также иметь полноценное речевое окружение.

Библиографический список

1. Лурия А. Р. Развитие речи и формирование психологических процессов. – В кн.: Психологическая наука в СССР. М., 1960, т. 1.

2. Ляудис В. Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 150 с.

3. Старикова Т. А. Особенности развития речи ребенка 6-7 лет: // URL: http://nsportal.ru (Дата обращения: 10.02.2017).

4. Шахнарович А. М., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи). – М.: Наука, 1990. – 168 с.

5. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, т. 1.

Сведения об авторе

Иванова Анна Сергеевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа № 75", Россия, г. Рязань.