Библиографическое описание:
Чудновец П.И. Памятка (брошюра) для работы над ошибками по русскому языку в начальных классах // Современная начальная школа. 2021. № 21. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/21.pdf.
Пояснительная записка:
Необходимость в Памятке возникла тогда, когда стала обращать внимание, что учащиеся не анализируют ошибки, допущенные при выполнении письменных работ. Из-за большого объема информации многие дети забывают правила правильного письма. Многие пособия содержат для учащихся много лишней информации и правил, которые они будут проходит в среднем звене. В следствии чего
Памятка для работы над ошибками на уроках русского языка 2 класс. Дети учатся делать работу над ошибками. Можно использовать как на уроках, так и при выполнении домашней работы. Брошюру распечатывают и собирают по типу книжки.
Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе и начинаться с самостоятельного нахождения ошибок. Когда заканчивается обучение грамоте, целесообразно познакомить учеников с данной памяткой. В этой памятке даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо выполнять работу над ошибкой. Особенно важно придерживаться указанной последовательности в работе. Это побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала. Полезной формой работы над ошибками является цифровое обозначение орфограмм. Каждое правило в памятке «Работа над ошибками» имеет свой порядковый номер. Но ученику не нужно его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок используется следующим образом. Учитель зачёркивает букву, которая записана неверно. На полях прописывается цифра, обозначающая номер орфограммы в памятке. После диктанта, словарной или проверочной, классной или домашней работы пропускаются две строчки и ставятся учителем печатные буквы «РНО», что означает «работа над ошибками». Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается, что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности выполняемой работы. В дальнейшем, к концу 2 класса, уже не требуется прописывать РНО (это учащиеся прописывают самостоятельно), но выносить на поля номер ошибки для некоторых детей остаётся необходимым. В 3-4 классах ученики уже могут самостоятельно по всем правилам определять, какую работу им нужно выполнять.
1.Правила переноса.
ЗАПОМНИ! При переносе букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
Выпиши слово, указывая все способы его переноса. Если слово нельзя перенести, то напиши его один раз.
Делай так: уче-ник; со-бака, соба-ка; дождь, груп-па, ал-лея
2.Слог.
ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Выпиши слово, разделив его на слоги. Делай так: у-чи-тель
3.Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение, подчеркни букву. Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.
4. Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение. Поставь в конце нужный знак. Делай так: Москва – столица нашей Родины.
7.Гласные после шипящих (жи-ши, чу-щу, ча-ща)
ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща с буквой а, слова с чу-щу с буквой у
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: машина, малыши, карандаши
8.Сочетания чк,чн, чт, щн, рщ, нщ.
ЗАПОМНИ! Слова с этими буквосочетаниями пишутся без мягкого знака.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 1 слово на это правило. Делай так: девочка, ночка
9.Проверяемая безударная гласная в корне слова (а, о, е, и, я)
Чтобы определить правильность написания безударной гласной в корне, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы ударение падало на безударную гласную.
ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. Выдели безударную гласную в корне и подбери однокоренное проверочное слово.
Делай так: волна- волны
10. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (словарные слова)
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели безударную гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово 3 раза.
Делай так: ребята, ребята, ребята
11. Парные по глухости-звонкости (в корне слова)
Выпиши слово правильно. Выдели сомнительную согласную. Подбери проверочное слово. Делай так: мороз – морозы, глазки – глаза, дуб – дубок
ЗАПОМНИ! Согласные на конце слов и в середине перед согласной пишутся так же, как и в этих же словах перед гласной.
12.Большая буква в именах собственных (имена, отчества, фамилии людей; клички животных; названия стран, городов, деревень, улиц, рек, озер, морей, океанов, материков)
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
Делай так: Москва, Илья, Тузик, Евразия, р.Дон
13.Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
Делай так: вьюга, деревья, воробьи
ЗАПОМНИ! Разделительный ь пишутся в корне слова перед гласными е, ё, ю, я, и
14. Разделительный твердый знак.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
Делай так: объявление, объезд, подъезд
ЗАПОМНИ! Разделительный ъ пишется после приставок, перед гласными е, ё, ю, я, и.
15.Разбор слова, как часть речи. Морфологический разбор слова.
Выполнить разбор слова полностью, используя памятку, без ошибок, правильно.
16. Правописание приставок и предлогов.
Приставка пишется слитно. Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.
Предлог пишется раздельно с другими словами. Между предлогом и следующими словом можно вставить вопрос или другое слово.
Предлоги НИКОГДА не употребляются с глаголаги.
Выпиши слово. Если ошибка допущена в приставке, то выделяем приставку. Если слово является глаголом, то указываем. Если ошибка допущена в предлоге, то между предолгом и словом вставляем вопрос или слово. Делай так: Спряталось (глаг.), наследили (глаг.); с (чего?) неба, с (голубого) неба; по (какой?) лесной, по (тропинке) лесной
17. Не выполнено полностью или частично упражнение, задание.
Выполнить заново полностью упражнение со всеми заданиями.
18.Состав слова. Морфемный разбор
Выполнить разбор слова полностью, используя памятку, без ошибок, правильно.
19.Правописание непроизносимых согласных.
Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова. Делай так: звёздный (звезда, звездочка), честный (честь)
20. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово правильно и выдели в нем приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.
Делай так: заехал, уехал, приехал
ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.
21.Правописание суффиксов ИК/ЕК
В суффиксе –ик при изменении формы слова гласная буква СОХРАНЯЕТСЯ. В суффиксе –ек при изменении формы слова гласная буква исчезает.
Выпиши слово правильно и выдели в нем суффикс. Делай так: билетик – билетики, билетика; горошек – горошка, горошки
22.Правописание суффикса –ОК
После шипящих (щ, ч, ж, ш) под ударением в суффиксе –ок пишется буква о
Выпиши слово правильно и выдели в нем суффикс. Запиши еще 2 слова с таким суффиксом. Делай так: пирожок, крючок, пушок
23. МЯГКИЙ ЗНАК:
23 (1).Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
У существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь.
У существительных мужского рода после шипящих на конце нет мягкого знака
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: ночь, речь, печь (ж.р.); луч, шалаш, товарищ (м.р.)
23 (2).Мягкий знак на конце слова.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: окунь, рысь, уголь
23 (3).Мягкий знак в середине слова.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: мальчик, коньки, угольки
23 (4). Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица, ед.ч., наст.вр.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола на это правило.
Делай так: пишешь, хвалишь, сидишь
ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед.ч., наст.вр. пишется Ь
24.Правописание предлога со словом.
Выпиши предлог и слово и между ними придумай и вставь еще слово.
Делай так: к (крутому) берегу, по (широкой) дороге
ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить еще слово.
25.Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является каждое слово. Делай так:
пред. сущ. гл. прил. сущ.
По овражкам заиграли весенние ручейки.
26. Правописание безударных падежных окончаний имён сущ. (гласные е-и)
Выпиши существительное с предлогом. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание.
Делай так: на опушке – опушка, сущ., 1 скл., П.п.
ЗАПОМНИ! Для определения окончания нужно знать склонение и падеж.
27. Пропуск, замена, повтор, перестановка букв, слогов.
Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни гласные.
Делай так: прилетели – при-ле-те-ли
29.Родовые окончания сущ., прил. и глаг. прошедшего времени.
Выпиши слово. Укажи его род, обозначь орфограмму.
Делай так: небо (ср.р.), синяя (ж.р., какая?), синее (ср.р., какое?), играла (ж.р., что делала?), играло (ср.р., что делало?)
30. Разбор предложения.
1) Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения: подлежащее (кто? что) и сказуемое (что делала? что делал?). Подчеркни второстепенные члены предложения: определение (какой? какая? какие? какое? чей?), дополнение (кого? чего? кому? чему? что? о чем? чем? о ком? о чем?), обстоятельство (где? как? откуда? куда? когда? сколько?)
2) Какое это предложение по цели высказывания, по интонации? Простое или сложное? Если простое, то распространённое или нераспространённое? Если сложное, то как соединены между собой грамматические основы?
3) Сделай схему предложения.
4) Выпиши словосочетания с вопросами.
31.Правописание безударных окончаний имен прилагательных (гласные е-и).
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание.
Делай так: к лесу (какому?) дальнему
ЗАПОМНИ! Для определения окончания прил. надо знать его род и падеж. Это определи по сущ. Кроме того, окончание прил. можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прил
32.Правописание безударных личных окончаний глаг. (гласные е-и).
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопр.ф. Посмотри на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед.ч. и мн.ч.
Делай так: пишет – писать, гл., 1 спр. (е, ут, ют)
ЗАПОМНИ! Гласные е-и в окончании глагола следует устанавливать по неопр.ф.
33.Правописание наречий.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Подчеркни гласную в конце слова. Делай так: справа, справа, справа
ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы а, о.
34.Фонетический разбор (звуко-буквенный разбор)
Выполнить разбор слова полностью, используя памятку, правильно.
35.Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
Делай так: самолёт, пешеход, водовоз.
ЗАПОМНИ! Это слова у которых два корня. Эти корни соединяются только двумя буквами О и Е. Соединительная О пишется если первый корень заканчивается на твердый согл.звук. Соединительная Е пишется если первый корень заканчивается на мягкий согл.зкук.
36.Неизученная орфограмма.
Выпиши слово. Подчеркни место, где была допущена ошибка.
37. Безударная гласная в приставках.
Выпиши слово правильно и выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой. Делай так: полетели, побежали, подержали
ЗАПОМНИ! В приставках встречается безударная гласная. В таких как -ПА - ПО, ПРО-ПРА.
Приставку ПА мы пишем крайне редко. И она всегда под ударением (например ПАДЧЕРИЦА).
Приставку ПО мы пишем, когда она стоит без ударения. (например ПОГОВОРИТЬ, ПОДЕРЖАТЬ)
Приставку ПРА пишем, когда слово связано с родственниками (например ПРАДЕД)
Приставку ПРО пишут во всех остальных случаях (например ПРОБЕЛ)
Написание остальных приставок нужно запомнить:
Буква О пишется в следующих приставках ДО, О, ОБ, ОБО, ОТ, ОТО, ПО, ПОД, ПОДО, ПРО, СО.
Буква А пишется в следующих приставках ЗА, НА, НАД, ПРА.
38. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ:
38 (1) На стыке приставки и корня.
Выпиши слово правильно и выдели в нем корень и приставку.
Делай так: беззубый, поддержать, оттащить
ЗАПОМНИИ! Удвоенные согл. пишутся в тех случаях, где приставка оканчивается, а корень начинается одним и тем же согл.звуком. Чтобы это определить перед написанием слова задумайтесь от какого слово произошло оно, определите корень и приставку. Чтобы это сделать нужно запомнить все приставки.
Например: РАССКАЗ - корень СКАЗ (от слова сказывать), приставка РАС. ОТТЕНОК – приставка ОТ, корень ТЕН (от слова тень)
38 (2) Удвоенные согласные на стыке суффикса и корня.
Выпиши слово правильно и выдели в нем корень и суффикс.
Делай так: малинник, осинник, матросский
ЗАПОМНИИ! Удвоенные согл. пишутся в тех случаях, где корень оканчивается согл., а суффикс начинается одним и тем же согл.звуком. Чтобы это определить перед написанием слова задумайтесь от какого слово произошло оно, определите корень и суффикс. Чтобы это сделать нужно запомнить все суффикс.
Например: МАЛИННИК – корень МАЛИН (от слова малина), суффикс - НИК
38 (3) Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
Делай так: группа, рассказ, аллея
ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.
39. Волнистая линия, сделанная красной пастой. Каллиграфия
Свидетельствует о неаккуратности письма (разная высота и ширина букв), неправильном соединении букв. Выпиши то, что учитель отметил волнистой линией, каллиграфически правильно.
40.Мягкий знак в глаголах неопределенной формы.
Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.
Делай так: (что делать?) улыбаться
ЗАПОМНИ! Глаголы неопр.ф. отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком
41.Запятая в сложном предложении. Запятая перед союзами а, но, и.
Списать предложение верно. Поставить пропущенные запятые. Сделать схему к предложению.
ЗАПОМНИ! Сложное предложение состоит из нескольких грамматических основ (простых предложений). Они соединяются в сложном предложении запятой. Перед союзами а, но, и в сложном предложении всегда стоит запятая.
42.Правила списывания стихотворений.
ВСПОМНИ!Каждая строчка начинается с заглавной (большой) буквы.
Делай так. Спиши стихотворение используя правила списывания.
43.Пропуск слова в предложении.
Спиши предложение верно. Подчеркни пропущенное слово
44.Пропуск предложения в тексте.
Спиши текст верно.
45. Пропуск слога/буквы в слове
Спиши слово верно. Подчеркни пропущенный слог/букву
46. Неправильно (криво, неаккуратно) выделена часть слова: корень, окончание, основа, приставка или суффикс
Спиши слово. Выдели аккуратно и четко часть слова, при этом используй хорошо подточенный простой карандаш.
47. Предложения с обращением.
Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того (лицо или предмет), к кому обращена речь. Обращение отделяется от других слов запятой. Например:
- Мама, пойдём в зоопарк!
- Чем вы, милые дети, заняты были на каникулах?
- Тепло ли тебе, девица?
Делай так. Выпиши предложение, в котором не выделено обращение запятой или запятыми. Подчеркни одной чертой обращение.
48.Предложение с прямой речью.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью ставятся в зависимости от того, где именно находятся слова автора. Когда авторские слова в начале предложения, после них ставится двоеточие, а высказывание оформляется с двух сторон кавычками. Например: Учительница напомнила классу: «Завтра в школе субботник»".
В конце предложения с прямой речью (примеры ниже) ставится знак, в зависимости от интонации. Например: 1) Маша удивилась: «Ты откуда здесь взялся?» 2) Испугавшись темноты, малыш закричал: «Мама, я боюсь!»
Когда прямая речь идет до слов автора, то она берется в кавычки со знаком препинания, соответствующим интонации, после чего обязательно ставится тире. Лучшим примером являются предложения с прямой речью из литературы русской классики: «Я в театр не пойду», – неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот (Булгаков). «Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин). Прямая речь может прерываться словами автора, и в этом случае в конце ее первой части ставится знак, в зависимости от повествования, за ним тире и слова автора, которые могут заканчиваться точкой (законченное предложение) или запятой. После авторских слов также обязательно ставится тире. Если «разорванные» предложения с прямой речью берутся в кавычки, то их ставят в начале и в самом конце фразы: «Я никуда с тобой не поеду! – крикнула Маша. – Не приходи сюда больше».
Делай так. Спиши предложение правильно.
Список литературы и интернет-ресурсов:
1) https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/2_klass/pamjatka_vypolnenie_raboty_nad_oshibkami/381-1-0-46741 (пояснительная записка)
2) УМК «Школа России», учебники «Русский язык.1-4 класс», авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. (правила русского языка)
Чудновец П.И. Памятка (брошюра) для работы над ошибками по русскому языку в начальных классах // Современная начальная школа. 2021. № 21. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/21.pdf.
Пояснительная записка:
Необходимость в Памятке возникла тогда, когда стала обращать внимание, что учащиеся не анализируют ошибки, допущенные при выполнении письменных работ. Из-за большого объема информации многие дети забывают правила правильного письма. Многие пособия содержат для учащихся много лишней информации и правил, которые они будут проходит в среднем звене. В следствии чего
Памятка для работы над ошибками на уроках русского языка 2 класс. Дети учатся делать работу над ошибками. Можно использовать как на уроках, так и при выполнении домашней работы. Брошюру распечатывают и собирают по типу книжки.
Работа над ошибками должна проводиться в определённой системе и начинаться с самостоятельного нахождения ошибок. Когда заканчивается обучение грамоте, целесообразно познакомить учеников с данной памяткой. В этой памятке даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо выполнять работу над ошибкой. Особенно важно придерживаться указанной последовательности в работе. Это побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала. Полезной формой работы над ошибками является цифровое обозначение орфограмм. Каждое правило в памятке «Работа над ошибками» имеет свой порядковый номер. Но ученику не нужно его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок используется следующим образом. Учитель зачёркивает букву, которая записана неверно. На полях прописывается цифра, обозначающая номер орфограммы в памятке. После диктанта, словарной или проверочной, классной или домашней работы пропускаются две строчки и ставятся учителем печатные буквы «РНО», что означает «работа над ошибками». Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается, что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности выполняемой работы. В дальнейшем, к концу 2 класса, уже не требуется прописывать РНО (это учащиеся прописывают самостоятельно), но выносить на поля номер ошибки для некоторых детей остаётся необходимым. В 3-4 классах ученики уже могут самостоятельно по всем правилам определять, какую работу им нужно выполнять.
1.Правила переноса.
ЗАПОМНИ! При переносе букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
Выпиши слово, указывая все способы его переноса. Если слово нельзя перенести, то напиши его один раз.
Делай так: уче-ник; со-бака, соба-ка; дождь, груп-па, ал-лея
2.Слог.
ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Выпиши слово, разделив его на слоги. Делай так: у-чи-тель
3.Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение, подчеркни букву. Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.
4. Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение. Поставь в конце нужный знак. Делай так: Москва – столица нашей Родины.
7.Гласные после шипящих (жи-ши, чу-щу, ча-ща)
ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща с буквой а, слова с чу-щу с буквой у
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: машина, малыши, карандаши
8.Сочетания чк,чн, чт, щн, рщ, нщ.
ЗАПОМНИ! Слова с этими буквосочетаниями пишутся без мягкого знака.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 1 слово на это правило. Делай так: девочка, ночка
9.Проверяемая безударная гласная в корне слова (а, о, е, и, я)
Чтобы определить правильность написания безударной гласной в корне, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы ударение падало на безударную гласную.
ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. Выдели безударную гласную в корне и подбери однокоренное проверочное слово.
Делай так: волна- волны
10. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (словарные слова)
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели безударную гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово 3 раза.
Делай так: ребята, ребята, ребята
11. Парные по глухости-звонкости (в корне слова)
Выпиши слово правильно. Выдели сомнительную согласную. Подбери проверочное слово. Делай так: мороз – морозы, глазки – глаза, дуб – дубок
ЗАПОМНИ! Согласные на конце слов и в середине перед согласной пишутся так же, как и в этих же словах перед гласной.
12.Большая буква в именах собственных (имена, отчества, фамилии людей; клички животных; названия стран, городов, деревень, улиц, рек, озер, морей, океанов, материков)
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
Делай так: Москва, Илья, Тузик, Евразия, р.Дон
13.Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
Делай так: вьюга, деревья, воробьи
ЗАПОМНИ! Разделительный ь пишутся в корне слова перед гласными е, ё, ю, я, и
14. Разделительный твердый знак.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
Делай так: объявление, объезд, подъезд
ЗАПОМНИ! Разделительный ъ пишется после приставок, перед гласными е, ё, ю, я, и.
15.Разбор слова, как часть речи. Морфологический разбор слова.
Выполнить разбор слова полностью, используя памятку, без ошибок, правильно.
16. Правописание приставок и предлогов.
Приставка пишется слитно. Между приставкой и корнем нельзя вставить слово.
Предлог пишется раздельно с другими словами. Между предлогом и следующими словом можно вставить вопрос или другое слово.
Предлоги НИКОГДА не употребляются с глаголаги.
Выпиши слово. Если ошибка допущена в приставке, то выделяем приставку. Если слово является глаголом, то указываем. Если ошибка допущена в предлоге, то между предолгом и словом вставляем вопрос или слово. Делай так: Спряталось (глаг.), наследили (глаг.); с (чего?) неба, с (голубого) неба; по (какой?) лесной, по (тропинке) лесной
17. Не выполнено полностью или частично упражнение, задание.
Выполнить заново полностью упражнение со всеми заданиями.
18.Состав слова. Морфемный разбор
Выполнить разбор слова полностью, используя памятку, без ошибок, правильно.
19.Правописание непроизносимых согласных.
Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова. Делай так: звёздный (звезда, звездочка), честный (честь)
20. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово правильно и выдели в нем приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.
Делай так: заехал, уехал, приехал
ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.
21.Правописание суффиксов ИК/ЕК
В суффиксе –ик при изменении формы слова гласная буква СОХРАНЯЕТСЯ. В суффиксе –ек при изменении формы слова гласная буква исчезает.
Выпиши слово правильно и выдели в нем суффикс. Делай так: билетик – билетики, билетика; горошек – горошка, горошки
22.Правописание суффикса –ОК
После шипящих (щ, ч, ж, ш) под ударением в суффиксе –ок пишется буква о
Выпиши слово правильно и выдели в нем суффикс. Запиши еще 2 слова с таким суффиксом. Делай так: пирожок, крючок, пушок
23. МЯГКИЙ ЗНАК:
23 (1).Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
У существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь.
У существительных мужского рода после шипящих на конце нет мягкого знака
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: ночь, речь, печь (ж.р.); луч, шалаш, товарищ (м.р.)
23 (2).Мягкий знак на конце слова.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: окунь, рысь, уголь
23 (3).Мягкий знак в середине слова.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на это правило. Делай так: мальчик, коньки, угольки
23 (4). Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица, ед.ч., наст.вр.
Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола на это правило.
Делай так: пишешь, хвалишь, сидишь
ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед.ч., наст.вр. пишется Ь
24.Правописание предлога со словом.
Выпиши предлог и слово и между ними придумай и вставь еще слово.
Делай так: к (крутому) берегу, по (широкой) дороге
ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить еще слово.
25.Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является каждое слово. Делай так:
пред. сущ. гл. прил. сущ.
По овражкам заиграли весенние ручейки.
26. Правописание безударных падежных окончаний имён сущ. (гласные е-и)
Выпиши существительное с предлогом. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание.
Делай так: на опушке – опушка, сущ., 1 скл., П.п.
ЗАПОМНИ! Для определения окончания нужно знать склонение и падеж.
27. Пропуск, замена, повтор, перестановка букв, слогов.
Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни гласные.
Делай так: прилетели – при-ле-те-ли
29.Родовые окончания сущ., прил. и глаг. прошедшего времени.
Выпиши слово. Укажи его род, обозначь орфограмму.
Делай так: небо (ср.р.), синяя (ж.р., какая?), синее (ср.р., какое?), играла (ж.р., что делала?), играло (ср.р., что делало?)
30. Разбор предложения.
1) Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения: подлежащее (кто? что) и сказуемое (что делала? что делал?). Подчеркни второстепенные члены предложения: определение (какой? какая? какие? какое? чей?), дополнение (кого? чего? кому? чему? что? о чем? чем? о ком? о чем?), обстоятельство (где? как? откуда? куда? когда? сколько?)
2) Какое это предложение по цели высказывания, по интонации? Простое или сложное? Если простое, то распространённое или нераспространённое? Если сложное, то как соединены между собой грамматические основы?
3) Сделай схему предложения.
4) Выпиши словосочетания с вопросами.
31.Правописание безударных окончаний имен прилагательных (гласные е-и).
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание.
Делай так: к лесу (какому?) дальнему
ЗАПОМНИ! Для определения окончания прил. надо знать его род и падеж. Это определи по сущ. Кроме того, окончание прил. можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прил
32.Правописание безударных личных окончаний глаг. (гласные е-и).
Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопр.ф. Посмотри на гласную перед ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед.ч. и мн.ч.
Делай так: пишет – писать, гл., 1 спр. (е, ут, ют)
ЗАПОМНИ! Гласные е-и в окончании глагола следует устанавливать по неопр.ф.
33.Правописание наречий.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Подчеркни гласную в конце слова. Делай так: справа, справа, справа
ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы а, о.
34.Фонетический разбор (звуко-буквенный разбор)
Выполнить разбор слова полностью, используя памятку, правильно.
35.Соединительные гласные в сложных словах.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
Делай так: самолёт, пешеход, водовоз.
ЗАПОМНИ! Это слова у которых два корня. Эти корни соединяются только двумя буквами О и Е. Соединительная О пишется если первый корень заканчивается на твердый согл.звук. Соединительная Е пишется если первый корень заканчивается на мягкий согл.зкук.
36.Неизученная орфограмма.
Выпиши слово. Подчеркни место, где была допущена ошибка.
37. Безударная гласная в приставках.
Выпиши слово правильно и выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой. Делай так: полетели, побежали, подержали
ЗАПОМНИ! В приставках встречается безударная гласная. В таких как -ПА - ПО, ПРО-ПРА.
Приставку ПА мы пишем крайне редко. И она всегда под ударением (например ПАДЧЕРИЦА).
Приставку ПО мы пишем, когда она стоит без ударения. (например ПОГОВОРИТЬ, ПОДЕРЖАТЬ)
Приставку ПРА пишем, когда слово связано с родственниками (например ПРАДЕД)
Приставку ПРО пишут во всех остальных случаях (например ПРОБЕЛ)
Написание остальных приставок нужно запомнить:
Буква О пишется в следующих приставках ДО, О, ОБ, ОБО, ОТ, ОТО, ПО, ПОД, ПОДО, ПРО, СО.
Буква А пишется в следующих приставках ЗА, НА, НАД, ПРА.
38. УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ:
38 (1) На стыке приставки и корня.
Выпиши слово правильно и выдели в нем корень и приставку.
Делай так: беззубый, поддержать, оттащить
ЗАПОМНИИ! Удвоенные согл. пишутся в тех случаях, где приставка оканчивается, а корень начинается одним и тем же согл.звуком. Чтобы это определить перед написанием слова задумайтесь от какого слово произошло оно, определите корень и приставку. Чтобы это сделать нужно запомнить все приставки.
Например: РАССКАЗ - корень СКАЗ (от слова сказывать), приставка РАС. ОТТЕНОК – приставка ОТ, корень ТЕН (от слова тень)
38 (2) Удвоенные согласные на стыке суффикса и корня.
Выпиши слово правильно и выдели в нем корень и суффикс.
Делай так: малинник, осинник, матросский
ЗАПОМНИИ! Удвоенные согл. пишутся в тех случаях, где корень оканчивается согл., а суффикс начинается одним и тем же согл.звуком. Чтобы это определить перед написанием слова задумайтесь от какого слово произошло оно, определите корень и суффикс. Чтобы это сделать нужно запомнить все суффикс.
Например: МАЛИННИК – корень МАЛИН (от слова малина), суффикс - НИК
38 (3) Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
Делай так: группа, рассказ, аллея
ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.
39. Волнистая линия, сделанная красной пастой. Каллиграфия
Свидетельствует о неаккуратности письма (разная высота и ширина букв), неправильном соединении букв. Выпиши то, что учитель отметил волнистой линией, каллиграфически правильно.
40.Мягкий знак в глаголах неопределенной формы.
Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.
Делай так: (что делать?) улыбаться
ЗАПОМНИ! Глаголы неопр.ф. отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? и пишутся с мягким знаком
41.Запятая в сложном предложении. Запятая перед союзами а, но, и.
Списать предложение верно. Поставить пропущенные запятые. Сделать схему к предложению.
ЗАПОМНИ! Сложное предложение состоит из нескольких грамматических основ (простых предложений). Они соединяются в сложном предложении запятой. Перед союзами а, но, и в сложном предложении всегда стоит запятая.
42.Правила списывания стихотворений.
ВСПОМНИ!Каждая строчка начинается с заглавной (большой) буквы.
Делай так. Спиши стихотворение используя правила списывания.
43.Пропуск слова в предложении.
Спиши предложение верно. Подчеркни пропущенное слово
44.Пропуск предложения в тексте.
Спиши текст верно.
45. Пропуск слога/буквы в слове
Спиши слово верно. Подчеркни пропущенный слог/букву
46. Неправильно (криво, неаккуратно) выделена часть слова: корень, окончание, основа, приставка или суффикс
Спиши слово. Выдели аккуратно и четко часть слова, при этом используй хорошо подточенный простой карандаш.
47. Предложения с обращением.
Обращение – это слово или сочетание слов, называющее того (лицо или предмет), к кому обращена речь. Обращение отделяется от других слов запятой. Например:
- Мама, пойдём в зоопарк!
- Чем вы, милые дети, заняты были на каникулах?
- Тепло ли тебе, девица?
Делай так. Выпиши предложение, в котором не выделено обращение запятой или запятыми. Подчеркни одной чертой обращение.
48.Предложение с прямой речью.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью ставятся в зависимости от того, где именно находятся слова автора. Когда авторские слова в начале предложения, после них ставится двоеточие, а высказывание оформляется с двух сторон кавычками. Например: Учительница напомнила классу: «Завтра в школе субботник»".
В конце предложения с прямой речью (примеры ниже) ставится знак, в зависимости от интонации. Например: 1) Маша удивилась: «Ты откуда здесь взялся?» 2) Испугавшись темноты, малыш закричал: «Мама, я боюсь!»
Когда прямая речь идет до слов автора, то она берется в кавычки со знаком препинания, соответствующим интонации, после чего обязательно ставится тире. Лучшим примером являются предложения с прямой речью из литературы русской классики: «Я в театр не пойду», – неприязненно отозвался Шариков и перекрестил рот (Булгаков). «Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин). Прямая речь может прерываться словами автора, и в этом случае в конце ее первой части ставится знак, в зависимости от повествования, за ним тире и слова автора, которые могут заканчиваться точкой (законченное предложение) или запятой. После авторских слов также обязательно ставится тире. Если «разорванные» предложения с прямой речью берутся в кавычки, то их ставят в начале и в самом конце фразы: «Я никуда с тобой не поеду! – крикнула Маша. – Не приходи сюда больше».
Делай так. Спиши предложение правильно.
Список литературы и интернет-ресурсов:
1) https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/2_klass/pamjatka_vypolnenie_raboty_nad_oshibkami/381-1-0-46741 (пояснительная записка)
2) УМК «Школа России», учебники «Русский язык.1-4 класс», авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. (правила русского языка)