Высшая школа делового администрирования
Конференции
Декабрь 2022

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Горшенина Наталья Александровна
воспитатель
Филиал № 1 "Садко" МБДОУ детского сада № 130 города Пензы "Росток"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из актуальных задач нашего времени. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становление самосознания. С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребенка о родном городе, стране, особенностях русских традициях; способствовать воспитанию сочувствия и сострадания к чужому горю, доброжелательного отношения к близким людям, товарищам по группе; приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; формировать художественно- речевые навыки, пополнять словарь детей.

Патриотизм – это чувство любви к Родине, ощущение себя неотъемлемой частью Отечества. Эти сложные чувства возникают еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к миру.

Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение передает народную культуру и сохраняет историческое прошлое страны.

Патриотические чувства закладываются в процессе всей жизни человека.

Методы воспитания – это общественно обусловленные пути и способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведения. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.

Методы воспитания направлены на целостное развитие и воспитание личности. Поэтому естественно, что в воспитательном процессе с их помощью педагог, воздействуя на личность, предусматривает развитие и воспитание не отдельных качеств, умений и навыков, а целостное формирование личности.

Первая группа – методы формирования сознания личности (разъяснение, рассказ, беседа, метод примера и др.). Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах поведения, о труде взрослых. С помощью этой группы методов у детей формируется система понятий, взгляды, убеждения. Также они помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.

Главным инструментом здесь является слово.

Рассказ – небольшое по объему связное изложение событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок.

Разъяснение как метод патриотического воспитание часто используется в работе с детьми дошкольного возраста.

Беседа – это метод, связанный с диалогом. Беседу лучше всего проводить по подгруппам, чтобы все дети могли принять участие в диалоге.

Метод примера – метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить готовый образец готовой программы поведения и деятельности.

Вторая группа – методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, методы иллюстрации и демонстрации). Ребенок осваивает окружающую действительность, познает мир в процессе разнообразной деятельности. Деятельность в природной и социальной среде – непременное условие развития и воспитания личности.

Метод приручения, который направлен на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые нормы поведения. Для выполнения необходимых действий с помощью приручения требуется определенное время и неоднократное повторение. Поэтому приучать ребенка правильно себя вести надо с момента прихода его в младшую группу детского сада.

Метод упражнение. При данном методе требуется, чтобы дети прониклись пониманием личностной значимости выполняемого действия. Система упражнений необходима для формирования привычек правильного поведения. Упражнение в своей основе имеет многократное повторение, закрепление, совершенствование нужных способов действий. С помощью метода упражнений ребенок в специально созданных педагогических ситуациях овладеет опытом общественного поведения. Педагогами, когда

Метод создания воспитывающих ситуаций. Воспитывающие ситуации специально создаются педагогами, когда необходимо поставить ребенка перед фактом выбора поступка. Правильно подобранные воспитывающие ситуации могут быть одним из мощных стимулов развития и воспитания.

Третья группа – методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения ребенка (познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и наказание). Среди указанных методов в дошкольном возрасте наиболее употребительны: поощрение и наказание.

Поощрение – стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, Порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поступке.

Наказание – это торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувство вины и раскаяния. Он должен вызывать у ребенка желание не поступать плохо, формировать умение оценивать свое поведение. Главное – он не должен вызывать у ребенка страдания, отрицательных эмоций. К данному методу воспитателям надо относиться очень осторожно, так как современные дети очень импульсивны, они эмоционально реагируют на любое наказание.

Прием – Это частное проявление того или другого метода воспитания. Он «носит» к методу подчиненный характер. В работе с детьми необходимо использовать такие приемы как рисование генеалогического древа, составление семейных альбомов с записью рассказов детей о родственниках, их участии в жизни страны, проведение игр, праздничных гуляний, обрядов и др.

Инновация – это создание и внедрение различного вида новшеств. Целью инноваций в содержании образования является его повышение его качества через инновационные педагогические технологии обучения детей.

В современном обществе происходят динамические изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного образования.

В основу реализации инновационных форм работы лежат следующие принципы:

· Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

· Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна.

· Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.

· Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.

· Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Инновация – это создание и внедрение различного вида новшеств. Целью инноваций в содержании образования является повышение его качества через инновационные педагогические технологии обучения детей. В современном обществе происходят динамические изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предусматривает использование в процессе технологий деятельностного типа. Его главное преимущество в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников действия.

Инновационные формы работы это:

а). Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Весь материал, используемый в квест- играх носит познавательный информационный и обучающий характер и помогает воспитанию нравственно – патриотических чувств.

б). Проектная деятельность

Формирования чувства патриотизма нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника включает в себя такие личностные характеристики: любовь к своему народу, краю и Родине; уважение и принятие ценности семьи и общества; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т.д.

Проект «Край мой Пензенский» ссылка: https://cloud.mail.ru/public/ 2R18/4pT8NZoTe.

Работу вела в четырех направления «Город», «Русская изба», «Русский народный костюм», «Народно – прикладное искусство».

Для работы по теме город, были сделаны альбомы «Архитектура города Пензы», «Достопримечательности города Пензы», «Пензенская губерния», «Пенза – город мой родной». Оформлена тематическая зона «Край, мой Пензенский». Подобраны задания «Экскурсии по городу». Сделаны игры «Заколдованный город», «Сложи герб и флаг города Пензы», «Лабиринт», «Собери кубики», «Найди пару», «Путешествие по городу». Подобраны стихи и песни о городе Пенза.

Проведена НОД «Город - мой любимый».

Разработана и проведена игра – геокешинг «Путешествие по родному городу». Созданы презентации «Пенза – город мой родной», где собраны материалы о красивых местах нашего города, «Люблю сой город родной», где побывали наши дети, с музыкальным сопровождением А.Ибраев и Домисолька «Пенза – город красивых людей», «Загадки про город» Активное участие принимали наши родители, вместе оформили красивый фотоальбом «Осень в городе».

Работая над темой, «Русская изба» в группе оформили уголок русской избы, где подобрали предметы кухонной утвари, предметы быта (керосиновая лампа, горшки, самовар, полотенце - рушник, чугунки, ложки, и т.д.). Также сделали макет «Русская изба». Оформили лепбук «Русская изба». Подобрали презентации «Русская изба», «Русская печь», «Ознакомление дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы». Сделала наглядно – демонстративный материал, который можно использовать для игры «Разложи по порядку» по теме «Как наши предки шили одежду», «Как наши предки сеяли хлеб». Были изготовлены игры «Чтобы сказка стала былью», «Что сначала, что потом», «Подбери пару», «Разноцветные узоры», «Разрезные картинки» и другие. Подобрана художественная литература «Золотое веретено», «Гуси – лебеди», «Хаврошечка» и другие. Оформлен альбом «Народные игры для дошкольников». Игры - драматизации «Заюшкина избушка», «Теремок».

Разработана и проведена НОД «Русская изба и все о ней» Создана презентация «Загадки о предметах русского быта».

Оформлены альбомы «Предметы русского быта и все интересное о них», «Русская изба и ее быт глазами известных художников». Сшили домового как нового друга нашей группы.

Изучая с детьми русский народный костюм. Сделан «Волшебный сундучок» в виде лепбука. Материал выложен на личной странице MAAM.RU – (http://www.maam.ru/users1035522). Где получено много хороших отзывов. Сшили костюмы для кукол в поневом (южнорусском костюме) и сарафанном (северорусском). Также сшили русский народный костюм, в них дети участвовали на празднике Масленица. Провели выставку рисунков совместно с родителями «Русский платок». На основании материалов В.М. Жигулевой, Л.Н. Ивановой оформлен альбом «Народный костюм Пензенской губернии конца 19 начала 20 века». Сделаны игры «Найди и покажи», «Найди пару», «Ателье», «Одень куклу» и другие. Оформлен наглядно – дидактический материал «Национальные костюмы России», «Русский народный костюм», «Национальный костюм ближнего зарубежья» и т. д.

Работая над темой народно – прикладное искусство выбрала два направления, это Абашевская игрушка и Никольский хрусталь. Была подобрана литература о возникновении Абашевской игрушки Пензенской области, о мастерах этого промысла. Оформлена в группе тематическая зона. Сделаны поделки.

Со своим проектом участвовала общероссийском инновационном проекте «Моя Россия», где была награждена дипломом победителя всероссийского конкурса учебных предметов «ВКУПЕ» в направлении познание окружающего мира. За конспект игры – геокешинг «Путешествие с детьми по родному городу» получила диплом победителя 1 степени Всероссийского конкурса «Радуга талантов» в номинации «Патриотическое воспитание». За сценарий праздника на Масленицу получила диплом победителя 1 степени на всероссийском конкурсе в номинации «Лучший сценарий праздника» а также диплом III степени «Воспитатели России». Презентация «Люблю, свой город» в рамках патриотического воспитания заняла первое место на всероссийском конкурсе в номинации «Лучшая презентация».

За этот период в группе был организован мини – музей народно - прикладного искусства, создан макет русской избы, разработаны презентации «Город мой родной!», «Русская изба», «Абашевская игрушка», «Русский народный костюм» и т. д.

Принимала участие в областной выставке оборудования и наглядного материала для дошкольников «Воспитание любви к родному краю» в рамках регионального проекта «Малая Родина», организованной в ГАОУ. ДПО.ИРР.ПО

- Областном конкурсе детских рисунков «Природа родного края».

- Областном конкурсе на лучший сценарий «Растим читателей».

- Выставке – экспозиции «Наши земляки в истории Пензенского края»

(Филиал №1 «Садко» МБДОУ №130)

Конспект «Пенза – город мой родной» опубликован в печатном издании «Наука 21 века» (https://solncesvet.ru), номер свидетельства: СВ1350622.).

Добиться хороших результатов в реализации проекта помогло мне тесное взаимодействие с родителями: были подобраны предметы кухонной утвари и предметов быта для музея «Русская изба».

Проведены конкурсы рисунков «Русский сарафан», «Природа родного края», Досуг «Русские посиделки», совместная экскурсия в музей народного творчества, Мастер – класс «Тряпичная кукла», привлечение родителей к пошиву русских народных костюмов.

Материал по проекту «Край мой Пензенский» участвовал во всероссийском смотре – конкурсе «Образцовый детский сад» 2018- 2019 год: lau-1541065287-nm-7764-6864-3200.

Также можно использовать и другие формы работы:

· День открытых дверей.

· Тематические выставки.

· Изготовление лепбуков

· Экологические акции.

· Создание мини – музеев.

· Просмотр презентаций, мультфильмов и т.д.Современные игровые технологии охватывают широкий спектр развития способностей детей дошкольного возраста, обеспечивая эффективность усвоения материала. Позволяют научить ребенка рассуждать, находить причинно–следственные связи, делать умозаключения.