воспитатель
МКОУ Саныяхтахская СОШ дошкольная группа
Аннотация:
Актуальность внедрения олонхо в современное образовательное пространство заключается в том, что на основе этнопедагогической ценности героического эпоса педагоги, подобрав формы и методы использования якутского устного народного фольклора в системе воспитания детей русскоязычного детского сада, способствуют развитию личностного потенциала современного ребенка, обогащают содержание, технологию образовательного процесса.
Ключевые слова:
Героический эпос олонхо, источник мудрости, образовательное пространство, дошкольный возраст, развитие, воспитание, взаимодействие с социумом.
Олонхо – вершина народного ума в возвышенном виде, образец красноречивых творческих проявлений народа. Трогательны слова великого из людей о педагогическом значении олонхо Геннадия Никандровича Волкова: «Эпос служил одновременно и школой, и педагогической энциклопедией, и педагогическим шедевром».
Воспитывающая функция героического эпоса отображена в борьбе племени айыы за честь и справедливость, в торжестве справедливости, уважении и любви к старшим, в любви к женщинам и детям, в благородстве и героизме богатырей в борьбе за свободу и любовь к родному очагу. Его текст развивает ум, память, внимание, наблюдательность. А также, приобщая детей с дошкольного возраста к якутскому эпосу, мы приобщаем их к традициям своего народа, его песням, танцам, осуохой, тойук, национальным играм и т.д.
Таким образом, олонхо как источник мудрости народного воспитания приобретает особую актуальность, его этнопедагогические ценности вносят существенную лепту в развитие личностного потенциала современного ребенка, обогащают содержание, технологию образовательного процесса.
Педагоги дошкольной группы МКОУ «Саныяхтахская СОШ» разработали учебно-воспитательный план работы по формированию элементарных представлений об олонхо, подобрали формы и методы использования якутского устного народного фольклора в системе воспитания детей русскоязычного детского сада. Работа по ознакомлению с эпосом во всех возрастных группах проводится по плану, в течение всего года в трех направлениях: образовательная деятельность, создание предметно-пространственной среды и работа с социумом.
В блоке «Образовательная деятельность» запланированы и реализуются такие мероприятия, как разработка учебно-тематических планов занятий «Мир олонхо».
С целью знакомства с содержанием эпоса проводятся такие занятия как «Богатырский конь», «Аал – Лук мас», «Якутские узоры», «Утварь страны олонхо», «Жилище богатыря», «Одежда и украшения Куо», «Алаас», «Природа олонхо», «Ознакомление старших дошкольников с устройством трёх миров в якутском народном эпосе «Олонхо», «Богатыри олонхо», «Красавица Туйаарыма Куо», «Моя родина – страна олонхо». Каждую неделю проводится прослушивание аудиозаписей песен олонхосутов. Ежегодно в июне проводится Праздник «Ысыах».
В олонхо приводятся примеры физического воспитания богатырей: бег со сверстниками наперегонки, различные способы борьбы, состязание в меткости. В ДОУ «Березка» для физического развития дошколят проводятся физические упражнения и игры, положенные в основу тренировочного процесса воинов-богатырей героического эпоса. Инструктором физической культуры планируются и проводятся спортивные развлечения «Игры боотуров», «Байанайдаах булчут». Так же, включаются в занятия и режимные моменты якутские национальные игры-состязания «Бой бычков», «Водопой», «Перетягивание палки», «Меткий охотник», «Куобах», «Нарты» и т.д.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития творческих способностей ребенка. Знакомя детей с олонхо, мы обогащаем детей духовно и развиваем творческий талант. Работа по ознакомлению с эпосом тесно связано с театрализацией, музыкальным воспитанием, изобразительной деятельностью.Дети рисуют персонажей и сюжеты из эпоса, участвуют в постановке театрализованного представления «Нюргун Боотур Стремительный», создают мультфильм олонхо в мультстудии мини-кванториума, девочки приобщаются к культурным ценностям народа Саха, развивают творческое начало в Fashion-студии «Туйаарыма-Куо».
Для успешного приобретения детьми культурного наследия предков в детском саду создается тематическая предметно-пространствен-ная развивающая среда на территории сада и в помещении. На прогулочной площадке построен игровой этно-комплекс, в него вошли различные постройки для различных видов детской деятельности, это сцена «Алаас», «Аал-лук маас», цветник «Летняя беседка», «Ураса», «Сэргэ», «Качели», «Олень», ландшафтный дизайн «Стерхи у озера».
В групповой комнате есть игровая зона «Олонхо», которая оснащена набором кукол «Герои эпоса», макетами и предметами якутского быта.
В доступности педагогов и детей библиотечка художественной литературы по «Олонхо», подборка методических разработок, а для наглядного ознакомления детей с эпосом олонхо нами используются иллюстрации В.Карамзина, П. Пестрякова, Т.Степанова.
Готовясь к занятиям, педагоги самостоятельно создают различные методические цифровые разработки и пособия, а также широко используют готовые ресурсы. В саду имеется подборка готовых и авторских цифровых образовательных ресурсов по теме. В распоряжении детей наборы для театрализации (вязанный пальчиковый театр, театр на фланелеграфе).
Включение в работу настольно-печатных игр имеет немаловажное значение в развитии детей. Функция дидактических игр по олонхо – формирование устойчивого интереса и закрепления детьми знаний, полученных на занятии. Педагогами нашего ДОУ разработаны и созданы некоторыедидактические игры по тематике, а так же мы используем в работе народные игры и готовые игры издательства «Бичик»: «Олонхо дойдута» («Страна олонхо»); «Сандалы» («Круглый стол»); «Ат суурдуутэ» («Конные скачки»); Олонхо («По тропинкам олонхо»); ДИП «Сонор» по мотивам эпоса; «Хаамыска»; «Хабылык»; «Плетение девяти кос» и т.д.
Все работы по внедрению эпоса-олонхо, как воспитательный метод, без помощи и без сотрудничества с семьей не имеет полноценного значения. Для семьи, с целью повышения знаний об эпосе, проводятся трансляции образовательных видеороликов в приемной детского сада. Силами администрации оформлен информационного стенда об олонхо и олекминских олохосутах. Родители принимают участие в подготовке костюмов для театрализации олонхо, изготавливают игры и игрушки, куклы-персонажи, участвуют в проектно - исследовательской деятельности.
В работе над знакомством детей с олонхо немаловажное значение имеет сотрудничество с социальными институтами города, специалистами, которые могут оказать профессиональную помощь в организации мероприятий с детьми. Так, например, сотрудничая с педагогом детской школой искусств, мы создали сценарий и постановку театрализации эпоса «Ньургун Боотур Стремительный» на русском языке для старших дошкольников. Специалисты из национального культурного центра «Гармония» помогли сделать постановку замечательного танца «Якутские сережки» к спектаклю и познакомили с национальным обрядовым танцем «Олекминский осуохай».
И так, при условии планомерной целенаправленной работы по знакомству детей с эпосом, знания детей о духовной культуре Якутии значительно обогащаются, у детей формируются представления о трех мирах. Включение различных форм, методов, средств положительно влияет на развитие личностного потенциала современного ребенка.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: Эпос-олонхо через классические игры, через изобразительную, музыкальную трудовую деятельность детей, глубоко проникает в кут (душу) ребенка и имеет значительное влияние на воспитание.