Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Кодрик Н.Н. ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Библиографическое описание:
Кодрик Н.Н. Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы // Современная начальная школа. 2021. № 16. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/16.pdf.

В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия стремлюсь сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей

Новый ФГОС на одно из главных мест выдвигает воспитание личности в образовательном процессе. Важным требованием ФГОСа равную ответственность за образование и воспитание обучающихся несут не только образовательные учреждения, но и родители.

Новый стандарт предусматривает такое взаимодействие «ученик-учитель –родитель».

«Все мы вышли из детства» - знаменитое изречение Антуана де Сент – Экзюпери четко отражает закономерность первичного влияния семьи на становление личности.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.

В основе ФГОС НОО лежит концепция духовно-нравственного воспитания, воспитания личности гражданина России. Новый стандарт зафиксировал обязательства школы.

Школа обязана обеспечить по окончании начальной ступени образования достижение ребёнком результатов не только в предметных областях, как это было раньше, но и метапредметных и личностных результатах. Иными словами, ребёнок по окончании начальной школы должен уметь общаться, работать в группе, презентовать свою работу. Также он должен овладеть навыками работы с различной информацией, в том числе и представлять её в электронном виде.

В стандарте определён «портрет» выпускника начальной школы:

1. Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

2. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

3. Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

4. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

5. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

6. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

7. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни.

Кто же помогает формировать личность школьника, когда он поступает в школу?

Ø друзья;

Ø знакомые;

Ø педагоги дополнительного образования;

Ø учителя-предметники;

Ø классный руководитель;

Ø РОДИТЕЛИ.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы. Они могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью.

Родители – главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка.

От того, как будут складываться отношения между педагогом, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей.

Поэтому очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Ведь никто не знает больше о своих детях, чем мама и папа.

Когда я принимаю первый класс, меня волнует, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.

Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по просьбе учителя заполняют мамы и папы перед началом учебного года.

После этого мы начинаем оформлять портфолио каждого воспитанника, в котором содержатся результаты обследований ребёнка, предлагаются анкеты для родителей, на которых они здесь же отвечают. На протяжении всех лет обучения ставлю перед собой задачу – проводить работу с родителями так, чтобы, уходя из школы, они всегда имели искорку надежды, что вместе мы можем одолеть многое.

Познакомившись с семьями, составляю социальный паспорт класса, намечаю для себя цели и задачи работы с коллективом в целом и с каждой семьёй в частности. Озвучиваю для родителей, в процессе первого в учебном году родительского собрания, цели нашей с ними совместной деятельности.

Выделяю в своей работе с родителями такие формы связи школы и семьи:

Ø индивидуальные;

Ø групповые;

Ø коллективные.

Родительские собрания строятся с учётом возрастных особенностей детей и психологического климата коллектива, имеют свою целенаправленность – просвещение родителей. Собрания носят как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

Широко использую при проведении собраний компьютерные технологии в качестве презентационного материала, а также различные релаксационные минутки, поучительные видеоклипы, родительские университеты по предложенным темам: «Что делать, если…», «Одарённый ли мой ребёнок», «Радость творить вместе». Эти консультации стали любимыми для родителей. Вот их высказывания: «Это полезная и нужная встреча. Мы – родители должны помнить, что именно мы являемся стержнем наших детей, и это их будущее. Нашим детям нужна наша любовь, ведь она – начало всех начал». После родительских собраний каждому выдаю памятки, заповеди разумного воспитания, рекомендации родителям.

В этом направлении я добиваюсь следующих результатов:

§ успешность каждого ребёнка;

§ творчество родителей и детей;

§ желание родителей помочь своему ребёнку в развитии;

§ помощь родителей в выступлении ребёнка на республиканских и всероссийских научно-практических конференциях «Я познаю мир» (Владикавказ), «Леонардо» г. Ардон.

Огромную роль в работе с родителями для развития личности ребенка вижу в организации досуга учащихся. Совместные классные вечера стали неотъемлемой частью воспитательной деятельности. С какой радостью, энергией все готовятся к мероприятиям: составляют сценарии, сочиняют стихи, частушки и песни, занимаются оформительской деятельностью, раскрывая новые таланты.

Стали любимыми традиционные совместные мероприятия: праздники за пределами школы: новогодние посиделки, семейные гостиные, праздники «Посвящение в первоклассники», «До свидания, 1 класс!», «До свидания, 2 класс!», в которых активное участие принимают родители в роли сказочных персонажей. Родители подходят к проведению мероприятий творчески. Девизом работы стали слова: «Всё делаем творчески, иначе зачем?».

Результатом внеклассной работы является созданный родителями электронный альбом «Наш класс».

Горжусь тем, что в классе создан орган соуправления – родительский комитет, который организует работу с детьми, вовлекая всех родителей в учебно-воспитательную деятельность через работу МИГов (малых инициативных групп).

Сложившаяся система работы по развитию личности учащихся позволяет мне говорить об успешном формировании творческой личности.

Кроме того, хочу отметить, что мои воспитанники отличаются высокой любознательностью, инициативностью, неисчерпаемой энергией творчества, стремлением реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, дружелюбием и трудолюбием.

Крылатыми стали для меня слова:

Родители у нас народ прекрасный

Смысл воспитания для них предельно ясен.

Ведь только творчество и труд

Нам личность в будущем дадут!