Библиографическое описание:
Соколова Л.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ КОРОБКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ // Современная начальная школа. 2023. № 12 (55). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/55-2.pdf.
Использование сенсорной коробки в работе с детьми с нарушениями сенсорной интеграции.
В последние годы отмечается рост количества детей с различными трудностями в обучении. Причины проблем с учебой или плохого поведения нередко являются следствием неадекватной сенсорной интеграции в мозгу ребенка. У большинства людей сенсорная интеграция происходит автоматически, обеспечивая реакции, которые соответствуют требованиям окружения и формируют правильное сенсомоторное развитие.
Интеграция-это вид организации чего-либо. Интегрировать - значит собрать разные части в единое целое. Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут использованы. В наш мозг постоянно поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации от всего тела. Центральная нервная система и головной мозг устроены так, что они могут организовывать эти кусочки информации в целостную систему. От того, насколько развита данная способность, во многом зависит успешность деятельности человека. Сенсорная интеграция-это фундамент без которого невозможно нормальное функционирование высших психических функций.
Основоположником терапии, основанной на сенсорной интеграции, является американский эрготерапевт, доктор философии, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Под сенсорной интеграцией она понимает процесс, в ходе которого человек принимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через различные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибулярную. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.
Распространенные признаки и симптомы нарушения сенсорной интеграции:
1. Речь и проблемы с языком. Речь и язык зависят от многих процессов, связанных с сенсорной интеграцией. В случае сбоя на любом из этапов обработки информации они обычно развиваются медленно.
2. Неспособность играть. Это очень распространенный симптом нарушений сенсорной интеграции.
3. Трудности в общении, социализации, адаптации к новым помещениям, людям.
4. Проблемы с обучением в школе. Чтение, письмо, математика требуют хорошей сенсорной интеграции и предъявляют к мозгу сложные требования.
5. Избирательность в еде. Ребенок ест ограниченный набор продуктов, отказывается пробовать новую еду, есть в гостях.
6. Боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.
7. Светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов.
Дети открывают новое наощупь, им важно прикоснуться, потрогать, пощупать, осязать. Поэтому в работе учителя незаменимыми помощниками служат сенсорные коробки. Они являются одним из универсальных пособий для развития всех органов чувств, развития речи. Сенсорная коробка — это емкость с любым наполнителем. Это могут быть контейнеры, картонные коробки, содержащие различные природные материалы, крупы, песок, мелкие предметы, игрушки по различным лексическим темам.
«Инструменты, которые можно использовать в сенсорных коробках: лопатки, ложки, совки, половник, шумовку, пластиковые стаканчики, ведерки, упаковки от яиц, форму для кексов, ложку для мороженого, ложку для салата, воронку, сито, маленькие силиконовые формы, форму для льда, формочки для печенья, игрушечные грабли, лейку, детские садовые перчатки, щипцы, пинцет.
Игрушки: маленькие человечки, фигурки животных, кубики, шарики, кольца, погремушки, игрушечные предметы мебели, посуда и предметы быта, машинки, игрушечная еда, искусственные растения.
Методика предполагает большой ассортимент пособий и игровых материалов.
Перед началом занятий стоит уточнить склонность ребёнка к помещению в рот, нос мелких предметов; аллергические реакции на запахи и анамнез пищевой аллергии, это позволяет избежать возможных недоразумений при активизации вкусового и обонятельного восприятия. Все слова и грамматические формы, которые подлежат закреплению, особо выделяются взрослым, акцентируются с помощью интонации, громкости голоса. Закрепление обеспечивается многократным повторением. Используется сопряжённое проговаривание с постепенным переходом к отражённому, а затем самостоятельному произнесению ребёнком слов, простых фраз и развёрнутых высказываний.
Чем полезна сенсорная коробка.
Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.
Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный и др.) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как…).
Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.
Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.
Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.
Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.
Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
Развивает интерес к науке: сенсорные коробки могут быть отличным способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как камни, песок, вода.
Применение сенсорных материалов в речевом развитии дошкольников может быть использовано для:
Формирования коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи, развитие активного и пассивного словаря;
Формирования артикуляционных навыков (самомассаж, стимуляция вкусовых рецепторов);
Развития физиологического и речевого дыхания;
Работы над звукослоговой структурой слов (схемы слов);
Формирования навыков грамматического оформления высказывания;
Формирования и развитие связной речи от простой фразы до развёрнутого высказывания.
Использование сенсорной коробки в коррекционной работе с детьми с нарушениями сенсорной интеграции является эффективным средством для формирования познавательных и речевых процессов.
Соколова Л.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ КОРОБКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ // Современная начальная школа. 2023. № 12 (55). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/55-2.pdf.
Использование сенсорной коробки в работе с детьми с нарушениями сенсорной интеграции.
В последние годы отмечается рост количества детей с различными трудностями в обучении. Причины проблем с учебой или плохого поведения нередко являются следствием неадекватной сенсорной интеграции в мозгу ребенка. У большинства людей сенсорная интеграция происходит автоматически, обеспечивая реакции, которые соответствуют требованиям окружения и формируют правильное сенсомоторное развитие.
Интеграция-это вид организации чего-либо. Интегрировать - значит собрать разные части в единое целое. Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут использованы. В наш мозг постоянно поступают бесчисленные кусочки сенсорной информации от всего тела. Центральная нервная система и головной мозг устроены так, что они могут организовывать эти кусочки информации в целостную систему. От того, насколько развита данная способность, во многом зависит успешность деятельности человека. Сенсорная интеграция-это фундамент без которого невозможно нормальное функционирование высших психических функций.
Основоположником терапии, основанной на сенсорной интеграции, является американский эрготерапевт, доктор философии, психолог и педагог Энн Джин Айрес. Под сенсорной интеграцией она понимает процесс, в ходе которого человек принимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через различные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибулярную. Целью этого процесса является планирование и выполнение соответствующих действий в ответ на сенсорный раздражитель, внешний или внутренний.
Распространенные признаки и симптомы нарушения сенсорной интеграции:
1. Речь и проблемы с языком. Речь и язык зависят от многих процессов, связанных с сенсорной интеграцией. В случае сбоя на любом из этапов обработки информации они обычно развиваются медленно.
2. Неспособность играть. Это очень распространенный симптом нарушений сенсорной интеграции.
3. Трудности в общении, социализации, адаптации к новым помещениям, людям.
4. Проблемы с обучением в школе. Чтение, письмо, математика требуют хорошей сенсорной интеграции и предъявляют к мозгу сложные требования.
5. Избирательность в еде. Ребенок ест ограниченный набор продуктов, отказывается пробовать новую еду, есть в гостях.
6. Боязнь громких звуков и шума, непереносимость некоторых видов музыки или музыки в целом, негативные реакции на пение/голос, невосприимчивость обращений, растерянность в людных и общественных местах.
7. Светобоязнь (предпочтение к полумраку и темноте), напряжение при рассматривании предметов.
Дети открывают новое наощупь, им важно прикоснуться, потрогать, пощупать, осязать. Поэтому в работе учителя незаменимыми помощниками служат сенсорные коробки. Они являются одним из универсальных пособий для развития всех органов чувств, развития речи. Сенсорная коробка — это емкость с любым наполнителем. Это могут быть контейнеры, картонные коробки, содержащие различные природные материалы, крупы, песок, мелкие предметы, игрушки по различным лексическим темам.
«Инструменты, которые можно использовать в сенсорных коробках: лопатки, ложки, совки, половник, шумовку, пластиковые стаканчики, ведерки, упаковки от яиц, форму для кексов, ложку для мороженого, ложку для салата, воронку, сито, маленькие силиконовые формы, форму для льда, формочки для печенья, игрушечные грабли, лейку, детские садовые перчатки, щипцы, пинцет.
Игрушки: маленькие человечки, фигурки животных, кубики, шарики, кольца, погремушки, игрушечные предметы мебели, посуда и предметы быта, машинки, игрушечная еда, искусственные растения.
Методика предполагает большой ассортимент пособий и игровых материалов.
Перед началом занятий стоит уточнить склонность ребёнка к помещению в рот, нос мелких предметов; аллергические реакции на запахи и анамнез пищевой аллергии, это позволяет избежать возможных недоразумений при активизации вкусового и обонятельного восприятия. Все слова и грамматические формы, которые подлежат закреплению, особо выделяются взрослым, акцентируются с помощью интонации, громкости голоса. Закрепление обеспечивается многократным повторением. Используется сопряжённое проговаривание с постепенным переходом к отражённому, а затем самостоятельному произнесению ребёнком слов, простых фраз и развёрнутых высказываний.
Чем полезна сенсорная коробка.
Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.
Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный и др.) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как…).
Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.
Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.
Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.
Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.
Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
Развивает интерес к науке: сенсорные коробки могут быть отличным способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как камни, песок, вода.
Применение сенсорных материалов в речевом развитии дошкольников может быть использовано для:
Формирования коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи, развитие активного и пассивного словаря;
Формирования артикуляционных навыков (самомассаж, стимуляция вкусовых рецепторов);
Развития физиологического и речевого дыхания;
Работы над звукослоговой структурой слов (схемы слов);
Формирования навыков грамматического оформления высказывания;
Формирования и развитие связной речи от простой фразы до развёрнутого высказывания.
Использование сенсорной коробки в коррекционной работе с детьми с нарушениями сенсорной интеграции является эффективным средством для формирования познавательных и речевых процессов.