Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Щербакова Г.В., Буторина А.В. ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ТРАДИЦИОННОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТАХ

Щербакова Галина Владимировна, Буторина Анастасия Васильевна
учителя начальных классов, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 45 имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова" г. Калуги

Библиографическое описание: Щербакова Г.В., Буторина А.В. Цифровые инструменты учителя для организации учебного процесса в традиционном и дистанционном форматах // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.

Требования федерального государственного стандарта к метапредметным результатам обучающихся требуют изменения технологии организации обучения. Особую дидактическую значимость при этом приобретают средства и сервисы информационно - коммуникационных технологий.

Кроме того, в условиях пандемии мы должны быть готовы в любой момент перейти на дистанционный формат обучения на время карантина. Эта задача ставит перед учителем самый главный вопрос: какие инструменты использовать для организации дистанционного урока?

Таким образом, на первое место выходит необходимость создания такой информационной образовательной среды, которая будет подходить как для традиционной формы обучения, так и для организации дистанционного обучения, а также обеспечит быстрый и безболезненный переход с одной формы обучения на другую.

Одним из компонентов информационной образовательной среды учреждения в контексте ФГОС [1] является комплекс информационных образовательных ресурсов, включающий в себя различные цифровые инструменты.

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – это такой образовательный ресурс, который представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, направленный на достижение дидактической цели или на решение определенных учебных задач [2].

Главная особенность цифровых ресурсов заключается в интерактивности создаваемых с их помощью заданий и упражнений, а также в смене роли обучающегося с пассивного слушателя на активного деятеля.

Мы нашли такой цифровой инструмент, который позволяет успешно создавать цифровые образовательные ресурсы и использовать их как в рамках традиционного урока, так и при организации уроков дистанционно. Это web-сервис LearningApps.org (Web 2.0).

Сервис LearningApps.org является конструктором интерактивных заданий и позволяет учителю создавать и применять интерактивные онлайн - упражнения в ходе проведения традиционных уроков, а также конструировать собственные уроки в дистанционном формате.

На фото 1 представлен пример интерактивного задания, разработанного для устного счета в первом классе. Детям необходимо расставить вагончики в порядке увеличения ответов. Данное задание можно транслировать на интерактивную доску в классе, вагончики паровозика свободно перемещаются в заданном поле.



Фото 1.

На фото 2 представлен пример сконструированного средствами сервиса LearningApps дистанционного урока для обучающихся 1 класса по теме «Число 5 и цифра 5».



Фото 2.

Данный цифровой инструмент предоставляет возможности для сотрудничества педагога и ученика, через организацию работы с классом на платформе. То есть, создав и отправив урок классу, учитель может просматривать статистику выполнения урока обучающимися, а также оценивать успешность выполнения отдельных заданий. Для этого необходимо создать класс и зарегистрировать обучающихся.

Сервис предоставляет широкие возможности не только для создания цифровых образовательных ресурсов для урочной деятельности и освоения программного материала, но и для создания ЦОР для использования во внеурочной деятельности. Электронные учебные материалы, используемые в урочной и во внеурочной деятельности, обладают огромным воспитательным потенциалом.

Так, например, нами была разработана викторина «Из глубины веков» (доступ по ссылке https://learningapps.org /watch?v=p3w9unwra20). Викторина была разработана в рамках предметной недели, для учащихся 1 классов. Она содержит задания по предмету «Родной русский язык, 1класс», на знание значения устаревших слов.

Данный вид упражнений может быть использован как на традиционном уроке, например, при обобщении знаний по разделу, так и при дистанционной форме обучения. Также можно использовать викторину во внеурочной деятельности: «Викторина по правилам дорожного движения», «Викторина по пожарной безопасности», «Викторина, приуроченная к годовщине знаменательного события» и т.п.

При использовании данного вида упражнений ученики могут проверить и закрепить свои знания в игровой̆ форме, что способствует формированию познавательного интереса учащихся.

Мы разработали Инструкцию по созданию викторины на платформе LearningApps.org:

1. Подготовить дидактический материал: задания, изображения, аудио и видео файлы. Для удобства в использовании загрузить в одну папку.

2. Зарегистрироваться на сайте LearningApps.org. Процедура регистрации очень простая. Заходим на сайт, нажимаем в правом верхнем углу кнопку «вход», система предложит войти под своим аккаунтом или создать новый.

3. После подтверждение регистрации нажимаем кнопку «Новое упражнение».

4. Из представленных вариантов выбираем «Викторина с выбором правильного ответа».

5. После перехода к викторине, нажимаем «Создать новое упражнение».

6. Появляется поле, для ввода названия викторины, заданий, вопросов, ответов.

7. Пишем название викторины в поле «Название упражнения».

8. В поле «Описание задания» можно написать инструкцию по выполнению задания или оставить это поле пустым.

9. Следующий пункт «Вступление». Он необязательный. Этот пункт может содержать: текст, картинку, озвученный текст, аудио или видео материалы.

10. Заполняем поле «Вопросы». Пишем текст или вставляем фото, видео или аудио файл.

11. Далее оформляем ответы. Например, ответы необходимо представить в виде фотографий. Для этого нажимаем кнопку «Выберите картинку», появится окошко, где система предложит выбрать картинку из папки, интернета или скопировать ссылку на картинку и вставить в соответствующее окно.

12. Рядом с вариантом ответа можно записать текстовую подсказку, она будет отображаться в верхнем правом углу картинки с ответом.

13. Количество вариантов ответов увеличиваем, нажав кнопку

14. «+ добавить ещё один вариант ответа».

15. Последовательно заполняем все поля для вариантов ответа, отмечаем «галочкой» верный ответ.

16. Создаем следующий вопрос, нажимая кнопку «добавить ещё вопрос».

17. Формируем необходимое количество вопросов.

18. Определяем порядок, в котором дети будут видеть вопросы. Это может быть случайный порядок или определенный порядок при создании упражнения.

19. Ставим «галочку» в клетке ниже, если нужно, чтобы дети видели оценку после выполнения всех заданий.

20. Можно выбрать и установить фоновое изображение. Если не установить фоновое изображение, фон останется белым.

Фоновое изображение может соответствовать тематике викторины, тогда она будет более наглядной и интересной.

21. В поле «обратная связь» текст можно оставить так или изменить его на свой вариант, этот текст дети увидят после выполнения заданий.

22. При необходимости можно настроить подсказки, которые будут помогать детям в выполнении заданий.

23. Нажимаем «Завершить и показать в предварительном просмотре».

24. Проверяем правильность оформления викторины, выполнив все задания. Если необходимо скорректировать задание, нажимаем «Доработать упражнение».

25. Если всё получилось, нажимаем «Сохранить упражнение».

26. Теперь игру можно найти во вкладке «Мои упражнения» в правом верхнем углу экрана.

27. В случае необходимости, её содержание можно изменить, нажав «Доработать упражнение».

28. Добавить игру на сайт, отправить по почте, в мессенджеры, поделиться с коллегами можно, скопировав ссылку на неё под игрой.

Использование упражнений, созданных средствами LearningApps, на уроке позволяет сделать процесс обучения интерактивным, более мобильным, дифференцированным, индивидуальным.

Таким образом, применение цифровых инструментов для организации процесса обучения способствует повышению учебной мотивации обучающихся; выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий изучения предмета в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся; обеспечивают построение уроков на основе деятельностного подхода; переход от репродуктивного процесса обучения к активному; а также возможность организации дистанционного обучения с поддержкой обратной связи.



Библиографический список:

1. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Режим доступа - https://минобрнауки.рф/документы/543

2. Заичкина О.И. Составляющие ИКТ-компетентности педагога // Развитие ребенка в условиях ИКТ насыщенной образовательной среды: сборник трудов научно-практической конференции (13 апреля 2016 г., Москва) – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – С. 10–15.