учитель-дефектолог
МАОУ "Центр образования № 40" (структурное подразделение "Детский сад"), г. Уфа
Качество учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения, в значительной степени зависит от уровня теоретической подготовки, педагогического и методического мастерства педагогических кадров, их готовности к инновационному обновлению образовательного процесса, повышению личностно-профессиональной компетенции.
Существует много различных способов совершенствования профессиональной компетенции педагогов дошкольных учреждений:
- самообразование;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- изучение информационно - компьютерных технологий;
- конкурсы профессионального мастерства;
- мониторинг развития личности и индивидуальности воспитанника;
- обобщение педагогического опыта и аттестация и т.д.
Но практика показывает, что наиболее эффективным способом повышения личностно-профессиональной компетентности педагога является активное участие самого педагога в работе методического объединения, которое организует методическую работу с педкадрами во всех ее проявлениях.
Основными задачами работы методических объединений являются
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов образовательных учреждений через участие специалистов в работе семинаров, мастер-классов, круглых столов, профессиональных конкурсов;
- оказание методической помощи молодым специалистам по вопросам образовательного процесса; профессиональной поддержки по основным направлениям профессиональной деятельности;
- расширение спектра представлений о различных формах, техниках и технологиях работы с детьми, их родителями и педагогами;
- расширение межведомственных взаимодействий методического объединения, путём сотрудничества с специалистами другой направленности.
Формы проведения заседаний могут быть разнообразны:
1. Мастер-класс - особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру, в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны педагога, ведущего мастер – класс;
2. Деловая игра - эффективный метод взаимодействия педагогов, моделирование систем отношений, которые существуют в реальной действительности или в том или ином виде деятельности, в них приобретаются новые методические навыки и приемы;
3. Круглый стол – коллективная дискуссия, обсуждение, освещение каких – либо вопросов и вырабатывание совместных решений;
4. Семинар – практикум – сочетает в себе теоретическую подготовку и практическую деятельность, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением, возможность не только освоить приемы работы, но с самим педагогам разработать систему организации деятельности в определенных условиях;
5. Презентация опыта работы – анализ и обоснование обобщенного систематизированного конкретного педагогического опыта;
6. Методических объединений в режиме онлайн ZOOM, WhatsApp, YouTube – проведение методического объединения независимо от месторасположения участников мероприятия, при этом участники видят и слышат друг друга, согласно правилам, определяемым видом видеоконференции, размещение видеоматериалов, видеовыступлений с неограниченном доступом;
7. Сообщество в Контакте – позволяет разместить материал в различном формате: текстовый вариант, в виде презентации, а также в видеоформате, получить обратную связь в виде комментариев, оценки выставленной работы, дать полную информацию и охватить всех специалистов, ознакомиться с информацией специалист может в любое удобное для него время.
8. Школа начинающего педагога – работа с молодыми кадрами по повышению профессиональной компетенции, с целью формирования профессионально – адаптированного компетентного начинающего педагога.
Формы проведения методических объединений очень разнообразны. И каждое методическое объединение имеет свой почерк в работе, свой подход, работает над своей методической темой, прежде всего, ориентируясь на освоение новых приёмов и методов повышения качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ.