Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции
Февраль 2022

МЫ В ПРОФЕССИИ ИГРАЕМ

Баутдинова Вера Алексеевна
Педагог-психолог
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Еловская средняя общеобразовательная школа - структурное подразделение «Детский сад №4
с. Елово»
Мы в профессии играем
Модель организации внедрения системы краткосрочных образовательных практик по выбору как ресурса успешной социализации и ранней профориентации детей дошкольного возраста
Актуальность
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.
А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Поэтому ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы узнают о разных профессиях.
В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
В основном эта деятельность должна носить информационный характер: общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте.
Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.
Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. В работе по реализации данного направления нам пришлось столкнуться с некоторыми сложностями. Профориентация дошкольников - это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании.
Профориентация требует планомерности, систематизации и углубленной работы. Перед нами стояла такая проблема: большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях взрослых, низкий словарный запас по этой теме. Опрос детей старшего дошкольного возраста показал, что только немногие из них имеют отчетливое представление о многообразии профессий, правильно обосновывают значимость труда.
Большинство детей знают только названия некоторых отдельных профессий, но не могут объяснить, где работают родители, в чем ценность и содержание их труда. Исходя из этих данных, было принято решение разработать систему по ознакомлению с профессиями для детей от 4-х до 7-ми лет. В этом возрасте мы можем увидеть: к чему у ребенка есть задатки, какие есть природные способности и попытаться их развивать.
Новизна.
Чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу, нами был разработан управленческий проект «Кем быть? Ещё не решено, но это очень важно».
Для разработки и реализации проекта было принято решение о комплексном использовании нескольких инновационных технологий: На I этапе (разработка):
1. Лайфхак Лайфхак – это производная от двух английских слов «life» и «hack». Первое переводится как «жизнь», а второе – «взлом». То есть буквально «lifehack» – это «взлом жизни». Лайфхак – это стратегии и методики, взятые на вооружение для того, чтобы более эффективно управлять своим временем и повседневными задачами; это набор приёмов для упрощения процесса достижения поставленных целей. Лайфхак в управлении образовательной организацией – это: • нестандартный взгляд на проблему; • экономия ресурсов (время, деньги, силы и прочее); • легкость применения. На II этапе (внедрение):
2. Краткосрочные образовательные практики по выбору Краткосрочная образовательная практика по выбору - практико- ориентированная законченная образовательная деятельность продолжительностью до 8 академических часов, выбираемая участниками образовательных отношений в соответствии со своими интересами. На III этапе (обобщающий):
3. Ментальная карта (приложение 1) 6 Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карта памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно- следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Ментальная карта – это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Интеллект-карта – это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем.
Лайфхак: «Пять шагов к успеху»
SWOT-анализметод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории. Википедия.
Шаг
SWOT – анализ
«+»
SWOT – анализ
«-»
1. Соответствие комплексно- тематическому плану ДОУ.

Темы привычны для педагогов.
-
2. Накопление банка программ КОП по профориентации.

Идея об объединении программ КОП единой тематикой: ранняя профориентация Заключение соглашения о сотрудничестве для развития инновационной деятельности образовательной организации по теме «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста».
-
3. Разработка модели ранней профориентации в ДОУ.

Модель ранней профориентации.
Трудоемкость
4. Использование ментальной карты.

Наглядность, системность, прозрачность.
Трудоёмкость, некомпактность.
5.
Представление передового
педагогического опыта на
муниципальном уровне.

Наличие банка программ КОП, опыт
практического применения.
Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов в представлении результатов
Для реализации модели был проведён мониторинг условий реализации модели.
1.Условия организации внедрения модели.
«Система краткосрочных образовательных практик по выбору как ресурса успешной социализации и ранней профориентации детей дошкольного возраста».
1.1. Нормативно-правовое обеспечение
•           Положение о реализации краткосрочных образовательных практик по выбору для детей дошкольного возраста в ДОУ.
•           Циклограммы специалистов.
•           Программы КОП
•           Сетка образовательной деятельности для групп общеобразовательной направленности.
•           Перечень краткосрочных образовательных практик по профориентации.
Методическое обеспечение
Организации внедрения системы КОП с учётом ранней
профориентации.
Цель: внедрение системы краткосрочных образовательных практик как ресурса социализации детей, обеспечение вариативности и индивидуализации дошкольного образования через раннюю профориентацию воспитанников старшего дошкольного возраста.
Направления деятельности:
1. Анализ условий реализации: кадровые, материально-технические, психолого-педагогические, финансовые условия, а также развивающая предметно-пространственная среда.
2. Расширение образовательного пространства, организация целостного образовательного процесса: опыт социума – в детский сад, из детского сада – в семью.
3. Внесение коррективов в содержательный раздел ООП ДО (часть,
формируемая участниками образовательных отношений).
4. Внесение коррективов в организацию деятельности педагогов во
вторую половину дня, внесение изменений в содержание деятельности специалистов (работа с подгруппой).
5. Разработка программ краткосрочных образовательных практик по выбору.
Работа предполагает разделение деятельности на три этапа:
I этап (организационный): формирование нормативно-правовой базы, разработка и утверждение программ КОП по выбору, мониторинг РППС и кадрового состава, встречи с социальными партнёрами и родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы и участия в образовательной деятельности.
II этап (практический): реализация тематического плана через посещении социальных структур, организация совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».
Взаимодействие с родителями - особое направление нашей работы, так как маленький ребенок первоначально все берет из семьи. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения.
III этап (обобщающий): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.
2.Организационная составляющая модели.
• КОП по выбору являются обязательным элементом вариативной части ООП ДО ДОУ.
• Часы, отводимые на краткосрочные практики, не входят в объем обязательной части ООП ДО ДОУ, а являются содержатеным компонентом части ППО ДО ДОУ, формируемой участниками образовательных отношений.
• Периодичность: 1-2 раза в неделю, продолжительность 15-30 мин.
• Число групп определяется в пределах общего количества детей, не более 10 детей в группе.
• Детям предлагаются практики на выбор.
• Каждый дошкольник осваивает за учебный год несколько практик
(рекомендуется: 1 практика в месяц – 1-2 раза в неделю).
• Длительность практик – 2 —4 занятий.

3.Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней
профориентации:
•           у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
•           активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,
•           разовьется чувство уважения к людям разных профессий.
4.Банк программ краткосрочных образовательных практик по выбору.

Наименование
Программы КОП
Профессия
1.
«Волшебство на песке».
Художник - пескограф
2.
«Твистинг»
Аэродизайнер, твистер.
3.
«Мои первые фотографии»
Фотограф
4.


5.


5. Документация руководителя практики.
Программы КОП.
Табель учёта посещаемости (для каждой КОП).
Презентация КОП для родителей.
Фиксационная карта выбора (на квартал).
6.Алгоритм практики
Организационный этап.
Разработка программы КОП, объявление для родителей в группе, лист выбора.
Практический этап.
Реализация программы КОП (2-4 встречи).
Алгоритм ознакомления с профессией.
• Название профессии
• Место работы
• Материал для труда
• Форменная одежда
• Орудия труда
• Трудовые действия
• Личностные качества
• Результат труда
• Польза труда для общества.
Завершающий этап.
Подведение итогов, анализ.
7.Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение МАДОУ позволяет решать воспитательно-образовательные задачи, связанные с социализацией и ранней профориентацией детей дошкольного возраста. Структура развивающей предметно-пространственной среды, наряду с групповыми комнатами включает специализированные помещения, что позволяет осуществлять всестороннее развитие личности воспитанников.
В детском саду имеются: кабинет педагога-психолога, сенсорная комната, кабинет учителя логопеда, кабинет музыкального руководителя, музыкально-спортивный зал.
Предметно-развивающая среда в группах. В детском саду уделяется особое внимание эстетическому оформлению помещений, т.к. среда играет большую роль в формировании социально- личностных качеств дошкольников. Мебель и игровое оборудование подобраны с учетом санитарных и психолого- педагогических требований. В группах созданы условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности. Оформлены тематические уголки, тематически оформлены фойе и коридоры.
в процессе внедрения модели
• Занятость педагогов
• Пассивность педагогов
• Методическая консервативность педагогов
• Разный уровень методической подготовки
• Ограниченные часы работы специалистов
8. Проблемный анализ внедрения, решение проблемных ситуаций.
Основные проблемы, возникающие
• Пассивность родителей
• Карантины, заболеваемость
Пути решения проблем.
Проблема
Решение
 Занятость педагогов
Беседа о специфики профессии.
Пассивность педагогов

Финансовое стимулирование педагогов.
Методическая консервативность педагогов

На этапе внедрения – создание вспомогательных площадок.
 Разный уровень методической подготовки
Индивидуальные консультации, посещение открытых занятий педагогов-стажистов.
 Ограниченные часы работы специалистов
Внесение коррективов в циклограмму рабочего времени специалистов.
Пассивность родителей

Поощрение родителей
(грамоты, благодарности, сайт ДОУ)
Карантины, заболеваемость

Пересмотр графика проведения КОП.
Итоги первого и второго этапов внедрения модели
(сентябрь 2016 – апрель 2017)
Первые результаты в процессе реализации модели получились достаточно интересным. Дети не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у детей значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали больше уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда.
Управленческий и методический результаты:
• Полностью сформирована нормативно-правовая база
• Разработано программ КОП по выбору – 32.
• Реализовано программ КОП – 21.
• Групп участников запланировано – 7, участвуют в реализации – 5:
подготовительных к школе – 2, старших – 1, средних – 2.
• Педагогов-участников – 7
• Участие специалистов – 4 (100%) – вспомогательные площадки
• Ведение документации (журнал КОП) – в полном объёме.
37
• Информация на сайте МАДОУ – 100%
• Участие в мероприятиях разного уровня:
всероссийский уровень – 3 (заочное и дистанционное участие);
региональный уровень – 2 (очное и заочное участие);
муниципальный уровень – 14 (очное участие, в том числе в рамках Муниципальных
педагогических чтений; Муниципальных курсов повышения родительской
компетенции в вопросах воспитания и образования детей; лаборатории для молодых
педагогов; презентационной площадки по развитию грамматического строя речи;
конкурса культурно-образовательных инициатив);
институциональный уровень – 9 (открытые просмотры в рамках методического
объединения, практикум для педагогов, педагогический совет, занятия в рамках
аттестации педагогических работников).
Список литературы.
1.Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010.
2.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.
3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014.