Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Чумарёва М.В. РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание:
Чумарёва М.В. Развитие орфографической зоркости младших школьников // Современная начальная школа. 2021. № 16. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/16.pdf.

Уже вначале первого класса я начинаю работу по обучению учащихся решению орфографических задач, при решении которых, у детей вырабатываю умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер (тип орфограммы) и находить путь решения. Мы называем это «Найти ошибкоопасное место». Такие умения называются орфографической зоркостью. Они являются важнейшим, базовым умением.

Существует множество упражнений для развития этих умений. Но, по-моему, очень эффективной и интересной является работа «Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и «опасное место». Поэтому, необходимо научить детей правильно определять ударение в словах. Для этого учу детей позвать слово.

На данном этапе необходимо как можно доступнее объяснить детям понятие «Орфограмма». В игровой форме этого достичь легче. К нам в гости приходит мышка, ворует букву или выгрызает дырку. Это может быть облачко, которое закрыло собой букву. На доске записаны слова, орфограммы закрыты картинками. Для детей предлагается уже решить орфографическую задачу. Путём рассуждений мы выясняем, какая буква закрыта, почему необходимо писать именно её. Вот здесь и вводится правило. Я преподношу его для детей в виде схемы.

Какова система упражнений на данном этапе?

-Изменить слова горы, совы, сосны, тропы, грозы, стены, реки, свечи, земли, стрелы так, чтобы они называли не много, а один предмет. Запись в тетрадях:

г«о»ры – г«а»ра, с«о»сны – с«а»сна, стены – ст«и»на, свечи – св«и»ча,

с«о»вы – с«а»ва, тр«о»ы – тр«а»па, реки – р«и»ка, стрелы – стр«и»ла

(примечание: скобками «» обозначены звуки).

Игра «Забей гол» поставить букву а или о. Зв* нок, с*довник, п*ляна, н*ра и т.д.

Дети отмечают, что при изменении слов вместо звука «о» появился звук «а» в слабой позиции; что безударный звук «е» на письме обозначается буквой и. Отмечается, что нет мены у букв ы сырок), у (лучи), ю (люблю); в конце слова – а, я (парта, Толя). Стараюсь довести до детей сущность понятия орфограммы: в слове нет орфограммы, если нет «мены» букв; в слове есть орфограмма, если есть «мена» букв. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографических навыков.

Таким образом, с самых первых дней пребывания ребёнка в школе я ставлю перед собой задачу научить детей осознавать наличие орфограмм в слове.

Облегчить учащимся применение правил при письме как раз и призвано использование алгоритма.

Алгоритм – это «инструкция», предписывающая, какие операции и в какой последовательности нужно выполнять, чтобы применить соответствующее правило.

Например, алгоритм объяснения безударного гласного может быть таким:

Алгоритм «Решение орфографической задачи»

1. Выяснить значение слова.

2. Поставить в слове ударение и выделить безударный гласный.

3. Разобрать слово по морфологическому составу, выделить корень.

4. Подобрать больше однокоренных слов, поставить ударение.

5.Выбрать из однокоренных слов проверочные, т. е. те, в которых проверяемый гласный стоит под ударением.

6. Объяснить написание безударного гласного

Прием «Светофор», при котором ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонек, как только найдут «опасные места».

Или похожий — «Зажги маячок», в котором при проведение звукового анализа слова с составлением схемы обозначаются «опасные места».

На следующем этапе работы использую приёмы и виды упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости у младших школьников.

Приемы по выработке орфографической зоркости

1.Скоростное письмо.

Считаю, что одним из эффективных приемов для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).

2. Самостоятельное чтение хором.

3. Объяснение орфограмм (коллективно).

4. Считают количество предложений в тексте.

5. Чтение по предложениям.

6. Орфографическое чтение.

7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).

8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.

9. Проверка написанного.

2. Письмо с пропуском орфограмм.

Для того, чтобы ученик выполнял не пассивную роль на уроке при изучении новых слов, а активную, нужно прежде всего тренировать его орфографическую зоркость, т.е. умение находить в слове слабую позицию. Во многом этому помогает письмо с «дыркой» или «окошечком». При написании слов ученик слабое место в слове оставляет ненаписанным, затем решается орфографическая задача и только после этого в «окошечко» вписывается орфограмма. Давно известно, что дети лучше запоминают то, что сами «открыли». Поэтому письмо с «дыркой» является дополнительным стимулом при изучении правил орфографии.

3.Звуковой анализ слов.

Данной работе, начиная с букварного периода, я уделяю особое внимание. Почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.

4.Письмо с простукиванием.

Диктуя текст, ударяю карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься.

5. Использование словарей.

Уже на первых уроках я познакомила учащихся с орфографическим словарем, который в дальнейшей работе стал «настольной» книгой, часто используемой на уроках. Далее происходит знакомство со словарями разного вида. Дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом.

6. Работа со словарными словами

При работе со словарными словами пользуюсь этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький.

Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка – у. Урожай – род с приставкой — у.

Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся.

Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.

Большую помощь могут оказать рисунки, схемы. Дети очень живо реагируют на такую наглядность, пытаются сами нарисовать рисунок или схему к слову.

Орех (внутри буквы о, или вместо неё рисуем орешек) - орех круглой формы, поэтому пишется О.

РАкета (внутри буквы а, или вместо неё рисуем ракету) - ракета в виде буквы А, поэтому пишется с А.

ЯгОда (внутри буквы о, или вместо неё рисуем ягодку) - ягодка круглая, как буковка О.

ЯблОко (внутри буквы о, или вместо неё рисуем яблочко).

Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.В ученических тетрадях вместо привычных символов (палочка- орфографическая ошибка, галочка- синтаксическая ошибка) на полях появляются разные цифры, которые проставляет учитель. Каждой ошибке строго соответствует цифра, отсылающего ученика в «Проработку ошибок и неточностей». Такая маленькая брошюрка есть у каждого ученика.

Заключение

Работая над данной темой, я сделала вывод, что методика обучения правописанию младших школьников адресуется учителю, но она направлена на деятельность учащихся.

Её цель — обеспечить высокую познавательную активность детей, понимание ими материала, который изучается, и тех приёмов работы, которыми они пользуются. Орфография своим содержанием малопривлекательная для детей, усваивается она нелегко. У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку ставится только за орфографическую грамотность. Другие стороны предмета «Русский язык»: — знание грамматики, богатство словаря, речь — во внимание не принимаются. Из-за боязни ошибок школьник теряет веру в себя. Отрицательные эмоции переносятся на весь предмет «Русский язык».

Поэтому очень важна мотивация орфографической работы, которая реализуется через:

а) возбуждение, развитие, углубление познавательных интересов;

б) использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;

в) чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;

г) повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

д) положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своем успехе;

е) введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки знаний, умений и навыков.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.

Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.

Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов М. Т. «Методика преподавания русского языка» — М.: Просвещение, 1990

2. Львов М. Р. «Правописание в начальных классах». — М.: Просвещение, 1990. — 160с.

3. Савинова 3. «Виды работ по формированию орфографической зоркости»//Начальная школа. №1, 1996г.

4. Тырычева Л. А. «Занимательные упражнения на уроках русского языка в 1-2 классах»//Начальная школа. №5, 1994г.

5. Сергеева Т. «Орфографические пятиминутки»// Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября». №7, 1996.

6. Железная Л. М. «Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку»// ж. Начальная школа. №4, 2003.

7. Тикунова Л. И., Канакина В. П. «Сборник диктантов и творческих работ»: Пособие для учителя начальной школы — М.: Просвещение, 1992.

8.Г.Т.Дьячкова «Диктанты 1-4 классы» Волгоград: Учитель, 2008 г.

9.О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова «300 упражнений и заданий по русскому языку» 1-2 классы Москва: Астрель, 2001 г.